Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности
рабочая программа (средняя группа)
Вашему вниманию предоставляется рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_sr._gr.docx | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования 10»
Утверждаю директор МБОУ «Центр образования 10» Н. А. Соломадина ____________ «____»____________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя – логопеда
в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Харламовой Марии Сергеевны
на 2021– 2022 уч. год
Содержание
1. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
Пояснительная записка
Актуальность рабочей программы
Нормативно-правовые документы
Общая характеристика детей
Характеристика детей группы
Цели и задачи, принципы реализации программы
Планируемые результаты реализации программы
2. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
Описание коррекционной образовательной деятельности в
соответствии с направлениями речевого развития ребенка
Описание вариативных форм, способов, методов и средств,
реализации рабочей программы учителя-логопеда
Учебный план
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
рабочей программы по образовательной области
3. Организационный компонент программы
Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда
ДОУ
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
коррекционного логопедического процесса
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа группы составлена на основании: Примерной
адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н. В. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Актуальность составления образовательной программы.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в
образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
- Появление компьютеров, мобильных телефонов изменило формы общения:
дети меньше разговаривают и играют во дворе, больше взаимодействуют с
компьютером, по телефону. Меньше общения посредством звука и больше
посредством буквы.
- Изменились глубина, количество и структура дефектов речи. Нарушены не
только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и
грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми
проблемами имеют психологические особенности:
- Дефицит внимания;
- Низкий уровень развития самоконтроля.
- Низкий уровень познавательной активности.
- Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
- Особенности зрительно-пространственного восприятия.
- Низкий уровень мотивации к обучению.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации
коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Нормативно-правовые документы
Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми
документами:
- Конвенция о правах ребенка, 1989 г;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования» (утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от № 1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции Российской Федерации);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(СанПиН ). (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26);
Приказ Минобрнауки России от N 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России N 30038).
Теоретической и методологической основой программы являются:
-положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в
психическом развитии ребенка;
-учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и
психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
-исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н. В. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014, в соответствии с Основной
образовательной программой МБУ.
#1052;етодика О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у
дошкольников».
Рабочая программа составлена для образования детей с общим недоразвитием речи (I, II и III уровня речевого развития) и рассчитана на один учебный год с 1 сентября по 1 июня.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со
сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах с детьми своего возраста по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников со взрослыми.
Дети активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с ними.
Это проявляется в многочисленных вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?»
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они
указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.
В изобразительной деятельности рисунок становится предметным и
детализированным. Графическое изображение человека характеризуется
наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей.
Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также
планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Первый уровень
речевого развития.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение
речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и
звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников
может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с
выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка
ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из
звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания
сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.
Практически отсутствует понимание категории числа существительных и
глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный
характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры
слова.
Второй уровень речевого развития.
У детей увеличен активный словарный запас за счет обиходной предметной
и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром.
Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием
развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов.
Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании
прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксам.
При разработке программы учитывался контингент детей МБУ, выявленный
в ходе диагностики речевого развития.
Характеристика детей средней группы
Средняя группа компенсирующей направленности для детей с общим
недоразвитием речи
У дошкольников с I-II уровнем речевого развития при ОНР активный
словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика.
Пассивный словарь снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание
обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей
представлены простые нераспространённые предложения. Также отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов. У детей отмечается большое количество несформированных звуков.
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной
речи представлены простые распространенные предложения. Речь
характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Понимание речи приближается к норме, активный словарь ограничивается рамками обиходной лексики, в речи
используются прилагательные и простые предлоги. Появляются первые навыки словообразования. Нарушена звуконаполняемость слов, характерно
недифференцированное произнесение звуков.
Цели и задачи, принципы реализации программы
Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 4-5 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, работающего на группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия
направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и
обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
В ходе реализации программы воспитания и обучения в группе решаются
следующие задачи:
- Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников,
формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
- Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии воспитанников;
- Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения,
развития;
- Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного,
художественно-эстетического и физического развития детей;
- Воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
- Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью
обеспечения полноценного развития воспитанников;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,
готовности к проявлению гуманного отношения;
- Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных
способностей и речи;
- Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения,
желания включаться в творческую деятельность детей и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной,
грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Планируемые результаты реализации программы
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных
задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания
речевого и психического развития детей с нарушениями речи.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в
виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры
дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными
достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО,
являются общими для всего образовательного пространства Российской
Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы. В данной рабочей программе обозначены целевые ориентиры для детей средней логопедической группы.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения
дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся
следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать
умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи,
составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной
картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового
анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания
и умения в различных видах деятельности.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе,
окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться,
старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных
видах деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям.
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения,
умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие»
основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
В конце обучения в средней логопедической группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
Понимание речи;
Представления о таких областях окружающего мира как «овощи»,
«фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь»,
«мебель», «посуда», и др. лексические темы.
Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;
Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы»,
«слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при
составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник),
цвета, формы, вкуса, материала и другое.
2. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
ДОУ
Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии
с направлениями речевого развития ребенка
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в
подготовительной к школе логопедической группе являются положения,
разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е.
Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
- Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями
речи;
- Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической
помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями ПМПК);
- Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной
общеобразовательной программы ДОО и их интеграции в образовательном
учреждении.
В соответствии со спецификой логопедической группы образовательная
область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять
существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах
сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с
простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в
повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными
мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И
НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи.
