Технология "Утренний и вечерний круг"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_utrenniy_i_vecherniy_krug.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
"УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КРУГ"
Что это такое?
На самом деле эта технология не такая инновационная как мы думаем, она появилась уже достаточно давно и прочно укрепилась в дошкольном образовании. Например, "утренний сбор" пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой, еще в 80-е годы прошлого века. Эту технологию называют по-разному: детский совет, утро радостных встреч, групповой сбор. В программе «От рождения до школы», 2019 года, этот элемент в режиме дня появился под названием «утренний круг».
"Утренний круг" – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, настроиться на «работу», поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы и договориться о правилах.
Именно на утреннем круге зарождаются и обсуждаются новые приключения, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы, а также планируются моменты, в которых дети становятся участниками образовательной деятельности. Воспитатель здесь несет функцию модератора, то есть он не главный, он просто направляет «сюжет» разговора в нужное, правильное русло. Это место для общения взрослых и детей, задающее смысл и стиль всей жизни группы.
Структура "утреннего круга"
Важно помнить, что "утренний или вечерний круг" – это не занятие. Участие в нем не обязанность, а возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослым. Структура проведения тоже очень гибкая, по ситуации можно обойтись без какого-либо компонента.
Приветствие – пожелания, комплименты, подарки, внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
Игра – ее основа веселая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения.
Тема дня (недели) или обмен новостями – наиболее насыщенная часть. Такое общение и обсуждение позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и способу выражения мысли, по темпу и стилю речи.
С какого возраста и в какое время проводить "утренний круг"?
"Утренний круг" рекомендуется проводить начиная с младшего дошкольного возраста, то есть с 3 лет (в некоторых программах, начиная с раннего дошкольного возраста). Начинать можно с 5 – 10 минут и постепенно увеличивая длительность до 20 минут. Время проведения утреннего круга зависит от возраста детей и от того, во сколько начинается и заканчивается завтрак. Из своей практики скажу, что проводить "утренний круг" сразу после завтрака не всегда удобно. Можно перенести «круг» на время после занятий, иногда перед утренней прогулкой. Но когда «утренний круг» прочно войдет в жизнь группы, вы будете успевать проводить его после завтрака, иногда сдвигая время первого занятия (это удобно если нет занятий у специалистов или есть дополнительное время между занятиями).
Уже на начальном этапе рассадки в круг нужно обратить внимание на некоторые моменты:
Кто с кем сядет рядом;
Кто всегда стремится сесть рядом с воспитателем, а кто подальше;
Есть ли ребенок, которого не пускают в круг.
Обратите внимание, все ли дети умеют вступать в контакт или избегать нежелательного контакта, могут ли они договориться о совместных действия.
Лайфхаки при проведении "утреннего круга»
«Утренний круг» начинается с рассадки детей и это можно сделать традицией группы. Можно использовать музыку и тогда Вам не нужно будет созывать всех детей и повышать голос, если кто-то не услышал. За Вас все сделает музыка. Можно использовать колокольчик, бубен или другой музыкальный инструмент. Как только дети услышат сигнал они сразу поймут, что пора собираться в круг. С детьми постарше можно вместе придумать по какому сигналу Вы будете собираться.
Если Вы только начинаете проводить «утренний круг» или у Вас дети младшего дошкольного возраста, то «удержать» детей в кругу Вам помогут медиаторы пространства. Это могут быть детали от напольного пазла, самодельные сшитые подушечки, самые простые «сидушки» для стульев. Получается, что у каждого ребенка свое «гнездышко» и дети спокойно сидят в кругу. В начале воспитатель сам раскладывает их, через некоторое время дети могут делать это самостоятельно.
При проведении «утреннего круга» дети высказывают свои мысли, задают вопросы, много отвечают и предлагают идеи. Как сделать, чтобы общение не превратилось в «базар», чтобы дети не перебивали? В этом Вам поможет «игрушка – говорун». Это может быть маленький плюшевый мишка, он «дает» право говорить. Правило такое: «У кого в руках игрушка, тот и говорит». Иногда используют микрофон, но мягкую игрушку удобнее перекидывать друг другу.
