Папка по самообразованию
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Борисова Татьяна Александровна
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством экспериментирования в изобразительной деятельности»
2022
(Начало изучения темы)
2025
(Окончание изучения темы)
1. Ф.И.О. педагога –Борисова Татьяна Александровна
2. Образование –высшее, первая квалификационная категория.
3. Тема самообразования: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством экспериментирования в изобразительной деятельности»
4. Работа начата -01.09.2022 г.
5. Предполагается закончить -30.05.2025 г.
Актуальность темы:
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования
Детское экспериментирование в изобразительной деятельности — это способы создания нового, оригинального произведения искусства руками ребёнка. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное - самовыражаться.
Цель самообразования:
повышение педагогической компетентности в вопросах развития творческих способностей дошкольников через использование технологии детского творческого экспериментирования в изобразительной деятельности.
Задачи:
познавательные
− Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, интернет- источников по вопросу использования технологии детского творческого экспериментирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
− Участие в конкурсах и фестивалях по теме самообразования;
развивающие
- Расширить свои знания о технологии детского творческого экспериментирования, направленной на развитие творческих способностей дошкольников;
− Закреплять умение моделировать работу на основе изученной технологий; − Подготовить методический материал, картотеку «Игры-эксперименты для развития творческих способностей дошкольников»; пополнить ППРС, разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
воспитывающие
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
− Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
− Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
− Обобщение опыта работы по теме самообразования;
Этап работы над темой самообразования: 3 года
Ожидаемые результаты для педагога:
- повышение своих теоретических и практических знаний по теме самообразования;
- умение применять полученные знания на практике в ходе организации образовательной деятельности;
- составление картотеки «Игры-эксперименты в изобразительной деятельности дошкольников»:
- пополнение РППС (Центр ИЗО)
Ожидаемые результаты для детей:
- развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
- формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
- развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты в рамках сотрудничества педагога и родителей воспитанников:
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе организации детского творческого экспериментирования с дошкольниками, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- проведение встреч-обсуждений "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментирования в творчестве".
Используемые технологии:
здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.
- буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей: «Как развивать творчество»; «Виды нетрадиционного рисования»
- выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями.
- презентация опыта педагога по теме самообразования в рамках педагогического совета ДОУ.
- личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
План саморазвития воспитателя на 2022-2025г.
№1 | Этап самообразования | Форма работы | Форма отчётности |
Сентябрь-октябрь 2022 г. Сентябрь-октябрь 2023 г. Сентябрь-октябрь 2024 г. | Подготовительный этап Организационно- теоритический | - изучение нормативных документов, - изучение литературы по проблеме в соответствии с возрастом воспитанников, - изучение интернет-ресурсов, - подбор материала по возрастам, - разработка перспективного плана. | Изучение вопросов организации и проведения ОД по творческому экспериментированию по возрастам, составление консультаций, рекомендация, брошюр, памяток по теме самообразования |
№2 | Основной этап (внедрение в работу подготовленного материала). | -Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками по возрастам. -Внедрение в работу теоретического материала и опробация его на практике. -Обогащение РППС зоны художественно- эстетической направленности в группе ДОУ (ежегодно). -Размещение стендовой информации для родителей -Формирование и оформление методической копилки. | Составление картотек: по возрастам «Игры-эксперименты в изобразительной деятельности дошкольников», «Картотека техник нетрадиционных видов рисования», «Игры на сплочение детского коллектива», «Картотека пальчиковой гимнастики», «Картотека гимнастики для глаз» и т. д. Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. Участие воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах Прохождение курсов КПК, Участие в вебинарах. |
Ноябрь 2022 г.-апрель 2023 г. Ноябрь 2023 г.-апрель 2024 г. Ноябрь 2024 г.-апрель 2025 г. | |||
№3 | Заключительный этап. | Самоанализ и самооценка о проделанной работе за каждый год. Обобщить опыт работы по теме самообразования за 3 года | Презентация «Отчёт о работе по самообразованию педагога». Публикации |
Май 202320242025 |
План работы с детьми в рамках самообразования
на 2022- 2025 г. Г.