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию
голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в
свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию
звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков,
автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой
деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и
трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов;
двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов,
слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по
артикуляционным и акустическим признакам ([м]-[н], [п]-[т], [б]-[д], [к]-[т]) в
ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала
обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Обучение элементам грамоты (необязательный раздел)
Cформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от
буквы.
Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М,
К.
Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими
элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально
изображенных букв.
Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и
открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики,
жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них,
выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2–3
простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по
алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации
рабочей программы учителя-логопеда
Организация образовательного процесса направлена на развитие:
1) индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией
и состоянием здоровья, индивидуальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможностей освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом принципа
интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип. Реализация Программы осуществляется в
формах, специфических для детей дошкольного возраста: в форме игры,
познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Физическое развитие: - проведение подвижных игр, направленных на
совершенствование двигательных умений; - формирование положительных форм взаимодействия между детьми.
Социально-коммуникативное развитие: - формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления; - положительно относиться к окружающим предметам и явлениям.
Познавательное развитие: - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; - развитие познавательных интересов;
Речевое развитие: - развитие речи как средства познания.
Художественно-эстетическое развитие: - формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов; - освоение различных
видов художественной деятельности.
Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным,
эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Форма организации занятий – фронтальная (музыкальные занятия,
физкультурные занятия), подгрупповая и индивидуальная
(коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда). При формировании
подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка.
Методы коррекционной логопедической работы:
1. Наглядные
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
2. Словесные
-чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок,
чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
3. Практические
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики
Средствами коррекции и развития речи детей с ОНР являются:
- общение детей с взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом,
музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучению
грамоте, лексико-грамматических категорий и связной речи;
- художественная литература, читаемая дома и в детском саду;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- НОД по другим разделам образовательной программы ДОУ.
Учебный план
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ОНР у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Учебный год в средней логопедической группе начинается первого сентября,
длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль, март;
III период — апрель, май.
Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год.
После проведенной диагностики специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОО обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают индивидуальные
коррекционно-развивающие программы.
С 15 сентября начинается организованная образовательная
коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с
утвержденным планом работы. В середине и конце учебного года проводится медико-психолого-педагогический консилиум с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника.
Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие»
осуществляется через регламентируемые (ООД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов рабочей программы по образовательной области
Результативность логопедической работы отслеживается через
мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением
последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «Журнале динамического наблюдения за ребенком», «Журнале комплексного динамического наблюдения за развитием воспитанников группы», речевых картах детей и ежегодном отчете. Для диагностики используют методики логопедического обследования Н. В. Нищевой
Сроки проведения мониторинговых исследований: конец сентября, мая.
Углубленное логопедическое обследование детей осуществляется
учителем-логопедом в течение сентября.
Задачами углубленного логопедического обследования являются
выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния
компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов
речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией
(использованием в речевой деятельности).
Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только
негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.
Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и
адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями
каждого ребенка.
После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка
составляется таблица состояния общего и речевого развития детей
Мониторинг общего развития детей осуществляется так же воспитателями
в содружестве с психологом, музыкальным руководителем и руководителем
физического воспитания в начале учебного года. Воспитатели заполняют листы индивидуального развития детей.
Мониторинг освоения программы осуществляется совместно
учителем-логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем,
руководителем физического воспитания. Воспитатели заполняют листы оценки освоения программы.
3. Организационный компонент программы
Материально-техническое обеспечение работы
учителя-логопеда ДОУ
Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало – 1шт;
2. Парты для детей –5 шт;
3. Стулья детские – 10 шт;
4. Стол для логопеда – 1 шт;
5. Стулья для взрослых – 1 шт;
6. Магнитная доска - 1 шт;
7. Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;
8. Шкаф книжный – 1 шт;
9. Уголок детский с зеркалом – 1 шт;
#1055;олка напольная для пособий – 1 шт;
#1055;олка детская для картотек и игрушек – 1 шт;
#1050;оробки и папки для пособий.
Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым
оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ
Для проведения логопедического обследования:
1. Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование состояния словарного запаса;
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза, фонематических представлений;
7. Обследование слоговой структуры слова;
8. Счетный материал для обследования;
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
10. Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;
6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
3. Тексты на дифференциацию звуков
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического
строя речи:
1. Предметные картинки
2. Предметные картинки на подбор антонимов;
3. Предметные картинки на подбор синонимов;
4. Многозначные слова;
5. Предметные картинки «один-много»;
6. Схемы предлогов;
7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными
предлогами;
8. Пособия на согласование слов;
9. Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов;
4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
коррекционного логопедического процесса
Методическая литература.
Детская литература.
Список использованной литературы
1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.
методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых
нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. :
АРКТИ, 2003.
4. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б.,
2008.
5. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание
третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор
Нищева Н.В., 2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью, на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, по пяти областям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год
Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...
Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалис...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы компенсирующей направленности «Капелька» (4-5 лет) на 2019– 2020 учебный год
Рабочая программа средней группы «Капелька» разработана в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ д/с «Малышок», в соответствии с Фед...
Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности «Карусель» на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программасредней группы компенсирующей направленности «Карусель»на 2020 – 2021 учебный год...
Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» на 2021 – 2022 учебный год
I. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка.Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» (далее Программа) раз...
Рабочая программа воспитателей группы компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет группы «Теремок» на 2024 – 2025 учебный год
Программа является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, историч...