НОД "Какие народы живут в России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лукьянчикова Светлана Васильевна

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kakie_narody_zhivut_v_rossii.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.

Тема: «Какие народы живут в России».

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: видео сопровождение; магнитофон; аудиозапись бурятской музыки; пазлы «Русский национальный мужской и женский костюм»; глобус; карточки «Животные Севера»; магнитная доска; платки; заготовки для аппликации; клей-карандаш.

Ход занятия.

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Но сначала предлагаю вам отгадать загадку:

В ней живем и ты, и я,

Все мы – дружная семья.

Все народы в ней – друзья,

Что же это за страна? (Россия)

- Молодцы. А какой народ живет в России? (Ответы детей).

- В России живет очень много различных народов.

- А чем народы отличаются друг от друга? (Внешностью, обычаями, традициями, языком).

- Я предлагаю вам побывать в разных уголках нашей огромной страны и познакомиться с некоторыми народами, проживающими в ней.

II Основная часть.

- Вы знаете, что можно путешествовать, не выходя из дома? Для этого есть волшебный предмет. Чтобы узнать, что это за предмет, надо отгадать загадку:

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками …(Глобус)    

Музыка волшебства. Вращаем наш глобус.

- Итак, мы отправляемся в путешествие (звучит музыка).

         (Слайд) - Ребята посмотрите на экран, что это такое изображено на нем?

 (Карта России)

- Правильно карта России. Что можно сказать о нашей стране глядя на карту? - Какая наша страна?

(Большая, необъятная).

- Мы живем в самой большой стране на Земле. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом — уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом — может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете.

- Назовите, пожалуйста, столицу нашей Родины. (Москва).

(Слайд) – Россия – многонациональная страна. Ребята, скажите, кто мы по национальности? (Русские).

- Правильно, мы с вами русские. Русские самый многочисленный народ России. У русского народа есть свои обычаи, традиции и свой национальный костюм.

Слайд (Русский народный костюм)

- Посмотрите, это наш русский национальный костюм. Сейчас мы с вами ходим в современной одежде, которая соответствует нашему времени. А раньше наши бабушки и дедушки ходили вот в такой одежде.

(Слайд) Мужчины носили рубахи (косоворотки, называли их так за то, что застегивались они наискосок, а не прямо), рубаху носили на выпуск и подпоясывали поясом. Основные цвета у рубах были красные на праздник и белые, льняные для работы. Брюки обычно серого цвета. Головной убор - кепка (картуз). Обувь, сапоги их шили из кожи и плетеные из лыка лапти.

(Слайд) - Женщины ходили в длинных сарафанах, обычно красного или оранжевого цвета, украшали сарафан красивой вышивкой из атласных лент, бус и по достатку драгоценными камнями. Под сарафан одевали рубашки белого цвета, расшитые вышивкой. На голову надевали головной убор (кокошник). Кокошник носили только замужние женщины, а молодые девушки заплетали косы и повязывали на голову тонкие атласные ленточки. Обувь, сапоги из кожи и лапти.

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и пройти к столам.

Игра-пазл «Собери женский и мужской русский национальный костюм»

Каждой команде предлагается собрать пазл, рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы. На пазле изображение женского и мужского русского национального костюма.

Дети собирают пазл.

Вопрос 1–й команде: Как называется головной убор у женщины? (кокошник)

Вопрос 2-й команде: Как называется головной убор у мужчины? (картуз)

Вопрос 1-й команде: Как называется женская одежда у женщины? (сарафан)

Вопрос 2-й команде: Как называется мужская одежда у мужчины?  (рубаха-косоворотка)

- Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места! Продолжаем наш разговор.

(Слайд) - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

 - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

- Мы с вами прочли уже несколько сказок народов России, и я предлагаю Вам отгадать эти сказки.

Игра «Путешествие по сказкам народов России» (виртуальная викторина по сказкам)

- Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается!

Вращаем глобус.

(Слайд) - А сейчас мы отправляемся в солнечную Бурятию.

Буряты – народ нашей огромной страны.

(Слайд) Юрта – традиционное жилище бурят.  Говорят буряты на бурятском языке. Сейчас смешарики расскажут вам о традициях бурят.

