Методы активации детей в ходе образовательной деятельности.
учебно-методический материал (средняя группа)
Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет мотивация
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_aktivatsii_detey_v_hode_obrazovatelnoy_deyatelnosti_1.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы активизации детей в ходе образовательной деятельности.
Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет мотивация
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Например: ОД аппликация, конструирование, рисование.
- Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, нарисовать красками)
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Например: в ОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности
- Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Лучше использовать этот вид мотивации в ОД старших группах.
Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Например:
-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество)
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Например:
- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости.
- Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности
Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
В ходе ОД применяются методы:
1. Объяснительно иллюстративные, которым относятся рассказы, показ картинок, способов выполнения тех или иных заданий.
2. Поисковые, требующие умственной работы
3. Исследовательские, опыты
4. Практические
5. Наглядные
6. Словесные
При проведении занятий необходимо использовать методы повышения познавательной активности детей - это «занятия с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами, что делает занятие более привлекательным и продуктивным, широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как беседа, наблюдение, сказко-терапевтические занятия- это особая форма взаимодействия с ребенком, соответствующая особенностям детского возраста, хорошая возможность на сказочных персонажах, формировать нравственные ценности. Использование в проведении занятий нетрадиционных форм организации по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей, занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами, дети увлекаются замыслом игры, не замечая скрытой учебной задачи. В работе с воспитанниками широко используется метод проектов, когда занятие можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием, рисованием, аппликацией.
Очень интересны для ребят:
- Занятия-соревнования (на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и др.
- Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
- Исследовательская деятельность детей типа: летает - не летает, плавает - тонет и т. д.).
- Занятия-путешествия.
- Занятия-концерты, дискотеки.
- Занятия типа «Поле чудес».
- Занятия «Интеллектуальное викторины» с ответами на вопросы: что? где? когда?)
Современные технологии, помощь интернет-ресурсов и различные, педагогические приемы и методы позволяют превратить скучное, обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым повысить эффективность занятия в несколько раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности"
Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да, то как? Какие наказания приемлемы? Как воспитать в детях ответственность? Как совместить традицию и современность? Как не отступить от п...
Презентация «Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности»
Данная презентация отображает материал раннее опубликованного доклада "Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности". Может служит...
«Методы активизации детей в ходе образовательной деятельности»
Повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения ООД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности....
Мотивация как метод активизации детей в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Конечно, не возможно сформировать у ребенка желание учиться и саморазвиваться, если не верить в это. Воспитатель должен стать для каждого из своих воспитанников «капитаном». Вера в успех к...
Семинар для молодых педагогов Тема: «Методы активизации детей в ходе непосредственно образовательной деятельности.»
Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребёнок был максимально вовлечён в образовательную деятельность, и получил максимум пользы...
презентация "Мотивация детей в ходе образовательной деятельности"
Презентация "Мотивация детей дошкольного возраста"...
Семинар - практикум. Тема: «Методы активации детей в ходе образовательной деятельности»
Семинар-практикум для молодых педагогов....