НОД "Какие народы живут в России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kakie_narody_zhivut_v_rossii.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.
Тема: «Какие народы живут в России».
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей.
Оборудование: видео сопровождение; магнитофон; аудиозапись бурятской музыки; пазлы «Русский национальный мужской и женский костюм»; глобус; карточки «Животные Севера»; магнитная доска; платки; заготовки для аппликации; клей-карандаш.
Ход занятия.
I Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Но сначала предлагаю вам отгадать загадку:
В ней живем и ты, и я,
Все мы – дружная семья.
Все народы в ней – друзья,
Что же это за страна? (Россия)
- Молодцы. А какой народ живет в России? (Ответы детей).
- В России живет очень много различных народов.
- А чем народы отличаются друг от друга? (Внешностью, обычаями, традициями, языком).
- Я предлагаю вам побывать в разных уголках нашей огромной страны и познакомиться с некоторыми народами, проживающими в ней.
II Основная часть.
- Вы знаете, что можно путешествовать, не выходя из дома? Для этого есть волшебный предмет. Чтобы узнать, что это за предмет, надо отгадать загадку:
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …(Глобус)
Музыка волшебства. Вращаем наш глобус.
- Итак, мы отправляемся в путешествие (звучит музыка).
(Слайд) - Ребята посмотрите на экран, что это такое изображено на нем?
(Карта России)
- Правильно карта России. Что можно сказать о нашей стране глядя на карту? - Какая наша страна?
(Большая, необъятная).
- Мы живем в самой большой стране на Земле. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом — уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом — может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете.
- Назовите, пожалуйста, столицу нашей Родины. (Москва).
(Слайд) – Россия – многонациональная страна. Ребята, скажите, кто мы по национальности? (Русские).
- Правильно, мы с вами русские. Русские самый многочисленный народ России. У русского народа есть свои обычаи, традиции и свой национальный костюм.
Слайд (Русский народный костюм)
- Посмотрите, это наш русский национальный костюм. Сейчас мы с вами ходим в современной одежде, которая соответствует нашему времени. А раньше наши бабушки и дедушки ходили вот в такой одежде.
(Слайд) Мужчины носили рубахи (косоворотки, называли их так за то, что застегивались они наискосок, а не прямо), рубаху носили на выпуск и подпоясывали поясом. Основные цвета у рубах были красные на праздник и белые, льняные для работы. Брюки обычно серого цвета. Головной убор - кепка (картуз). Обувь, сапоги их шили из кожи и плетеные из лыка лапти.
(Слайд) - Женщины ходили в длинных сарафанах, обычно красного или оранжевого цвета, украшали сарафан красивой вышивкой из атласных лент, бус и по достатку драгоценными камнями. Под сарафан одевали рубашки белого цвета, расшитые вышивкой. На голову надевали головной убор (кокошник). Кокошник носили только замужние женщины, а молодые девушки заплетали косы и повязывали на голову тонкие атласные ленточки. Обувь, сапоги из кожи и лапти.
- Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и пройти к столам.
Игра-пазл «Собери женский и мужской русский национальный костюм»
Каждой команде предлагается собрать пазл, рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы. На пазле изображение женского и мужского русского национального костюма.
Дети собирают пазл.
Вопрос 1–й команде: Как называется головной убор у женщины? (кокошник)
Вопрос 2-й команде: Как называется головной убор у мужчины? (картуз)
Вопрос 1-й команде: Как называется женская одежда у женщины? (сарафан)
Вопрос 2-й команде: Как называется мужская одежда у мужчины? (рубаха-косоворотка)
- Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места! Продолжаем наш разговор.
(Слайд) - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
- Мы с вами прочли уже несколько сказок народов России, и я предлагаю Вам отгадать эти сказки.
Игра «Путешествие по сказкам народов России» (виртуальная викторина по сказкам)
- Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается!
Вращаем глобус.
(Слайд) - А сейчас мы отправляемся в солнечную Бурятию.
Буряты – народ нашей огромной страны.
(Слайд) Юрта – традиционное жилище бурят. Говорят буряты на бурятском языке. Сейчас смешарики расскажут вам о традициях бурят.
