Проект «Путешествие в загадочный мир насекомых».
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Комиссина Оксана Владимировна

Описание проекта: В  «Программе  воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Ва­сильевой, В.В.Гер­бовой, Т.С.Кома­ро­вой   изучению насекомых отведено незначительное количество времени.

В ходе реализации проекта дети  систематизируют  знания  о мире насекомых; формируются позитивные установки по отношению к различным видам насекомых; приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного восприятия насекомых. Этот проект направлен  на  развитие поисковой деятельности, решение задач бережного отношения к природе.                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nasekomye_sr.gr_.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие в загадочный мир насекомых».

Описание проекта: В  «Программе  воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой   изучению насекомых отведено незначительное количество времени.

В ходе реализации проекта дети  систематизируют  знания  о мире насекомых; формируются позитивные установки по отношению к различным видам насекомых; приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного восприятия насекомых. Этот проект направлен  на  развитие поисковой деятельности, решение задач бережного отношения к природе.                                                            

Программное содержание: Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Обогащать словарный запас детей:  насекомые, бабочки,  божья коровка, муравей, жук, муравьи.

Актуальность проекта: Экологическое образование - это формирование у дошкольников  экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Формировать элементарные экологические представления.

Мир насекомых очень интересен, каждое  насекомое  таит в себе множество удивительных свойств. А всё, что удивительное и интересное, притягивает, заостряет внимание ребёнка. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми.  Любовь к природе — великое чувство. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Таким образом, с одной стороны знаний о насекомых у ребёнка  остается на низком уровне, что в свою очередь ведет к соответствующему отношению к ним, которое определяется термином "экологическая безграмотность". И с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта: Расширять представление детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с насекомыми (наблюдать, не беспокоя их и не причиняя им вреда).  Сформировать у детей гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы,  познавательных и творческих способностей; воспитывать  бережное отношение к живому миру насекомых.

Задачи проекта: ознакомление с  методической литературой по теме «Путешествие в загадочный мир насекомых».  Провести анализ условий для  познавательных и творческих способностей по теме. Разработать перспективный план по заданной теме. Провести цикл занятий и мероприятий по теме «Загадочные насекомые». Организовать  выставку детских рисунков. Формировать навыки исследовательской деятельности. Познакомить детей с  миром насекомых,  их строении, способах передвижения. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями  «Внимание, насекомые».  Сделать вместе с  детьми  и родителями  альбом  «Загадочный мир насекомых».

Вид проекта:  познавательно — исследовательский 
Время выполнения: краткосрочный, 2 недели

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: 

Предполагаемый продукт проекта: 

Дети научатся различать и  называть  насекомых, названия отдельных частей тела насекомых (крылышки, лапки, усики, жало, хоботок). Узнают о пользе или вреде насекомых, которую приносят людям и растениям. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Игра-драматизация расширит возможности игровой деятельности дошкольников.

Выставка творческих работ детей.

Информация  для родителей «Первая помощь при укусе насекомых».

Список литературы:

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

3. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

4. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983

5. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

6. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

Подбор наглядно - дидактического материала,  художественной литературы, репродукций картин.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основной этап.

Ознакомление детей с художественной литературой:

 Художественное слово, загадки. Сказки Павлова «Находка».Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как  муравьишка  домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», разучивание стихов о насекомых. Чтение басни И. Крылова  «Стрекоза и муравей». Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

Проведение бесед.

Беседа с детьми «Что дети знают о насекомых?»

Цель. Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развитие фразовой речи.

Рассматривание иллюстраций  «Мир насекомых».                                                              Цель. Расширение кругозора детей, уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые».

Игровая ситуация «Меня укусило насекомое».                                                       Цель: Пополнение знаний детей о первой помощи. Совершенствование умения находить выход из сложных ситуаций.

Беседа на тему «Польза и вред насекомых».                                                           Цель: Расширение кругозора детей о пользе и вреде насекомых.

Театрализованная игра «Муха-Цокотуха»

Цель. Закрепление знания содержания сказки, развитие выразительности речи и пантомимики. Закрепить знания о насекомых.

Беседа «Польза мёда при лечении простуды».

Цель: формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о своём здоровье.

Беседа «Кто такие насекомые?».                                                                                   Цель: Закрепить знания детей о мире насекомых, их разнообразии, питании, передвижении; развить фразовую речь, активизировать словарь по теме.

Ситуативный разговор «О бабочках».                                                                           Цель: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь.

Беседа «Насекомые бывают опасными».

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Рассматривание, беседа. «Насекомые».

Рассматривание альбома, наборов открыток о разнообразных насекомых.

Цель: расширить представление о насекомых.

Ситуативный разговор «Пчела Майя угощает медом ».

Цель: Закрепить знания о продукте, который вырабатывают пчелы.

Чтение худ. лит.- В.В. Бианки. "Как муравьишка домой спешил"                               

Цель. Знакомство с творчеством В. Бианки. Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках.

Речевая ситуация: Обыгрывание ситуаций при общении с опасными насекомыми.                                                                                                                   Цель: Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.

Описательные рассказы о внешнем виде  насекомых.

Цель: уточнить особенности внешнего вида насекомых

Ситуативный разговор «Что мы знаем о насекомых?»                                                  цель: уточнить знания детей о насекомых, отличительных признаках, питании и передвижении.       

Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»                                  цель: совершенствовать умение слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.

Рассматривание  иллюстраций  «Какие разные бывают бабочки»                              цель: формировать у детей интерес к бабочкам, воспитывать бережное отношение к ним.

Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки». «Найди ошибку художника». «Соедини точки и узнай, кто получится», «Собери цветок».

Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Расширять и активизировать глагольный словарь.

Работа с родителя (разработка рекомендаций)

Информация  для родителей «Первая помощь при укусе насекомых».

Консультация родителей «Значение насекомых в природе».

Проведение занятий

1.Чтение художественной литературы   К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы. познакомить детей  произведением К.И.Чуковского «Муха Цокотуха».

Цель: Развивать умение внимательно слушать произведение, запоминать текст понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь передавать свое отношение к героям, развивать мышление, память. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе содержания литературного произведения. Воспитывать личности  с  нестандартным  мышлением,  воспитывать  взаимную  ответственность  за  результаты  труда,  принципы  сотворчества и  сотрудничества.

2. Конструирование    «Бабочки, стрекозы на полянке»                                    Цель: продолжать учить детей складывать бумагу, сглаживать сгибы; - анализировать сделанные поделки ( выделять в них общее – способ конструирования, и различное – дополнительные детали); - продолжать воспитывать умение работать сообща.

3. Лепка  «Муха-цокотуха»

цель: Формировать умение  передавать характерные особенности насекомых, добиваться выразительности задуманного, самостоятельно выбирая необходимые приемы лепки. Развивать общую и мелкую моторику, воображение, через умение придавать индивидуальные черты своему создаваемому образу. Воспитывать любовь к насекомым, интерес к лепке.

4. ФЦКМ  «Мир вокруг нас»

цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания.

5. Аппликация  «Золотые пчёлки»

цель: учить изображать пчёлок аппликативной техникой с элементами рисования (туловище и крылышки создавать в технике обрывной аппликации, мелкие детали дорисовывать цветными карандашами или фломастерами); развивать чувство композиции.

6. Рисование  «Божья коровка»

цель: Развивать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых.  Формировать у детей умение создавать композицию. Расширять и уточнять знания детей о насекомых. Развивать чувство формы и цвета. Вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты. Совершенствовать технику рисования красками (повторять изгибы округлой формы, сочетать два инструмента – кисточку и ватную палочку). Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому.

7. Чтение художественной литературы Чтение басни И. Крылова  «Стрекоза и муравей».

Цель:  познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»; воспитать у детей чувство взаимопомощи, внимательное отношение к другим людям, трудолюбие.

8. Аппликация «Бабочки на цветах»

Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон).

9. Аппликация «Божья коровка»

Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе.

10. Рисование  «Муравей»

Цель: Научить рисовать муравья из трех частей. Упражнять детей в рисовании цветов, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет.

11. Рисование  «Цветущая ветка»

цель: Знакомить со способом изображения венчика цветка из 5-6 лепестков приёмом «примакивание»;  создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путём смешивания белого с красным.

12. Коллективная работа по лепке «Загадочные насекомые».

Цель: Развивать навыки лепки: из целого куска пластилина; фигурки из составных частей с помощью «примазывания».  Учить  создавать единую композицию;  использовать дополнительно бросовый материал для дополнения композиции яркими деталями. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща; развивать стремление оказывать помощь товарищам.

Подвижные игры

1. «Медведь и пчелы».
Цель:  развивать умение бегать в разных направлениях.
2. Хоровод  насекомых.
Цель:  развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы.
3. «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
4. Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница»
Цель: развивать точность движения руки, воображение.

5. «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

6. Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.

Заключительный этап.

В результате  проекта у детей   появился   живой  интерес к природе, к особенностям жизни и развитию насекомых. Дети научились  навыкам наблюдения .

Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Дети готовы охранять и защищать насекомых, так как расширился познавательный интерес.

Сформировались  положительные  отношения к этим загадочным насекомым и их среде обитания.

Приложение №1.

Стихи про насекомых

Бабочка

Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!

Божья коровка

А у божьей, у Коровки
Крылья - пёстрые обновки.
На спине у модных крошек
Видим чёрные горошки.

Жук

Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!

Комар

Что за маленькие злюки 
Искусали наши руки, 
Покусали наши лица, 
Так, что нам теперь не спится? 
И, жужжа, над нами вьются, 
В наши руки не даются! 
Злые, словно крокодилы, 
Львы, гиены и мандрилы! 
Летуны ночной поры, 
А зовут их комары!

Кузнечик

Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва - 
Он зелёный, как трава.

Моль

Ты знаком с такой невеждой,
Что питается одеждой?
Не знаком? Тогда позволь
Я тебе представлю Моль.

Муравей

Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы - муравьи.

Муха

То на локоть примостится,
Сгонишь - на плечо садится.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.

Оса

Мы - маленькие осы.
В тельняшках, как матросы,
Летаем над цветами -
Вы все знакомы с нами.
Всегда на наших ножках
Пушистые сапожки.
Нам жарко в них немножко.
Пришлите босоножки!

Пчела

Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.

Сверчок

Сверчок за печкою живет
И тихо песенку поет.
Про то что за окном темно,
О том что спать пора давно.

Светлячок

Он в саду ночном блуждает,
Путь – дорожки освещает,
Светит, словно маячок.
Кто же это? Светлячок!

Сороконожка

У сороконожки 
Заболели ножки.
Видишь на дорожке 
Снятые сапожки?

Стрекоза

Что за чудо - стрекоза!
Только крылья и глаза!
В воздухе трепещет
И на солнце блещет.