(Показ мультфильма про Бурятию от смешариков).

- Какие традиции бурят вам запомнились? (стрельба из лука, гостевание). Ни один праздник бурят не обходится без ёхора – национального танца – хоровода, посвящённого солнцу.

- Сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть и поиграть.

Физминутка Бурятская народная игра «Юрта».

 В игре участвуют две подгруппы детей, по пять человек, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, каждая команда под музыку двигается вокруг своих стульев. По окончании музыки дети быстро бегут к своим стульям, один ребенок садится на стул, а остальные четверо берут платок и натягивают его над головой в виде крыши, получается юрта. Победит команда, которая быстрее построит юрту.

- Молодцы, ребята! А мы двигаемся дальше!

Вращаем глобус

(Слайд) - И вот мы с вами оказались на далеком севере, там находится Республика Саха (Якутия). Тут живут якуты. Символом Якутии считается мамонт. До сих пор ученые находят в промёрзшей земле останки древних мамонтов.

- Животные Якутии приспособлены к условиям сурового климата.

- Как вы считаете, как именно смогли приспособиться животные к условиям крайнего севера?

(Ответы детей: их отличает склонность к накоплению подкожного жира, пушистый и густой мех или пух, умение рыть норы в снегу и готовить запасы на зиму).

- Предлагаю Вам подойти к доске, выбрать животных, которые живут на Севере, и расположить их на карте.

Задание: Выбери зверей, проживающих на севере, и назови их.

- Проверим, каких животных вы поместили на карте?

Вращаем глобус

(Слайд) - Мы оказались в Республике Татарстан. Здесь живут татары.

(Слайд) - Татары очень трудолюбивый народ, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Также татарский народ издревле славится своим гостеприимством.

(Слайд) Одной из важной традиции этой Республики является праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ.

В этот день собираются вместе все родственники, независимо от того, насколько далеко они живут. Этот праздник любят и ждут дети.

(Слайд) Рассмотрим татарский национальный костюм. Он украшен мелкими оборками, воланами, рюшками, поверх платья надет жилет, на голове калфак (это такая мягкая, маленькая шапочка).

(Слайд) Костюм имеет свой цветочно-растительный узор, орнамент. Мотивы волнообразных побегов в виде виноградной лозы, цветов тюльпана, ромашки, фиалки.

-  Ребята, какие цвета преобладают в украшении татарского костюма (зелёный, жёлтый, фиолетовый, голубой, синий, бордовый).

(Слайд) - Молодцы ребята, таким узором украшались полотенца, занавески, фартуки, платья, головные уборы и даже обувь.

- Ребята, а хотите попробовать оформить полотенце с настоящим татарским узором. Мы с вами будем делать одно большое красивое полотенце. Вот здесь есть элементы узоров, возьмите их и приклейте на полотенце. А если затрудняетесь, то обращайте внимание на экран, там для вас образец нашего полотенца. Приступаем.

 Совместная аппликация «Татарский узор на полотенце» 

- Молодцы, ребята. Вам самим понравилось наше изделие?

III Заключительная часть.

- Вот и подошло к концу наше с вами путешествие.

- Ребята, скажите, для чего мы совершили такое путешествие? (ответы детей)

- У каких народов России в гостях мы сегодня побывали? (ответы детей)

- Сегодня, мы с вами узнали, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы с вами должны уважать традиции друг друга и жить в мире и согласии, т. к. мы являемся жителями одной большой страны – России.

- В память о нашем путешествии я хочу подарить вам раскраски, посвященные нашей стране!

- Спасибо Вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Какие народы живут в России"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по теме "Какие народы живут в России"...

НОД "Какие народы живут в России"

НОД по гражданско патриотическому воспитанию дошкольников.Тема: Какие народы живут в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважите...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

Презентация "Какие народы живут в России".

Презентация "Какие народы живут в России"  к занятию по окружающему миру для подготовительной группы....

Конспект НОД «Какие народы живут в России»

Данное занятие по нравственно потриотическому воспитанию....

Какие народы живут в России

для образовательной области...

Какие народы живут в России

Расширить знания детей о народах России...