(Показ мультфильма про Бурятию от смешариков).
- Какие традиции бурят вам запомнились? (стрельба из лука, гостевание). Ни один праздник бурят не обходится без ёхора – национального танца – хоровода, посвящённого солнцу.
- Сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть и поиграть.
Физминутка Бурятская народная игра «Юрта».
В игре участвуют две подгруппы детей, по пять человек, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, каждая команда под музыку двигается вокруг своих стульев. По окончании музыки дети быстро бегут к своим стульям, один ребенок садится на стул, а остальные четверо берут платок и натягивают его над головой в виде крыши, получается юрта. Победит команда, которая быстрее построит юрту.
- Молодцы, ребята! А мы двигаемся дальше!
Вращаем глобус
(Слайд) - И вот мы с вами оказались на далеком севере, там находится Республика Саха (Якутия). Тут живут якуты. Символом Якутии считается мамонт. До сих пор ученые находят в промёрзшей земле останки древних мамонтов.
- Животные Якутии приспособлены к условиям сурового климата.
- Как вы считаете, как именно смогли приспособиться животные к условиям крайнего севера?
(Ответы детей: их отличает склонность к накоплению подкожного жира, пушистый и густой мех или пух, умение рыть норы в снегу и готовить запасы на зиму).
- Предлагаю Вам подойти к доске, выбрать животных, которые живут на Севере, и расположить их на карте.
Задание: Выбери зверей, проживающих на севере, и назови их.
- Проверим, каких животных вы поместили на карте?
Вращаем глобус
(Слайд) - Мы оказались в Республике Татарстан. Здесь живут татары.
(Слайд) - Татары очень трудолюбивый народ, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Также татарский народ издревле славится своим гостеприимством.
(Слайд) Одной из важной традиции этой Республики является праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ.
В этот день собираются вместе все родственники, независимо от того, насколько далеко они живут. Этот праздник любят и ждут дети.
(Слайд) Рассмотрим татарский национальный костюм. Он украшен мелкими оборками, воланами, рюшками, поверх платья надет жилет, на голове калфак (это такая мягкая, маленькая шапочка).
(Слайд) Костюм имеет свой цветочно-растительный узор, орнамент. Мотивы волнообразных побегов в виде виноградной лозы, цветов тюльпана, ромашки, фиалки.
- Ребята, какие цвета преобладают в украшении татарского костюма (зелёный, жёлтый, фиолетовый, голубой, синий, бордовый).
(Слайд) - Молодцы ребята, таким узором украшались полотенца, занавески, фартуки, платья, головные уборы и даже обувь.
- Ребята, а хотите попробовать оформить полотенце с настоящим татарским узором. Мы с вами будем делать одно большое красивое полотенце. Вот здесь есть элементы узоров, возьмите их и приклейте на полотенце. А если затрудняетесь, то обращайте внимание на экран, там для вас образец нашего полотенца. Приступаем.
Совместная аппликация «Татарский узор на полотенце»
- Молодцы, ребята. Вам самим понравилось наше изделие?
III Заключительная часть.
- Вот и подошло к концу наше с вами путешествие.
- Ребята, скажите, для чего мы совершили такое путешествие? (ответы детей)
- У каких народов России в гостях мы сегодня побывали? (ответы детей)
- Сегодня, мы с вами узнали, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы с вами должны уважать традиции друг друга и жить в мире и согласии, т. к. мы являемся жителями одной большой страны – России.
- В память о нашем путешествии я хочу подарить вам раскраски, посвященные нашей стране!
- Спасибо Вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе "Какие народы живут в России"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Какие народы живут в России"...
НОД "Какие народы живут в России"
НОД по гражданско патриотическому воспитанию дошкольников.Тема: Какие народы живут в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважите...
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...
Презентация "Какие народы живут в России".
Презентация "Какие народы живут в России" к занятию по окружающему миру для подготовительной группы....
Конспект НОД «Какие народы живут в России»
Данное занятие по нравственно потриотическому воспитанию....
Какие народы живут в России
для образовательной области...
Какие народы живут в России
Расширить знания детей о народах России...