Темы для "утреннего круга"
Когда мы только вводим эту технологию в «жизнь» группы, могут возникнуть трудности с подбором тем для общения. Какие же темы можно использовать для общения на «утреннем круге»?
Обмен новостями после выходных.
- «Кто хочет рассказать, что интересного было у Вас в выходные? Чем Вы занимались? Как прошли Ваши выходные?
Осуждения разных ситуаций, произошедших в группе. Кто-то отнял игрушку, взял без разрешения, одна девочка подговаривает другую не дружить с кем-то. Таких ситуаций в жизни детей много, замечаем и выносим на обсуждение (можно использовать вымышленные имена детей, чтобы не пристыдить при всех, а объяснить, как можно разрешить конфликт).
Новая книга или игра.
Прежде, чем положить в центр новую игру, можно поговорить о ней на «утреннем круге».
- «Как Вы думаете, что это за игра? Чему он может Вас научить? Какие правила в ней могут быть? С кем бы Вам хотелось в нее поиграть»?
Правила группы.
- «Как Вы думаете, для чего нужны правила? Что может произойти, если их не соблюдать? Какие правила есть в раздевалке»? Или, -«У нас возникла проблема, дети часто ссорятся в центре песка. Как Вы думаете, какие правила могут нам помочь»? – «Наши правила, что в раздевалке нельзя шуметь, сегодня не работали. Как Вы думаете, почему? Как нам исправить эту ситуацию»?
Проектная технология.
Высказывание идей по решению проблем или выстраивание гипотез, планирование, распределение в «рабочие группы», корректировка идей – все это можно обсуждать на "утреннем круге". - «Вчера на прогулке мы заметили, что на дереве растет мох. Полина сказала, что мох на дереве растет только с северной стороны. Как Вы думаете, может ли такое быть? Как мы можем это проверить».
Планирование предстоящей недели.
Эту тему хорошо обсуждать в пятницу, например:
- «Следующая неделя у нас будет посвящена жизни диких животных в лесу. Про каких животных Вам хотелось бы узнать? А может кто-то из Вас уже знает, как некоторые животные готовятся к зиме и захочет об этом рассказать нам»?
«Мозговой штурм».
Детям можно задать вопрос, который заставляет рассуждать, думать и спорить. Например, «Как могли бы выглядеть динозавры, если бы они жили в наше время»? Или, «Что для птиц страшнее: голод или холод»
Свободная тема.
Иногда бывает, что обсуждать нечего и тогда, позвольте себе отдать инициативу в выборе темы, в руки детей. Если дать такую возможность детям, то можно с удивлением обнаружить насколько необычные, яркие идеи приходят им в голову. Как разгорается спор, дискуссия, как они пытаются отстоять свою точку зрения.
"Вечерний круг"
"Вечерний круг" проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Это помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Проводить его можно перед вечерней прогулкой.
Вопросы, которые можно задать детям в конце дня:
- "Что Вам запомнилось больше всего"?
- "С какими трудностями Вы столкнулись? Что помогло с ними справиться"?
- "Что было самое смешное, необычное"?
- "О чем бы Вы хотели поделиться со своими родителями"? - "Что нового Вы узнали? Где это можно применить"?
