«Сюжетосложение, как средство развития инициативности детей дошкольного возраста»
материал

Прокудина А.А.

Одним из эффективных средств формирования сюжетосложения является совместная игра взрослого с детьми, в которой происходит процесс передачи детям усложняющих способов построения игры. Сюжетосложение происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий, в которых быстрее происходит развитие социально-коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetoslozhenie.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Сюжетосложение, как средство развития инициативности детей дошкольного возраста»

Здравствуйте уважаемые участники мастер-класса!

Улыбнитесь друг другу!!! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся рассмотреть технологию «Сюжетосложения» и понять важность данной деятельности в развитии инициативности детей дошкольного возраста.

Сюжетосложение-это каждый новый способ построения игры.

Знаменитый голландский историк и культурфилософ, автор игрой концепсии культуры Йохан Хейзинги писал: « Детские игры, окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность -словом, всё, что составляет богатство человеческой личности».

Игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции.

Одним из эффективных средств формирования сюжетосложения является совместная игра взрослого с детьми, в которой происходит процесс передачи детям усложняющих способов построения игры. Сюжетосложение происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий, в которых быстрее происходит развитие социально-коммуникативных навыков.

Для работы с детьми, мы поставили перед собой цель:

обогатить игровые навыки у детей в развитии сюжетосложения.

Для реализации цели, определили ряд задач:

1.     Развивать умение ребенка выстраивать новые последовательности событий;

2.     формировать умение использовать разнообразные тематические содержания;

3.     закреплять умение прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события);

4.     развивать умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры;

5.     воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

6.     способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка.

Сюжетосложение или игра-придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах, направляющих воображение участников в общее русло. Такими опорами могут быть известные детям сюжеты: сказок, рассказов, игр, мультфильмов.

Наиболее удобными для такого рассматривания являются сюжеты волшебных сказок.

Метод «Путешествие в сказку»

«Жили-были Старик со Старухой. Решили они испечь Колобок. Получился Колобок красивый, румяный, но не умел он ни радоваться, ни печалиться. Решили Старик со Старухой отправить его в соседний лес к лесным жителям, чтобы те научили его проявлять свои эмоции…»

Наметить проблему: придумать продолжение сказки, в которой главный герой, встречаясь со сказочными персонажами, из разных сказок испытывал разное эмоциональное состояние.

Обсуждение данного упражнения: вот и научился колобок…….

С помощью сочинения таких сказок-путешествий у детей развиваются социально-коммуникативные навыки, диалогическая и связная речь. А также творческое воображение, умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;

Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными.

Например: лиса и заяц вместо ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках, а могут быть лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.

Метод «Салат из сказок».

Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и тд.

 Например: «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку), в кресле – Мальвину и т.д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках».

Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. « Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое». Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.

Например: Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

Новая ситуация: на пути девочки встречается волк…….

Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……

Сказка «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »

laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....