№ | Период | Содержание работы | Цель | Результат |
Работа с детьми | ||||
1. | Ноябрь 2022 г. Ноябрь 2023 г. Ноябрь 2024 г. | Упражнять в технике рисования ладошкой Совместная игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери радугу». «Ветка рябины» (рисование тампонами). Дидактическая игра «Придумай пейзаж» «Красивый букет» (Печатание растений) | Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности. Учить детей работать с хрупким материалом –веточками растении и цветами. Воспитывать аккуратность. | Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ладошкой» Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования тампоном» Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования – отпечаток веточкой» |
2. | Декабрь 2022 г. Декабрь 2023 г. Декабрь 2024 г. | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». «Снежный лес» Познакомить с техникой рисования манкой (солью, сахаром, крупой), «Загадки» (Ниткография) | Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение Развитие у детей творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, | Карточка- образец «Техника нетрадиционного рисования пластилинография» Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования крупой, солью, сахаром, солью, манкой Карточка- образец «Техника нетрадиционного рисования «Ниткография» |
3. | Январь 2023 г. Январь 2024 г. Январь 2025 г. | «Удивительные цветы» Познакомить с техникой печатания кляксографией Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет» «Зимняя берёза» (оттиск мятой бумагой) «Новые игрушки» (Кубизм) | Познакомить с техникой печатания кляксографией развивать чувство цвета. Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение. Развивать умение детей рисовать дерево отрабатывать умение отражать в рисунке впечатления от явлений природы, передавать простую перспективу. Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму. | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования кляксография» Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования – оттиск мятой бумагой» Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования –кубизм» |
4. | Февраль 2023 г Февраль 2024 г Февраль 2025 г | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками Нетрадиционная техника рисования «Монотипия предметная» «Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование) | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками, активизировать словарь Способствствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. Учить детей создавать интересные образы, используя знакомые техники Воспитывать инициативность. | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ватными палочками» Изготовление образца «Техника нетрадиционного рисования монотипия» Мини-выставка «Мы – художники!» |
5. | Март 2023 г. Март 2024 г. Март 2025 г. | Коллективная работа . Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «Цветы для мамы» «Цветы» (Мягкая роспись по ткани) «Букет цветов» (Совмещение техник) | Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов; закреплять умение работать в коллективе
Обогатить изобразительный опыт ребёнка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Воспитывать аккуратность. Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник. Развивать художественное восприятие. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус. | Презентация стенгазеты «Цветы для мамы» Организация выставки к празднику «8 Марта» Организация выставки к празднику «8 Марта» |
6. | Апрель 2023 г. Апрель 2024 г. Апрель 2025 г. | Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей. Оформление стенгазеты «День космонавтики» «Звездное небо» (граттаж) «Загадочный космос» (Совмещение техник) | Закрепить умение работать в коллективе, формировать социально- коммуникативные навыки Закрепить приёмы рисования в технике «граттаж»; совершенствовать приемы работы с острым краем палочки; воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник | Презентация стенгазеты «День космонавтики» Выставки детских работ выполненных с применением нетрадиционных техник рисования. Изготовление образца «Техника нетрадиционного рисования - граттаж» Презентация стенгазеты «День космонавтики» |
7. | Май 2023 г. Май 2024 г. Май 2025 г. | Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Создание для детей ситуации успеха и гордости за свои возможности, психологического комфорта | Презентация фотоальбома «Вот как мы можем!» |
8. | В течение года. | Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | Закреплять с детьми знания о нетрадиционных методах рисования, развивать творческое воображение | Методики по ХЭ деятельности |
9. | В течение года. | Выставки детских работ выполненных по нетрадиционным техникам | Закреплять с детьми знания о нетрадиционных методах рисования, развивать эмоциональный фон | Выставки детских работ выполненных с применением нетрадиционных техник рисования |
План работы с детьми и родителями в рамках самообразования
