«Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
материал на тему

Фёдорова Наталья Сергеевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека, поэтому темой самообразования для меня стала: «Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста».

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Исходя из темы самообразования, мной составлен перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста (приложение 1)

Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком, достигаю через решение следующих задач:

* Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

* Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

* Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

* Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

* Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Чтобы правильно выстроить работу по нравственному воспитанию, я опираюсь на следующую литературу и документы:

​ Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г., № 1155)

​ Образовательная программа 2 младшей группы, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), которая реализуется в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

​ Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста.»

​ « Практикум по сказкотерапии.» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. М.,2000.

Существует много методов по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления, который я использую – чтение, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод, который используется мной – это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений, т. к. главное в передаче сказки – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний сказок использую дидактические игры на материале знакомых сказок. Мною были сделаны дидактические игры  «Сравни разных зверят», настольно — печатная игра «Парные картинки».

Существует много приемов формирования восприятия сказки. Один из приемов, которых я использую - это выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность я достигаю разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использую ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Еще один прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес у детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать наиболее значимые и яркие отрывки. Повторное чтение и рассказывание сочетаю с рисованием и лепкой. Художественное слово также помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. При повторе задаю ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?)

Этапы моей работы со сказкой

​ Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

​ Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

Таким образом, я стараюсь проявлять интерес к сказкам, помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.

Опыт моей работы в данном направлении был представлен: (приложение 2)

​ Для педагогов: консультации « Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников», презентация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

​ Для родителей: консультации «Сказка в жизни ребенка», «Как подружить ребенка с книгой», родительское собрание «Сказка ложь – да в ней намек..»

​ Развлечения для детей: в группе  организовали конкурс «В гости кошка к нам пришла»

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки, провожу совместно с родителями: информирую родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей младшего дошкольного возраста; всю информацию представляю в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. Также в уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»«Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др. Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги». Совместно с родителями пополняю библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Родители, у которых сохранились книги их детства, принесли их в группу. Вместе с ними пополняем театральный уголок пальчиковым театром ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту, устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки». (приложение 2)

В конце учебного года планирую провести день открытых дверей в группе, где покажем театрализованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с участием всех детей.

Исходя из этого считаю, что цели и задачи поставленные мною достигнуты:

- Дети научились понимать смысл сказок;

- Отличают добро от зла, хорошее от плохого, можно или нельзя;

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль;

- Происходит взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

​ Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать активное участие в подготовке праздников, выставок, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы сказать, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства, так как сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей раннего дошкольного возраста, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать и моя задача – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

На следующий учебный год я поставила себе следующие задачи:

1.​ Осуществить проект «Книжка – своими руками».

2.​ Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным...

Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста  Введение 31Глава 1. Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста п...