Экологический проект «Путешествие в мир насекомых»
проект (младшая группа)

Фомина М.В.

    Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальней шее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_puteshestvie_v_mir_nasekomyh.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад"Родничок" городского округа Рефтинский

Экологический проект

«Путешествие в мир насекомых»

младшая группа №1

Воспитатель: Фомина М.В.

2019 г.

Актуальность:

Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальней шее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

- расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

По времени проведения: краткосрочный (1 месяц)

Ожидаемый результат:

- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

- находить сходства и различия;

- владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

I этап – подготовительный

- Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Перспективное планирование проекта.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

Выявление субъективного опыта.

- «Что мы знаем?»

- «Что мы хотим узнать?»

- «Где мы можем найти информацию?

Планирование совместной - образовательной деятельности:

- Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.

- Наблюдения за насекомыми на участке.

- Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.

- Выполнение аппликации, рисование красками, лепка из пластилина.

Сотрудничество с родителями:

- предложить родителям провести с ребенком экскурсию в лес, что бы понаблюдать за насекомыми;

- почитать художественную литературу (рассказы, сказки);

-предложить сделать поделку на тему «Насекомые» совместно с детьми.

- посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Винни-Пух», «Под грибом».

II этап – основной этап (практический)

Комплексно – тематическое планирование по теме проекта.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика: «Насекомые»

Физкультурная минутка: «Сороконожка»

Дыхательная гимнастика: «Подуй на бабочку»

Познавательное

развитие

Беседа на прогулке: «Что мы знаем о насекомых?»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»,

Подборка детских произведений для домашнего чтения: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Социально- коммуникативное развитие

Дидактическая игра: «Найди одинаковых бабочек»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Бабочка»

Лепка: «Стрекоза»
Аппликация: «Божия коровка»

Коллективная работа: «Муравейник»

III этап – заключительный

Итоговое мероприятие:

Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта "Путешествие в мир насекомых".

Анализ хода работы:

В ходе реализации проекта «Путешествие в мир насекомых» предполагаемые результаты были достигнуты:

- пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;

- родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

Приложение 1

Пальчиковая игра «Насекомые»

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

Цель: развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

- развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

-совершенствовать зрительно–двигательную координацию

-совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Приложение 2

Физическая минутка «Сороконожка»

Шла сороконожка

( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

( дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

( дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

( трясут другой ногой).

И потопаю потом

( дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности.

Задачи:

- снятии усталости и напряжения,

- внесении эмоционального заряда,

- совершенствовании общей моторики,

- выработке четких движений во взаимосвязи с речью.

Приложение 3

Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку»

Цель -укрепить дыхательную систему детей.

Задача: научить ребенка правильно использовать вдох, выдох.

Используем мини-тренажёры для дыхательной гимнастики- цветные бабочки из бумаги и нити. В ходе проведения гимнастики педагог показывает насекомое (бабочку) из бумаги и предлагает ребенку назвать насекомое, указать цвет, после чего педагог берет мини-тренажёр за нить и держит на уровне рта ребенка и предлагает показать, как летает бабочка, подув на него.

Летела бабочка, летела

(ребёнок дует на бабочку)

Устала, на ладошку села

(ребёнок подставляет ладошку

и на нее садится бабочка)

Немного посидела, отдохнула,

Оправилась и мигом упорхнула.

( резко дергаем бабочку за нить)

Приложение 4

Дидактическая игра: «Найди одинаковых бабочек»

Цель: Закрепить цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий и фиолетовый), уметь видеть два цвета вместе и находить пару.

Задачи: Развивать мышление, речь, воображение, внимание, память, мелкую моторику рук.

Игра состоит из шести пар одинаковых бабочек. Воспитатель дает задание детям, найти пару одинаковых бабочек.

Приложение 5

Рисование: «Бабочка»

Цель: упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности).

Задачи:

-развивать творческое воображение, развивать конструктивные способности детей; развивать память, логическое мышление и внимание; чувство цвета.
-воспитывать уверенность в своих силах, аккуратность, усидчивость; вызвать у детей положительные эмоции.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в детских книжках; наблюдение за бабочками на прогулках.