Личность развивается в общении и посредством общения. Общайтесь в удовольствие
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
Материалы педагогического совета №3
от 6 апреля 2023 года
по теме: «Умение общаться – залог успешной деятельности»
по вопросу «Стимулирование общения детей между собой и со взрослым. Технология «Утренний и вечерний круг»
Подготовили: Н.И. Добрынина
И.А. Толстун
2022 – 2023 учебный год
Когда ребенок чувствует себя хорошо и комфортно? Казалось бы, ответ на вопрос очевиден: когда он видит, что его любят, заботятся о нем, он чувствует себя здоровым, уверенным и счастливым. Как с этим обстоят дела в детском саду, хорошо ли там ребенку? Важно, чтобы взрослый спрашивал себя об этом, был чуток к переживаниям и настроению каждого ребенка и создавал условия для психологического комфорта и хорошего самочувствия детей в течение всего дня. Ведь наибольший вклад в благополучие ребенка вносит именно его отношение с семьей, педагогами и другими людьми разного возраста. Весь день ребенка в детском саду «пронизан» разными отношениями с взрослыми и детьми. При этом ценен каждый момент взаимодействия, не только на занятиях, но и в свободной деятельности, а также режимные моменты. Ребенок обобщает опыт заботы о нем: с какой интонацией говорит взрослый, как он к нему прикасается, как называет, видит ли, когда ему грустно, разделяет ли радость, помогает ли, когда трудно. Причем взаимодействие в моменты, когда ребенок особенно уязвим (переодевание, сон, туалет, еда), имеет огромное значение для его психологического благополучия в детском саду. И поэтому особенно важно, чтобы отношения, в которые включен ребенок, были теплыми, уважительными, поддерживающими. Ведь это именно тот опыт, который формирует психологический ресурс, позволяющий ребенку стать более устойчивым, научиться справляться с изменениями и разнообразными трудностями в жизни.
Следует помнить, что для развития ребенка опыт переживания собственной ценности, доверия к миру, принятия и любви – основа для всего остального развития, в том числе и для становления навыков и умений. А это значит, что в течение дня в детском саду должно быть много радостных моментов, возможностей выразить себя, и заниматься тем, что нравится, чувствуя при этом внимание и поддержку взрослого, а также должны быть созданы условия для полноценного развития общения как с взрослыми, так и с другими детьми.
В педагогике и психологии уже стало аксиомой, что общение является главным источником развития. Но очень часто в практике детского сада общение подменяется коммуникацией. Это происходит тогда, когда суть взаимодействия взрослых и детей сводится к обмену информацией, инструкциям и указаниям. Распространенной причиной такой подмены является предпочтение педагогом только одной, привычной в общении позиции – позиции «над» (классическая позиция учителя). Подлинное общение же возможно лишь в диалоге с ребенком, когда взрослый с уважением и интересом относится к детским идеям и замыслам, помогает ему выразить свои эмоции и понять эмоции другого, поделиться переживаниями.
Для начала разберём ситуацию!
Утро. Воспитатель сидит на стульчике, дети возле него в кругу на ковре. Педагог много и очень интересно рассказывает о теме предстоящей недели или о правилах группы. Многие ребята слушают с интересом, иногда что-то отвечают.
Как вы думаете, это "утренний круг"? Или здесь чего-то не хватает?
«Если мы сделаем общий круг, то все дети не успеют высказаться, потому что кто-то будет говорить очень долго, а другие устанут. Как же быть?»
Работа в общем круге очень важна, потому что она позволяет создать уважительный диалог между детьми, когда все сидят и слышат друг друга. Сначала, когда эта форма работы еще непривычна детям, они действительно могут перебивать, кричать, говорить одновременно. Здесь как раз перед педагогом и возникает задача установления правил вежливого общения. Причем устанавливаться они должны не директивно взрослым, а в процессе совместного обсуждения с детьми. Задача педагога – слушать, координировать и стимулировать дискуссию с помощью вопросов, начинающихся с «почему», «как», «каким образом», чтобы побуждать детей к полноценным рассуждениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг»
Консультация для педагогов...
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - новые элементы программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Средняя группа...
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - новые элементы программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Средняя группа г. Химки...
"Утренний круг" и "Вечерний круг" как инновационная педагогическая технология в ДОУ
Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает введение в режим дня технологии "Утреннего круга" и "Вечернего кру...
" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!
Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...
Технология «Утренний круг» и «Вечерний круг» в детском саду.
Технология «Утренний круг» и «Вечерний круг» в детском саду«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы &laq...