Консультация для воспитателей. «Хеппенинг», как эффективная инновационная технология для обеспечения эмоционального благополучия детей раннего дошкольного возраста в детском саду».
консультация

      Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

   В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Хеппенинг», как эффективная инновационная технология для обеспечения эмоционального благополучия  детей раннего дошкольного возраста  в детском саду».

«Детский рисунок, процесс рисования –

это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу что-то

из окружающего мира, а живут в этом мире,

входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой»

В.А. Сухомлинский

      Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

   В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

К числу современных образовательных технологий можно отнести личностно – ориентированные технологии. Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

В рамках личностно-ориентированной технологии выделяется : «хеппенинг» (в переводе с английского "случаться").

Что же такое хепенинг?

Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. Ребёнок изображает свои мысли и идеи. Этот процесс очень важен в развитии самовыражения.

Хеппенинг особенно актуален при работе с детьми раннего возраста понескольким причинам:

- во-первых, импровизация и отсутствие четкого сценария естественно для

детей раннего возраста;

- во-вторых, результат деятельности заведомо успешен, что усиливает

интерес к деятельности;

- в-третьих, хеппенинг позволяет экспериментировать с красками,

веществами, предметами, что является естественной потребностью детей 2-3

лет;

- в-четвертых, хеппенинг направлен на поддержку детских инициатив и

формирование познавательных действий воспитанников.

Хеппенинг в работе с детьми 2-3 лет направлен на:

- формирование представлений о свойствах и качествах некоторых веществ,

предметов (песок, краски, бумага и др.);

- поддержку и развитие детской творческой и познавательной инициативы;

- формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, объем, фактура);

- формирование предпосылок к развитию воображения;

- развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, пространственной

ориентировки;

- развитие изобразительных навыков;

- воспитание интереса к творческой и познавательной деятельности;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Хеппенинг применяем в рамках совместной деятельности взрослых и детей и в свободной творческой деятельности.

Главное отличие хепенинга от использования методов нетрадиционногорисования заключается в том, что педагог не ставит перед ребенком задачу изобразить что-то конкретное (бабочку, цветок или травку), а насыщает среду материалами и дает возможность ребенку в спонтанном рисовании с помощью линий выразить свои эмоции. При этом образы могут возникнуть самые неожиданные, а могут не возникнуть вообще. Давайте подробнее остановимся на основных видах хеппенинга:

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга,  как рисование

пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики , раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на

листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

Таким же подвидом являются способы рисования ватными палочками и всевозможными штампами.

Положительное влияние на тактильное восприятие имеет и рисование на песке, манной крупе и муке. Образы,  созданные ребенком в такой технике, являются  отражением его  состояния, они, как и сны, но их еще можно и пощупать.

Одним из последних видов хеппенинга называют сенсорное рисование «рыбья чешуя», данный вид сравнительно недавняя находка, но уже завоевала любовь и интерес у детей. Данный способ так же способствует развитию творческих способностей, а ещё снимает эмоциональное напряжение, что очень важно в период адаптации детей в детском саду.

Таким образом, одна из форм личностно-ориентированной технологии  –хеппенинг - обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка,максимально развивают индивидуальные познавательные способностиребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Используя в своей работе хеппенинг, можно ещё больше убедится  в том, что дети свободнее раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Пусть дети наши рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном. Нужно запомнить одно простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть таланты должны мы, взрослые! Пусть наши дети живут с душой художника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево.  Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...

консультация для воспитателей "Роль песочной технологии в развитии эмоциональной жизни детей дошкольного возраста

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Многие не справляются, испытывают страх, тревожность, появляются трудности в общ...

Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад №1 «Тополек» ст. Незлобной»      Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстет...

Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей  « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...

«Инновационные технологии в работе с детьми раннего дошкольного возраста».

Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства  отражается губительно на всей жизни человека…В.М. Бехтерев...

«Хеппенинг - технология обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста»

Знакомство с техноогией - хеппининг. Способы ее применения в раннем дошкольном возрасте. Готовый конспект мастер-класса...