Улитка

А ты знаешь, что улитка
Не способна бегать прытко?
Только ползать, не спеша,
Тихо листьями шурша.

Шмель

С первым солнцем шмель проснулся,
Встpепенулся, отряхнулся...
Лепестков открытие
Для шмелей событие!

Загадки про насекомых

Побежали по дорожке,
Чьи - то маленькие ножки!
А на ножках , посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей ... . 
(Муравья) 

 

 Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты.

(Пчела)

Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
- Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора…

(Пчела)

На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... .

(Бабочка)

 Полосата как пчела,
С тонкой талией она.
Мёда в соты не таскает,
Но цветочки опыляет.
В домик к ним не суй свой нос
Больно жалит жало  ..

(Ос)!

 Холодный взгляд в полоску брюшко,
Но пчёлкам вовсе не подружка,
Ужасна нам её краса.
Летит коварная …
(Оса).

 

Кто такая перед вами? - 
И в полоску  и с усами,
С тонкой талией - краса!
Ой, укусит вас...

(Оса).

 Как тигр: усата, полосата,
А жало поострей кинжала.
Жужжит, взлетела в небеса
Любитель сладкого-.

(Оса)

Любит пакостить в шкафу.
Кружится, летает.
Где присядет, незадолго,
Дырку оставляет!
Шерсть ей, будто шоколад,
Сладкий, для ребенка!
В доме ей никто не рад -
Маленькой плутовке!
Есть она и пищевая,
Точит хлеб и крупы,
Ей не вкусна только соль.
Кто ж она, детишки?

Моль. ) 

Кто б подумать только мог,
Что взлетит живой цветок!
Из личинки лапочка!
Так ведь это 

(Бабочка) 

По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок -
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек!
(Божья коровка)


На поверхности воды 
летом обитает,
Под корой, без суеты, 
зиму коротает.
Ход её длиннющих ног – 
водной глади мерка.
Кто б скользить ещё так мог? 
Только… 
(Водомерка) 

  
По лесам, лугам, садам
Скачет зелен конь. Стрекочет!
Слышен звук то тут, то там
Целый день, до поздней ночи.
(Кузнечик)

 

Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель - с виду милый.
Начиная майский лёт, 
Он гудит как самолёт.
(Майский жук)

Мелкий, хрупкий. Но силен!
Трудолюбья символ он.
Ведь бывает, что подчас, 
Легче ноши в десять раз.
(Муравей)

Из нектара медоносов
Приготовит вкусный мёд.
Сладкий взяток, без вопросов,
С липы, клевера возьмёт.
(Пчела)
Музыкальный кроха очень!
Всё надкрыльями стрекочет.
И не только на опушке,
Но за печкою в избушке.  
(Сверчок)

На песчаных почвах 
жук тот обитает,
Там он днём и ночью 
шарики катает.
Повстречаешь, не робей!
Футболист тот…
 (Скарабей)

 

Крылатый вредитель -
Растений губитель.
Хозяйству он шкодит!
На сверчка походит.  
(Саранча)

Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?

(Комар)

Жало есть! 
Хоть полосата...
Но, однако, не пчела то!
В дуплах, норах гнёзда строит.
Подходить к гнезду не стоит! 
(Оса)

Полосатый листоед 
Ест паслёновый обед.
Враг картофеля, томатов!
А проник из южных штатов.
(Колорадский жук)

Кровосос и паразит,
В мягкой мебели сидит.
Выжидает, подползает
И, конечно же, кусает.
(Клоп - постельный)


Где летит – там жужжит,
Над едою кружит.
Паучок ёё заметил,
Заманил злодейку в сети. 
Уловило звук тот ухо.

А жужжала… Верно! (Муха)


Ткач умелый, альпинист,
А ещё эквилибрист,
Мух назойливых ловец,  
Сеть готовит им хитрец. 
(Паук)

Усатый, всеядный,
Очень неопрятный
Рыжий жук-лазутчик,
Хаоса попутчик.
(Таракан)

Как большая муха
С заострённым брюхом,
У воды летает,
Больно всех кусает.
(Слепень)

 
Жарких стран обычно житель,
Древесины он губитель.
Как в жилища попадает,
Кожу, книги повреждает.
(Термит)

Крылышек две пары.
Круглые глаза  
Как большие фары!
Это…
 (Стрекоза)

В шифоньере мы нередко
Ловим эту "шубоедку",
Ту, что может без конца
Вместо торта есть песца!

(Моль)

 Как узнать нам, кто такая?
Легкой бабочкой порхая,
В шкаф с одеждою летит
Утолить свой аппетит.
Съесть готова шубы, шапки,
Свитера, носки, перчатки,
Ей остаться лишь позволь.
Догадались? Это 
                                
 (моль) 

Люблю хозяйничать в комоде 
И сшитый пиджачок по моде,
Но чтобы был он не льняной, 
А стопроцентно шерстяной.

(Моль) 

В шифоньере мы нередко
Бьёмся с этой "шубоедкой",
Может длиться та война
От рассвета до темна!

(Моль) 

Кто там выкопал нору
У пенёчка поутру?
Кто там на пригорке
Поселился в норке?
Кто там целый день не спит,
Всё жужжит, жужжит, жужжит...?
Убегай, забыв вопросы.
В той норе гнездятся 
(Осы)

 

 

Сидит за печкой и поёт,
Усевшись на шесток.
Заснуть спокойно не даёт
Ночной певец...

(сверчок).

Не закат и не рассвет.
Ночью, чей мерцает свет?
Стоит ближе подойти:
Огонёчек не найти.
Это маленький жучок,
Под названьем …

(Светлячок

На земле из темноты
Звёздочку увидишь ты.
Если близко подойдёшь,
Звёздочки там не найдёшь.
Вместо звёздочки – жучок.
Он зовётся …

(Светлячок)

 

Не паук и не комарик,
Днём он – маленький жучок,
Ночью – маленький фонарик.
Он зовётся…

(Светлячок)

Днём – обычный он жучок,
Ночью - яркий маячок,
Между трав лесных сияет.
Кто загадку отгадает?

(Светлячок).

Сказки о насекомых.

Сказка "Кто, где живёт"

Розовый мотылек проснулся от ласкового прикосновения солнечного луча. Он спал под теплым покрывалом листка подорожника. Молтылёк огляделся вокруг и увидел, что уже наступило утро и на полянке уже во всю кипела жизнь: бабочки весело порхали над цветами, жужжали пчёлы и гудели шмели, летали мошки и тяжёлые жуки. Розовый мотылек полетел к цветам, чтобы угоститься сладким нектаром. На одном из цветков он увидел пчёлку. Она с удовольствием собирала нектар, а к её лапкам пристала пушистая пыльца. 
- Доброе утро, Пчёлка, - вежливо сказал Розовый мотылек, - ты видишь, к твоим лапкам пристала пушистая пыльца.
- Доброе утро , Мотылёк, - отозвалась Пчёлка, - да, так и должно быть, ведь я опыляю цветы, а не только лакомлюсь нектаром. Угощайся и ты. А ведь и ты тоже помогаешь опылять цветы, - заметила Пчёлка и улетела к другому цветку.
Мотылёк с удовольствием полакомился нектаром и полетел дальше. Мимо пролетел тяжело гудящий шмель. 
- Привет, Мотылёк, ты уже проснулся? 
- Да, сегодня прекрасная погода, не правда ли? 
- Чудесная погода для сбора нектара. - согласился Шмель и полетел дальше. Внезапно он исчез с поля зрения Мотылька и тот закружился вокруг себя, ища, куда же подевался Шмель. И тут Шмель опять появился и полетел вдоль луга. 
Присмотревшись, Мотылёк заметил в земле нору: оказывается, шмели живут в норах. 
Удивившись, Мотылек полетел искать пчелу. Он нашёл её уже собиравшуюся покидать цветущий луг. 
- Можно спросить, Пчёлка, где ты живёшь? 
- В улье, на пасеке. - весело ответила Пчела. - А почему ты спрашиваешь? 
- Потому что я видел, как Шмель вылете из норки в земле. 
- Правильно, шмели живут в норках, а мы в ульях. - рассмеялась Пчела и улетела.
Тут мимо Мотылька пролетела красная божья коровка. Мотылёк хотел поздороваться с ней, но не успел: их накрыла какая-то тень . Пролетающая мимо птица хотела склевать божью коровку, но потом передумала. Мотылёк же успел спрятаться под листочек. 
- Ты видела? - дрожащим голосом спросил он у Божьей коровки. - Мы чуть не попались. 
- Да, - согласилась Божья коровка, -только мои крылышки красного цвета, а это означает для птиц - несъедобно. - и Божья коровка полетела дальше.
Мотылёк сел передохнуть на цветок клевера и сверху увидел спешаших куда-то муравьёв. Они быстро, цепочкой, бежали друг за другом , некоторые тащили сухие травинки и сухие сосновые иголки. 
- Привет, муравьи, вы куда так спешите? - слетел к ним Мотылёк.
- Домой, в свой муравейник, - ответили муравьи не останавливаясь, и помахав Мотыльку свободными лапками.
"Все живут в своих домиках, только у нас, у мотыльков, нет домика." - грустно подумал Мотылёк и полетел играть с Бабочками.

Как вороне не удалось кузнечика склевать (Лаосская народная сказка)

Однажды госпожа ворона увидела кузнечика он на зеленом листочке дремал, - и ей страсть как захотелось его склевать. Но тут-то парень кузнечик очнулся от дремы, поднял головку и сказал:
- Госпожа ворона, сделайте милость, отгадайте мои загадки. Если вы отгадаете, тогда, можете и съесть меня.
Ворона закаркала, головой закивала:
- Хор-рошо! Хор-рошо! Только загадывай поскорей, не мешкай.
А кузнечик ей говорит:
- Отгадайте, госпожа ворона, что на свете острее острого?
- Тут и думать нечего! Карр! - радостно каркнула ворона. - Всем известно, я сама в том не раз убеждалась, что острее острого наконечник стрелы.
- Не отгадали, почтеннейшая, - вымолвил кузнечик. - Загадаю вам еще одну загадку. Скажите, что на свете легче наилегчайшего?
- Тут и думать нечего! Это волокно хлопка! Волокно хлопка! Карр!
- Снова не отгадали, госпожа ворона. А что на свете быстрее самого быстрого?
- Карр! Карр! Колесница! Боевая колесница! - закаркала ворона.
- Нет, госпожа, опять не угадали. Теперь скажите, что на свете сильнее самого сильного?
- Тигр! Карр! Карр!
- Вот и нет! Вот и нет! Что же тяжелее самого тяжелого?
- Земля! Наша земля! Карр! - сердито закаркала ворона.
- Не то! Опять не то! - отвечал кузнечик.
Очень он был доволен, а ворона совсем осерчала. Она и раньше черной была, а теперь еще чернее от злобы сделалась. Взмыла ворона ввысь и решила сверху кинуться на кузнечика - склевать его. Видит кузнечик - плохи его дела. Стал он умолять госпожу ворону:
- Пойдем вместе к судье. Пусть рассудит, кто из нас прав, а кто не прав.
Согласилась ворона, и отправились они оба к дому судьи. Первой все рассказала судье ворона. А потом выступил вперед кузнечик.
- Многоуважаемый судья! - заговорил он. - Захотела ворона мною полакомиться, я ей тогда и говорю: "Если вы, госпожа, сумеете отгадать мои загадки, то кушайте меня на здоровье". Только вороне ни одной моей загадки отгадать не удалось. Судите сами. Ведь острее всего на свете разум, легче наилегчайшего - чистая совесть, быстрее наибыстрейшего - мысль, сильнее самого сильного - добродетель и честность, а тяжелее самого тяжелого - душа преступника. Прошу вас, почтенный, рассудите, кто из нас прав.
Задумался судья, а потом головой закивал:
- Прав парень кузнечик. Во всем прав. Вы, госпожа ворона, проиграли.
На этом все и разошлись. Но с тех пор вороны на кузнечиков очень сердиты. И где бы ворона ни увидела кузнечика, тут же норовит его склевать.