Оборудование: шаблон из белой бумаги в форме бабочки, кисти, акварель (цвет желтый, синий, красный, зеленый, коричневый), баночки с водой, салфетки.

Приложение 6

Лепка «Стрекоза»

Цели : познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы.

Задачи:

-закрепить знания детей о строении насекомого

-учить детей лепить стрекозу из пластилина, дополняя деталями из природного материала и бусинками.

-воспитывать интерес к природе, бережное к ней отношение.

Оборудование: картинки с изображением стрекозы, пластилин, дощечки, семена ясеня, бусинки.

Приложение 7

Аппликация«Божия коровка»

Цель: формировать у детей интерес к окружающему миру.

Задачи:

- продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации;

- правильно использовать клей, салфетку, учить располагать детали в определенном порядке;

- развивать воображение, композиционные умения;

-учить бережно и внимательно относиться к родной природе;

Оборудование: цветной картон, красные и черные круги для тельца, головы и крыльев, черные и белые кружочки для точек и глаз, клей, ножницы, черные фломастеры, крупная иллюстрация.

Приложение 8

Коллективная работа «Муравейник»

Цель: дать понять представление о муравье как о насекомом, образе его жизни, жилище-муравейник.

Задачи:

-развивать наблюдательность, речь, мелкую моторику.

- формировать навыки исследовательской деятельности.

- воспитывать бережное отношение к живому, эмоциональную отзывчивость;

-формировать умение работать в команде.

Оборудование: ватман А1, краски, кисти, пластилин черного цвета, природный материал: сухой чай( заварка), иголочки сосны.

Приложение 9

Беседа на прогулке, на тему «Насекомые»

Во время беседы предложила отправиться в лес, на поезде.

— Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов и насекомых. Что мы видим вокруг?
— Предложила назвать цветы, которые дети знают. Кого вы видите рядом с цветами? (глядя на картинки с насекомыми, дети называли тех, кого они знают).
Рассказала по каким признакам можно определить, что это насекомое. Их тело состоит как бы из нескольких частей, почти у всех насекомых по 6 ножек, есть крылышки и усики. После беседы сообщила детям, что на прогулке мы будем наблюдать за насекомыми.

Во время прогулки обращала внимание детей на бабочек, которые порхают с цветка на цветок. Отметила и сообщила детям, что бабочка умеет складывать свои крылышки, и что если потрогать крылья бабочки пальцами, то она может уже больше не полететь, потому что на ее крылышках сотрется тоненькая пыльца, и они будут болеть.
Так же призывала детей не ловить бабочек, а любоваться ими. Затем предлагала детям понаблюдать за насекомыми в траве; рассмотреть их внешний вид, как передвигаются. С детьми нашли божью коровку, взяли ее на ладошку и прочитали закличку: «Божия коровка, улети на небо, принеси нам хлеба: черного и белого, только не горелого!»

Лето еще не закончилось, будем наблюдать за муравьями, гусеницами и воспитывать бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Путешествие в Цветочное королевство"

Поиск новых путей для реализации задач экологического просвещения и воспитания привёл нас к осуществлению проектной деятельности, в которую вовлечены все участники педагогического процесса: дети, роди...

Итоговое мероприятие экологического проекта "Путешествие в мир растений. Разноцветная клумба" для детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на  чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети  испытывают потребность в ...

Проект «Путешествие в загадочный мир насекомых».

Описание проекта: В  «Программе  воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Ва­сильевой, В.В.Гер­бовой, Т.С.Кома­ро­вой   изучению насекомых отведено незначительное ко...

Экологический проект"Путешествие в страну лечебных растений"

Экологический проект"Путешествие в страну лечебных растений"...

Экологический проект " Путешествие в мир насекомых"

Экологический проект " Путешествие в мир насекомых" для второй младшей группы  направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир....

Экологический проект «Путешествие в мир насекомых»

В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Дети самостоятельно не всегда могут найти ответы на интересующие их вопросы. Интерес их неу...