1. | Октябрь 2022 г. Октябрь 2023 г. Октябрь 2024 г. | Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества» Оформление папки- передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Мастер-класс «Рисование пеной для бритья» | Повышение знаний родителей по теме самообразования Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования Повышение знаний родителей по теме самообразования | Консультация для родителей Консультация для родителей Педагогическое просвещение родителей |
2. | Ноябрь 2022 г. Ноябрь 2023 г Ноябрь 2024 г | Оформление папки- передвижки для родителей: «Развиваем творчество у детей с помощью подручных предметов» Консультация «Каждый ребёнок талантлив». Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования Повышение знаний родителей по теме самообразования Повышение знаний родителей по теме самообразования | Папка-передвижка Консультация для родителей |
3. | Декабрь 2022 г Декабрь 2023 г Декабрь 2024 г | Совместный праздник «Новый год» Изготовление атрибутике к Новогоднему празднику с применением нетрадиционных материалов и техник | Формирование эмоционального фона в группе, умение работать в коллективе закреплять взаимоотношения с родителями | Совместный праздник «Новый год», готовые атрибуты к празднику |
4. | Январь 2023 г. Январь 2024 г Январь 2025 г | Консультация для родителей «Психология и творчество» Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию» Советы – рекомендации «Развитие мелкой моторики рук при использовании нетрадиционной техники рисования в детском творчестве» | Повышение знаний родителей по проблеме самостоятельной изобразительной деятельности детей. Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей | Консультация для родителей Консультация для родителей Консультация для родителей |
5. | Февраль 2023 г. Февраль 2024 г. Февраль 2025 г. | Советы – рекомендации «Запретить или разрешить» Папка – передвижка «Учите детей удивляться» Папка – передвижка «Рисование по сырому фону» | Повышение знаний родителей по теме самообразования Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей | Буклет для родителей Консультация для родителей Консультация для родителей |
6. | Март 2023 г. Март 2023 г. Март 2023 г. | Выставка совместных с детьми творческих работ, а также отдельно творческих работ родителей | Формирование эмоционального фона группы участников образовательного процесса | |
7. | Апрель 2023 г. Апрель 2024 г. Апрель 2025 г. | Знакомство с картотекой творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома» Консультация «Учите детей фантазировать» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования Педагогическое просвещение родителей. Обмен опытом. Педагогическое просвещение родителей. | Оформление картотеки Консультация для родителей |
8. | Май 2023 г. Май 2023 г Май 2023 г | Выступление на родительском собрании и подведении итогов по самообразованию за текущий учебный год. | Педагогическое просвещение родителей. | Выставка творческих работ, фотоотчёт |
9. | В течение года. | Выставка совместных с детьми творческих работ, а также отдельно творческих работ родителей | Формирование эмоционального фона группы участников образовательного процесса | Выставки творческих работ, фотоотчеты |
Список использованных источников
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет: Рисуем и познаем мир. – М: Издательство «ГНОМ» - 2007 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2014. – 108с
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 96с
- Леонова Н.Н «Художественно-эстетическое развитие детей в ДОУ». Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2017
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство
«Мозаика-Синтез», 2014.
7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2015. - 96с.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.
9. Казанова Р.Г.Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера»,
2004 – 128с.
Интернет-ресурсы:
Рисование бабочки в технике монотипия
Рисование методом «тычка» жёсткой полусухой кистью "Пушистый котёнок"
Мастер класс «Рисование мятой бумагой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"
Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ ПАПКИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ,.
Самообразование....
Как оформить папку по самообразованию
Эта консультация поможет педагогам правильно оформить папку по теме самообразования...
Методическая папка по самообразованию
Арт-терапия – лечение через творчество - ( therapeia от греческого – забота, уход)забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. «Она вызывает с...
Папка по самообразованию воспитателя Карочкиной Евгении Александровны (Подготовительная группа)
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способно...
Папка по самообразованию.
МКДОУ Березовский детский сад ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Чернышова Юлия ВладимировнаВоспитатель Тема: Физическое развитие детей в игр...
папка по самообразованию
План самообразования "Формирование патриотических чувств у дошкольников"1.Ф.И.О. педагога – Шелестова Елена Евгеньевна2.Образование :средне профессиональное образование.3.Тема самообра...