Почему у муравьёв кривые ноги (Словенская народная сказка)

Стояла холодная зима. Деревья трещали от лютого мороза, а снег под ногами так хрустел, словно земля была усыпана битым стеклом. До костей пробирал мороз бедных зверей.
В лесу за деревней трудолюбивые муравьи построили большой муравейник, чтоб зимой им было тепло. Однажды утром подошел к муравейнику еж. Он так замерз, что ног под собой не чуял. С завистью посмотрел он на теплый муравейник и решил попроситься к муравьям. Подумал, подумал и тихонько постучался.
- Кто там? - пропищала за дверью муравьиха.
- Я - еж, примите меня к себе, добрые муравьи. Я совсем закоченею, если вы меня прогоните.
- Слишком ты велик для нашего жилища, - отвечает муравьиха, - да и к тому ж колюч. Ты нас всех покалечишь своими иглами. Не можем мы тебя пустить.
- Очень вас прошу, пустите. Я не стесню вас. Вот увидите, я забьюсь в угол у печки и даже не пошевельнусь.
- Не могу я одна решить, - ответила муравьиха-привратница. - Пойду спрошу других. - И дверь муравейника закрылась.
Муравьиха-привратница скоро воротилась и сказала ежу, что он принят. Ух, как обрадовался еж, вкатился в муравейник и забился под печь. Только дверь за ним захлопнулась, снова раздался стук.
- Кто это опять нас тревожит? - говорит муравьиха.
- Это я, лисица, пустите меня под свой кров. Все-то косточки у меня ломит от мороза, да и псы гонятся за мной по пятам.
- Жаль мне тебя, но пустить не могу. У нас уже еж сидит.
- Добрые муравьи, очень вас прошу, пустите погреться. Я вас совсем не стесню. Лягу на запечек, вы меня даже не услышите.
- Спрошу других, - ответила привратница и закрыла дверь.
Муравьиха скоро вернулась и сказала лисице, что она может войти. Лисица, почуя, что псы уже близко, быстрехонько шмыгнула в муравейник и примостилась на запечке. Только она улеглась, как опять в дверь стук-стук. Пришел полевой сверчок.
- Ну и суматошный нынче день! - рассердилась муравьиха-привратница. - Кого там еще принесло?
- Это я, сверчок. Очень прошу вас, сестрица муравьиха, приютите меня. Злой крот разрушил мой дом, и мне теперь совсем некуда податься. А вон какой трескучий мороз! - ответил сверчок.
- У нас и без тебя тесно. Мы уже пустили к себе и ежа и лисицу.
- Сжальтесь надо мной, сестрица, пустите! Я такой маленький, что совсем не стесню вас. А к тому ж я потешу вас песнями.
Муравьиха сначала не соглашалась, но все же после долгих переговоров сверчок добился своего. Шмыгнул он в муравейник и прыг на скамью возле печки. Отогрелся немножко и завел свою веселую песенку. Муравьи не могли надивиться на чудесного певца, даже лисицу проняло его пение. Мигом соскочила она с запечка и пустилась в пляс. А пока плясала, хвост-то весь и вылез - она им все время о ежа задевала. Обозлилась лиса и давай его перед муравьями честить да наговаривать на него, и решили муравьи немедленно прогнать ежа. Уж как просил еж, как молил, да муравьи и слушать не стали, лиса помогла им вытолкать его за дверь да еще спустить с той горки, где стоял муравейник.
- Слава богу, избавились от противного колючки! - весело воскликнула лисица. - А теперь слушайте меня, муравьи! У нас тепло, музыкант есть. Так отчего б нам не попировать?
- Что за пир зимой? Вся еда у нас разочтена по дням, - ответили муравьи.
- Не тревожьтесь, это уж моя забота! Я приглашаю вас на пир. Слушайте! Захотелось мне вчера курятинки, ну я и пошла в замок, а как стала подходить, - слышу, хозяйка говорит служанке: "Мицка, снеси вниз все, что сготовили на послезавтра. Только никому ни слова!" Я же про себя и думаю: "А я-то слыхала, а я-то знаю". Выждала я, пока в замке погас свет, и забралась в кладовую поглядеть, каких кушаний они там наставили. Ну чего-чего там не было! У меня и сейчас еще слюнки текут. Всякие сласти, жаркое, птица, а в углу бочка отменного вина. Я поужинала жареной индейкой. Хотите, я принесу вам все эти яства? Мне это совсем нетрудно - окно там отворено, а пес Султан уж неделю как издох. Приготовьте мешок, и вечером я схожу в замок.
Муравьи быстро приготовили мешок - уж очень им хотелось попировать. Вечером взяла лиса мешок и отправилась в замок. Забралась через окно в кладовую, набила мешок всякими вкусными яствами, тем же путем выбралась наружу - и скорей в муравейник. Так и бегала взад-вперед лиса, пока не перетаскала всю снедь из кладовой. А напоследок обглодала наспех окорок и бросила кость на подоконнике.
Глядят муравьи на лакомства и диву даются, не знают, с чего начать. Вдруг раздался жалобный голос сверчка: "А про меня-то и забыли! День-деньской пою, горло у меня стало что сушеный гриб. Где ж обещанное вино?"
- Есть у вас бутылки? - спрашивает лиса муравьев. - Пойду-ка принесу винца, а то в спешке я про него и впрямь позабыла.
Муравьи тут же принесли бутылки, лисица сунула их в мешок и снова отправилась в замок.
Вернулась лисица с вином, и пошла в муравейнике потеха. Муравьи наелись, напились и давай плясать. Кружатся вместе с лисицей по муравейнику. А как была лиса неуклюжа, да и ростом куда больше муравьев, то и отдавила им все ноги.
С тех пор и стали у муравьев кривые ноги.

