Семинар для молодых педагогов Тема: «Методы активизации детей в ходе непосредственно образовательной деятельности.»
материал

Панова Светлана Юрьевна
Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребёнок был максимально вовлечён в образовательную деятельность, и получил максимум пользы от проведённого занятия. И наша цель научить молодых педагогов решать проблему привлечения и удержания внимания детей на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_broshyurovka.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

Семинар для молодых педагогов

Тема: «Методы активизации детей

в ходе непосредственно образовательной деятельности.»

                                      Панова Светлана Юрьевна  

должность: воспитатель,

высшая квалификационная категория

п. Рефтинский, 2018 г

Аннотация.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребёнок был максимально вовлечён в образовательную деятельность, и получил максимум пользы от проведённого занятия.

И наша цель научить молодых педагогов решать проблему привлечения и удержания внимания детей на занятии.

Актуальность семинара.

В последнее время, в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности (НОД). Поэтому обучающий семинар по данной теме, очень актуален.

Цель семинара:

 повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

Задачи семинара:

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе НОД.

2. Изучить виды мотивации детской деятельности

3. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению непосредственно образовательной деятельности.

4. Повысить практический уровень проведения НОД.

5. Развитие творческих способностей начинающих специалистов.

План семинара:

1. Мотивация детей на образовательную деятельность

2. Использование игровых персонажей

3. Выработка алгоритма подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности.

4. Практическая работа педагогов и моделирование практических ситуаций.

5. Рефлексия.

Мы приветствуем сегодня
Умных, творческих друзей.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Вас когда-то на дошкольный
Привела она порог.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я очень рада всех вас приветствовать на семинаре по теме " Методы активизации детей в ходе НОД"

А  перед тем как начать рассказывать, уважаемые коллеги, я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние при помощи тест – бабочек. Возьмите ту бабочку, цвет которой Вам наиболее импонирует и поднимите её так, чтобы её было хорошо видно. А теперь попробуем оценить состояние всей группы. Цвет каких бабочек преобладает? (ответы участников).

Кто скажет, какова моя цель сегодня? (ответы участников ). 

А ваша цель? (ответы участников )

А сейчас свою  бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.

    Жил мудрец на свете,  который знал всё.  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- как вы  считаете, что ответил мудрец?

“Всё в твоих руках”. 

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себялюбимым, красивым, нужным, а главное – успешным.Действительно, все в наших руках.

  Сегодня, уважаемые коллеги, на данном семинаре также  все  в ваших руках, как эта бабочка,  если вам понравится семинар,  и вам пригодятся полученные знания  - это   будет значить, что наши труды не напрасны.

Образовательная деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.

Вопрос: Как вы думаете, что такое "мотивация"?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

1. Игровая мотивация «Помоги игрушке».

2. Мотивации помощь взрослому «Помоги мне».

3. Мотивации «Научи меня».

4. Мотивации «создание предметов своими руками для себя»

Первый тип - Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.)

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию? Например: НОД аппликация, конструирование, рисование. - Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек, нарисовать красками, и т.д.).

Второй тип мотивации Помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

- Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Лучше использовать этот вид мотивации в старших группах (в игровой деятельности, и в НОД).

Например: - Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество).

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Например: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

 - Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).

 - Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

 - Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

 - Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей. На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.

 К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. Игрушки или игровые персонажи:

- должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

 - Игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Алгоритм подготовки НОД.

  • Определение темы и ведущих понятий.
  •  Четко определить и сформулировать тему НОД.
  • Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГОС.
  • Определение целей и задач.
  •  Определить целевую установку занятия — для себя и для детей.
  • Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую.

А теперь я хотела бы остановится на, практической части семинара игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем

Активизация мыслительной деятельности НОД по следующим разделам как «Развитие элементарных логических представлений», «Ориентировка в пространстве», «Основы первоначальной грамоты», «Развитие элементарных математических представлений» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого необходимо педагогу создать на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побудить ребёнка к активной поисковой деятельности.

 Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора. Мой выбор.

 1 ситуация: У Саши не получается выполнить игровое задание «3-й лишний»: 1. Предложите выполнить более легкий вариант. 2. Попросите назвать, одним словом все предметы. 3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: «Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?». Ребята решить задачу не могут, тогда вы: 1. Повторно читаете задачу. 2. Упрощаете задачу. 3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация: Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале деятельности обнаружили, что палочек на всех детей не хватает: 1. Проведете другое занятие. 2. Предложите ребятам вместо палочек спички. 3. Проведете тоже занятие, но без головоломок со счётными палочками.

Образная пластика в парах. Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика. Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного. Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться. Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

«Каждый воспитатель – артист» Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей: (педагоги вытягивают карточки с возможным вариантом произношения)

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно,.

Для того, чтобы облегчить детям пересказ, заучивание, можно использовать модели, символы и мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию по слайдам узнать сказку, потешку и загадку.

        Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами задача настроить ребенка не только  на образовательную деятельность, но и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.

        Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В словарях приводится следующие толкования.

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.

        Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка.

        Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.

        Использовать и применять рефлексию в работе можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.

Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.

        Сегодня хотелось бы вам рассказать о некоторых вербальных техниках эмоционального состояния.

1. «По выбору».

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.

2. «Оценка».

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

4. «Если бы я был…»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»

• исправил…

• сделал…

• добавил

• похвалил

4. "Свободный микрофон."

Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.

Другой вид оценки эмоционального состояния - использование невербальных техник. Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее. Использование рефлексивных техник можно начать с приходом детей утром в детский сад. Чтобы проверить эмоциональное состояние детей я использую следующие техники.

«Солнечное настроение». Ребенок по выбору на магнитную доску прикрепляет солнышко – грустное или веселое. Таким образом, я определяю эмоциональное состояние группы. Затем провожу индивидуальные беседы с детьми и узнать, почему у них не совсем солнечное настроение.

Аналогично во время минутки вхождения в день провожу игру со смайликами или «Погодное настроение», где участники группы выбирают себе солнышко, тучку в солнышке или дождик.

В более старших группах можно использовать технику «Звездопад настроения». Рисуется на листе небо. Приклеивается карман. Заготавливаются звезды по количеству участников группы. Задача каждого ребенка взять звезду, расположить на небе. Педагог объясняет детям, что чем лучше настроение, тем выше звезда.

Вашему вниманию хочу представить еще одну интересную и нетрудную в исполнение технику «Карта настроения». Внутри круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. Затем проводится итог всей недели.

        Начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Не зря мы сказали - все в наших руках.

        Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю взять на память об этом дне себе одну бабочку, а вторую с пожеланиями, с впечатлениями о сегодняшней встрече, с вашими высказываниями: что понравилось, что не очень, какая игра или упражнение вам понравилось -  поместить на нашу импровизированную полянку.

Раздача памятки

Всем спасибо, с вами приятно было работать и общаться! Удачи вам! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольников"

Дополнительный материал к докладу, наглядно демонстрирующий способы использования элементов системы М.Монтессори в ходе образовательной деятельности дошкольников...

Консультация для молодых педагогов "Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность "

Каждое НОД должно содержать что-­то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, при...

«Использование занимательного материала в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников»

В данной статье представлено значение использования занимательного материала по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ходе непосредственно образовательной деятельности

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы в ходе непосредственно образовательной деятельности (далее Журнал) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежден...

Приёмы и упражнения для привлечения внимания дошкольников в ходе непосредственной образовательной деятельности.

В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки. Следует соблюдать режим дня и периоды работоспособности ребенка....

Мотивация как метод активизации детей в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Конечно, не возможно сформировать у ребенка желание учиться и саморазвиваться, если не верить в это. Воспитатель должен стать для каждого из своих воспитанников «капитаном». Вера в успех к...

Тема семинара: «Методы активизации детей в ходе непосредственно образовательной деятельности».

Повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности....