Учебно-методический материал «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой
Автор: Землянко Светлана Александровна
Аннотация: Автор статьи освещает важность такого понятия как нравственные качества у детей младшего дошкольного возраста и делится опытом применения сказок как инструмента для развития нравственности воспитанников.
Ключевые слова: нравственность, сказка, воспитание, дошкольник.
К сожалению, в последнее время заметны жестокое и агрессивное поведение детей, и не только в сторону сверстников, но и по отношению к своим родным и близким. Эта проблема связана с избыточным воздействием негативной информации, которая исходит как с экранов наших телевизоров, так и из бескрайних просторов Интернета. Мы все чаще сталкиваемся с непрерывным просмотром зарубежных, порой лишенных содержания мультфильмов, которые искажают представление дошкольников о моральных принципах, на которых зиждется наше общество. Младший возраст дошкольников имеет огромное значение в морально-нравственном воспитании. Именно в этот период дети наиболее восприимчивы к формированию ценностей и развитию нравственности. Педагогическая обязанность воспитателя заключается в использовании эффективных методов и применении разнообразных практик, чтобы способствовать нравственному росту ребенка. Сказокотерапия - один из методов, доказавших свою результативность. Сказки являются богатым источником материалов для воспитания нравственности у детей:
- наличие в сказках главных нравственных качеств: добра и зла, жадности и бескорыстия, мира и вражды, послушания и непослушания, трудолюбия и лени и многих других.
- сказка учит различать хорошее и плохое;
- способствует развитию эстетического вкуса, учит дорожить и оберегать красоту;
- учат ценить и уважать свой и чужой труд;
- сказка воспитывает благоприятное отношение к окружающему миру;
Одно из главных преимуществ сказок заключается в том, что они передают нравственное поведение посредством действий и поступков персонажей, которые понятны и близки каждому ребенку. Сказки прекрасно подходят чтобы раскрыть понятия добра и зла, дружбы и совести, справедливости, сопереживания, отзывчивости и т.д. В сказках герои часто сталкиваются с моральными дилеммами, которые помогают читателям осознать и оценить собственные поступки. Благодаря этому, дети могут развивать свои взгляды на мир, укреплять свои ценности и становиться лучше. Сказки учат не только быть сочувствующими и отзывчивыми, но и размышлять о том, какими мы хотим быть людьми. И этот уникальный потенциал сказок делает их неотъемлемой частью нашей культуры и нашего образования.
Я работаю в младшей группе, и у моих воспитанников уже есть полюбившиеся сказки, которые они готовы слушать каждый день. Дети в восторге от увлекательного сюжета, ярких персонажей и эмоциональных диалогов. Сказки про Колобка, о Курочке Рябе, про Теремок, и о Трёх медведях способствуют формированию правильного отношения к окружающим, учат общению и выражению своих мыслей и чувств, воспитывают основные моральные качества, но делают все это в ненавязчивой и понятной форме.
В рамках изучения сказок в нашей группе мы организовали интересные и творческие мероприятия. Созданы книжный и театральный уголки, которые позволяют детям углубиться в мир сказок и насладиться общением с их любимыми героями. Здесь они могут совершать увлекательные путешествия вместе с персонажами и воссоздавать сюжеты самостоятельно. В книжном уголке дети могут закрепить знания, полученные в процессе изучения сказок, обратившись к различным литературным произведениям. Использование сказок для нравственного воспитания становится более эффективным, когда рассказчик использует выразительное повествование с изменением интонаций и применяет принцип наглядности, показывая игрушки и красочные иллюстрации. Это помогает поддерживать интерес дошкольников к содержанию произведений и позволяет им глубже погрузиться в образовательно-педагогический процесс. Когда ребенок слушает сказку, он воспринимает героя произведения как своего собственного alterego, стараясь подражать ему и выступать на стороне добра и справедливости.
Таким образом, дошкольник впитывает определенные моральные нормы и правила поведения, которые становятся неотъемлемой частью его характера и в будущем проявляются в реальной жизни. Сказки всегда оставляют неизгладимое впечатление на детей. Их яркое эмоциональное воздействие, простота и насыщенность, динамичный сюжет и интересные персонажи усиливают воспитательный эффект и способствуют формированию моральных качеств.
Основные нравственные понятия и ценности, ярко выраженные в образах главных сказочных героев, закрепляются детьми в реальной жизни, отражаясь в их отношениях с близкими, сверстниками и взрослыми. С помощью сказки ребенок постигает свое место в мире, получает первые представления о дружбе и предательстве, о добре и зле, о смелости и трусости.
Таким образом, использование сказок в воспитательном процессе является несомненно эффективным и незаменимым. Ни одно другое литературное произведение не способно так глубоко проникнуть в душу и сердце ребенка, как сказка. Ее простота и лаконичность помогают детям понять сложные моральные проблемы и сделать правильные выводы. Рассказывая, читая или слушая сказки, дошкольники развивают воображение, креативность и эмпатию. Они учатся сопереживать героям, переживать эмоции и идентифицироваться с персонажами, постепенно осознавая различия между хорошим и плохим. Поэтому использование сказочных историй в образовательном процессе для дошкольников является обязательным и необходимым. Они помогают сформировать у малышей правильное мировоззрение, развить моральные качества и научить их применять эти знания и навыки в реальной жизни. Пусть сказки станут волшебным ключом в мир мудрости и доброты для каждого ребенка.
Литература: Абраменкова В.В. Принципы и критерии нравственного развития современного ребенка в образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 167с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Самообразование...
Перспективный план работы по теме: «Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Перспективный план...
Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
Отчёт по самообразованию на тему: "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста по средствам русской народной сказки"
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
Аннотация: В статье рассказывается об актуальности воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок. Автор делится личным опытом работы в данном направлении и о...
« ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ»
Статья « ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ»...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
Аннотация:Автор статьи освещает важность такого понятия как нравственные качества у детей младшего дошкольного возраста и делится опытом применения сказок как инструмента для развития нравственности в...