Почему у слепня два глаза  (Индонезийская народная сказка)

Это было очень давно. Люди не сеяли тогда риса и питались одним саго. Они еще не знали огня и ели плоды и мясо сырыми. Однажды это заметил Ала Тала, создавший всех людей. Он как раз спустился с неба на землю посмотреть, как они живут. 
Почему вы не печете ваши коренья и плоды? – спросил он. 
Мы не знаем, что значит «печь», великий господин, – ответил один из людей. – Мы едим коренья такими, как они есть. 
Они становятся гораздо вкуснее, если их приготовить, – сказал Ала Тала. 
Что такое «готовить», великий господин? – снова спросили люди. – Как это делают? 
– Готовят на огне, – поведал им Ала Тала. 
– Огонь – это на солнце, великий господин, – . сказал один из людей. – Ты живешь на небе, тебе легко достать его с солнца. А ведь мы живем на земле, как нам до него добраться? 
– Огонь горячий, как солнце, это верно, – сказал Ала Тала. – Он жжет и палит, точно солнце. Но только солнце – это все-таки не огонь: – на огне готовят еду. Хотите узнать, что такое огонь? 
– Где же он, этот огонь, великий господин? – спросила одна женщина. – Как его найти? 
– Он у меня на небе, – ответил Ала Тала. 
– Так это все-таки кусок солнца, – упорствовали люди. 
– Поверьте мне, это не солнце, – сказал Ала Тала. – Один из вас может пойти сейчас со мной и взять с неба огонь. Вы будете на нем готовить. 
Но никто из людей не хотел пускаться в далекий путь. 
– Нам не нужно никакого огня, – сказали они. – Мы можем обойтись и сырым саго. Мы к нему привыкли. 
Любопытный Тамболи-слепень слышал разговор Ала Тала с людьми, и ему захотелось узнать, что такое огонь и как на нем готовят. Когда он услышал, что люди не хотят идти за ним, он сказал Ала Тала: 
– Великий господин, я хочу полететь на небо за огнем. 
– Хорошо, – согласился Ала Тала. – Только не смотри, как я добываю огонь. Ты обещаешь мне это? 
– Я закрою глаза крыльями, великий господин. 
– Тогда следуй за мной. 
И полетел Тамболи за ним на небо. 
– Теперь закрой глаза, – приказал ему Ала Тала. Хитрый Тамболи прикрыл оба глаза крыльями, нопод крыльями на спине у него было еще два глаза. Этими-то глазами и увидал он, как добывают огонь. 
Ала Тала не знал, что Тамболи подсматривает, и дал ему огня: маленький уголек. Тамболи положил его себе между крыльями и спустился на землю. 
– Это все, что ты нам принес? – спросили его люди. – Как же нам готовить на таком маленьком огне? 
– Подождите, – ответил Тамболи, – если захотите вы сможете теперь сами добывать и растить огонь. Я научу вас этому. 
И Тамболи открыл людям тайну огня. Когда Ала Тала снова спустился на землю, он увидел, что повсюду люди высекают огонь. 
– Кто научил вас этому? – спросил он. 
– Это Тамболи-слепень, великий господин! Это он научил нас добывать огонь, – сказали ему люди. 
Тогда Ала Тала кликнул Тамболи: 
– Как ты мог научить людей добывать огонь? Я ведь не велел тебе смотреть! 
– Меня научили этому светляки, великий господин! Смотри, они ведь все время летают с огнем, – ответил Тамболи. 
Но Ала Тала не поверил ему: 
– Я дал тебе больше глаз, чем всякому другому, – сказал он, – а ты видишь этими глазами недозволенное! С этого дня у тебя будет только два глаза! 
И случилось так, как сказал Ала Тала: пропали у Тамболи глаза под крыльями. Вот почему у него сейчас только два глаза.

Пальчиковые игры  про насекомых.

Насекомые

Дружно пальчики  считаем и
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)

***
Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере - пчела,
Шмель - в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)

В колокольчиках - сверчок,
Муравьишка - у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(Кладем руки по щеку)

Муравей

(имитируем движения)

Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И её домой несёт.

Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
З. Александрова

Пчела

Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею – шмель - шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)

Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
Н. Нищева

Стрекоза

Летит стрекоза,
Как горошины глаза.
(Бежим по кругу, расставив руки, сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы).
Вверх-вниз,
(сначала бежим на носочках, потом в полуприсяде)
взад-вперед,
(меняем направление бега)
Как прозрачный самолёт.
(свободно летаем по ковру)

Пчела и жук

Жу-жу-жу -
Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.

Жу-жу-жу -
В цветке том жук:
Зря, пчела, жужжишь вокруг!

С кем дружит цветок

(Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

Цветочек  дружит с пчёлами.
(покружите  прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга, остальные пальчики сложены в кулачки).

Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками весёлыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)

Труженица пчела

Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)

Будет пчёлкам, чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Оса

Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)

Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки)

Комарик

Не кусай, комарик злой!
(Сжать кулачок, указательный палец выдвинуть вперед -«хоботок»)

Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз - «лапки»)

Жук

Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны - «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Паучок

Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)
Паучок ползёт опять.
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, чтобы  погулять на ветке.
("Паучки" ползают на голове)

Улей

Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки - И их не видать.
(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело - И пчелки летят,
(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»

Сороконожка

Вот бежит сороконожка (пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони).
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.

Божья коровка

По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -
На ней красная рубашка.
Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.
Маленькая крошка
(правой рукой погладить «божью коровку») -
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)

Светлячок-червячок

Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки),
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек») -
Ползет светлячок
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки),
Ведь он – червячок.

Физкультминутки.

Насекомые

Пчелки в ульях сидят

На цветы они глядят

Пчелки, с ульев вылетайте

Мед скорее собирайте!

Насекомые   «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Учащиеся передвигаются легким бегом на носках или на месте, делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.

Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

Логопедическое упражнение «Насекомые над лугом»

 

  Жу-жу-жу – жужжит пчела, — (Дети расставляют руки в стороны)

  Я лечу издалека. (ритмично помахивают руками.)

  Зу-зу-зу – комар пищит — (делают "укусы" пальчиками)

  Укусить скорей спешит.

  Уф-уф-уф – как паровоз, —( ритмично притоптывают ногами.)

  Шмель пыхтит, — пыльцу повез.

  Жук гудит: гу-жу, гу-жу. —( делают ритмичные хлопки).

  Я любого разбужу.

Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).

Приложение №2

Конспект  по  формирование целостной культуры мира в средней группе  «Мир вокруг нас».

цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал: иллюстрации насекомых, полянка  с насекомыми, аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик».

Предварительная работа: Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение сказок и рассказов про насекомых, рисование насекомых.

Ход ОД

Воспитатель: Сегодня  мы с вами отправимся на лесную полянку.

Посмотрите здесь  очень  много цветов. Эта поляна волшебная. Это целая маленькая страна. Там  живёт много разных обитателей.

Хотите узнать кто они?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого надо отгадать загадки.

1. Мелкий, хрупкий. Но силен!
Трудолюбья символ он.
Ведь бывает, что подчас, 
Легче ноши в десять раз.
Дети:
 Муравей 

2.Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты.

Дети: Пчела

3. На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... .

Дети: Бабочка

4. По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок -
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек!

Дети: Божья коровка
5. По лесам, лугам, садам
Скачет зелен конь. Стрекочет!
Слышен звук то тут, то там
Целый день, до поздней ночи.

Дети: Кузнечик

6.Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель - с виду милый.
Начиная майский лёт, 
Он гудит как самолёт.
Дети:
Майский жук
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: А вы знаете, почему их называют   насекомыми?

Да потому, что на их туловище есть насечки. То есть у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко(показываю картинку)

Воспитатель: Вы знаете, что про насекомых написано много сказок. Какие сказки вы знаете про насекомых?

Дети: Муха –цокотуха, Стрекоза и Муравей, Под грибом

Воспитатель: Молодцы. А ещё есть сказки других народов, например,

«Как вороне не удалось кузнечика склевать» (Лаосская народная сказка), «Почему у муравьёв кривые ноги» (Словенская народная сказка), 

«Почему у слепня два глаза  (Индонезийская народная сказка)».

Воспитатель: Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели Земли. Насекомые обитают не только на земле, но и  под землёй, а также в воде и в воздухе. Насекомые бывают  полезные и вредные.

Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу полянку и поговорим о  каждом насекомом.

1.БОЖЬЯ КОРОВКА

С моей ладошки очень ловко, 
Взлетает маленький жучок. 
За что зовут его коровкой, 
Никто ответить мне не смог! 
Божья коровка – распространенное насекомое. Наши предки наделяли божьих коровок волшебными качествами.
У древних славян этот жучок олицетворял Ярило – могучего бога Солнца. Германские племена называли божьих коровок детьми солнца, дождя и плодородия. Французы надевали на детей амулеты с изображением этого жучка, веря, что они защищают от несчастий. Чехи считали, что найденная божья коровка принесет удачу во всех начинаниях. Истребляет тлю жучок, что портит листочки, носит красный пиджачок, в черненькую точку. Листьям помогает! Хоть молока и не даёт, но польза в ней другая, вам урожай весь сбережёт, всю тлю в саду съедая! Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства.
В случае опасности эти насекомые выделяют из коленных суставов желтоватую жидкость с резким запахом, в народе ее называют «молочком», а «божья» – из-за его безобидности.
На самом деле божьи коровки – хищники.

2. БАБОЧКА

В Древнем Риме считали, что бабочки – это цветы, оторвавшиеся от стебля. Они бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница.  Бабочек относят к чешуекрылым, потому что их крылья и тело покрыты мелкими чешуйками.
Бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются. А если время цветов еще не пришло, то они могут хлебнуть березового или кленового сока.
Размножаются бабочки летом. Яички они откладывают в почву или в ткани растений. Из яичка появляется гусеница. Обычно бабочка откладывает яйца на определенное растение, чтобы вылупившиеся гусеницы не голодали. Через некоторое время гусеница сбрасывает шкурку и окукливается.

3. МУРАВЕЙ

Он из веточек, из хвои 
Настоящий дом построит, 
Без пилы и без гвоздей. 
Кто строитель?.. Муравей. 
Они живут семьями в больших муравейниках. Брюшко муравьев соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Они имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так и для защиты от врагов. У самок и рабочих муравьев есть жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту.
 Для жилья строят муравейники или роют ходы под землей.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
В одном муравейнике может быть от нескольких сотен до десятков тысяч особей.
Муравьи едят все, но особенно любят сладкое. Они даже специально разводят тлей, защищают их от хищников. Тли для них – как дойные коровы, которые снабжают муравьев сладким сахаристым соком.

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнём. Засиделись мы на полянке. Сделаем физкультминутку и продолжим дальше.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули. А вот и  пчёлка наша.

4. ПЧЕЛА

Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, прополиса и других продуктов пчеловодства.
Пчелы живут большими семьями. Дикие пчелы строят гнезда в земле – на крутых берегах рек, в дуплах старых деревьев, даже в пустых раковинах улиток. Пчелиные гнезда состоят из ячеек – сотов.
Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека. У каждой пчелы в задней части туловища находится жало. Когда пчела вонзает острие жала в кожу, его не так легко вынуть. После укуса пчела погибает: жало остается внутри жертвы, а без него пчела жить не может.
Славяне выдалбливали дупла в деревьях и селили в них пчелиные семьи. Такие деревья назывались бортями, а участок леса – бортевыми угодьями.
В бревне-колоде вырубалось дупло, затем колоду крепили на дерево. Позднее колоды начали ставить прямо на землю. Участок земли, где стояли колоды, назвали пасекой, а колоды – ульями. С той поры и появилась новая отрасль сельского хозяйства – пчеловодство.

5. МАЙСКИЙ ЖУК

Теплым днем, весною, в мае, 
Каждый про меня узнает. 
Я не муха, не паук. 
Я жужжу! Я майский жук. 
Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками.
Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко. У него нет внутреннего скелета, зато есть наружный – прочный панцирь.
Они живут в почве и наносят очень большой вред лесным насаждениям, потому что питаются корнями деревьев. Особенно страдают молодые сосновые насаждения, а также свекла, картофель и другие полевые культуры.
Он прорывает себе в земле путь наверх и вылетает на поиски пищи. Чтобы найти корм, майские жуки могут пролетать значительные расстояния. Любимое лакомство взрослых жуков – молодые листочки дуба и березы. Личинками майских жуков питаются птицы и лесные жители.
 Меж деревьями цветущими майский жук летает, от гусениц - вредительниц сады очищает.

6. КУЗНЕЧИК

На нашей планете обитает почти семь тысяч видов кузнечиков. Они живут на всех везде, кроме Антарктиды. Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве.
У кузнечиков очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки.  Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а стрекочут они… крыльями. Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами.
Воспитатель: Вот мы с вами узнали, какие наши насекомые все разные. Их  можно встретить не только в лесу, но и в городе.

Но если не будет насекомых, некому будет опылять цветы. Нет пчел - нет мёда. Муравьи помогают перегнить опавшим листьям. Многие насекомые становятся пищей для животных и птиц.

В природе все взаимосвязано.  Красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

 Давайте их не будем обижать, а  будем  беречь и охранять насекомых!

(Во время рассказа про насекомых, дети участвуют в обсуждениях, задают вопросы и отвечают на вопросы).

В конце занятия станцевать танец «В траве сидел кузнечик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загадочный мир насекомых"

Предлагаю вашему вниманию проект по ознакомлению с окружающим миром  "Загадочный мир насекомых" с детьми старшего дошкольного возраста....

Творческо-познавательный проект в средней группе по теме «Загадочный мир насекомых»

Руководитель проекта: воспитатель Лазарева Мария НиколаевнаГБОУ Школа№2103 ДО№3Участники проекта: дети средней группы № 3-11, воспитатели, родители воспитанников.Продолжительность проекта: сентя...

Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»

Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»...

Конспект сказки « Дюймовочка» к проекту «Загадочный мир насекомых» в старшей группе

Конспект сказки « Дюймовочка» к  проекту «Загадочный мир насекомых» в старшей группе...

Педагогический проект "Путешествие в загадочный мир науки"

Любое исследование – это значимый для индивида опыт   дальнейшего познания мира. Через практические опыты доступнее и проще объяснить ребёнку, какие существуют профессии в мире науки, ...

Исследовательский проект "Путешествие по загадочной Антарктиде!!"

Исследовательский проект "Путешествие по загадочной Антарктиде!!" с детьми старшего дошкольного возраста...

Детский исследовательский проект "Путешествие в загадочный мир Китая!"

Детский исследовательский проект "Путешествие в загадочный мир Китая!"...