Нравственное воспитание "Стыд и совесть"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе "Стыд и совесть"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
styd_i_sovvest_starshaya_1.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа» №1
Дошкольное образование
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Стыд и совесть»
Старшая группа №1
Воспитатель
Хорошилова Е.О.
г. Петропавловск - Камчатский
2024 год
Цель занятия: формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов; формировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «стыд»», раскаяние»;
Задачи:
Осмыслить понятие добро и зло; зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.
Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос.
Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.
Ход занятия
Воспитатель. Добрый день, ребята! Сегодня мне очень интересно узнать доброе ли у вас сердце и какие поступки вы чаще совершаете- хорошие или плохие? Как вы думаете, ребята есть ли голос у сердца и умеет ли оно разговаривать? (ответы детей). Но для начала, давайте разберемся, а что вообще такое «совесть?».
«Совесть» - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
А что означает «стыд?». (ответы детей). Значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины. Стыд — это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим мультфильм об этих чувствах (просмотр мультфильма «Совесть» 350 серия)
Физ минутка
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Плохо-хорошо». Я вам буду предлагать разные ситуации. Если поступок хороший, то вы хлопайте в ладоши, а если плохой -топайте ногами. (Предлагаемые ситуации: не уступил место в автобусе бабушке, поздоровался с соседями, поделился с другом конфетой, соврал маме, нагрубил бабушке, помог пожилому человеку донести сумку, нечаянно разбил чашку и тут же сознался в этом, ударил товарища и не попросил прощения, и т. д.) Ребята! Я очень рада за вас, потому что вы понимаете: что такое хорошо, и что такое плохо!
Воспитатель. Ребята, очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить, по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди. Давайте вместе рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите? (Дети высказываются по поводу ситуации).
Ситуация вторая.
Мама в вазочку на столе положила вкусное печенье, сказав, что сейчас вся семья будет пить чай. Когда все уселись за стол, оказалось, что печенья в вазочке осталось мало. Его съел ты. Как ты поступишь?
Воспитатель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. Мы часто с вами делаем выбор между «хорошо» и «плохо». А чтобы совесть не молчала, а помогала нам, ее нужно тренировать. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки и расскажем о них. Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают свои выступления.
Воспитатель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в своем поступке, рассказать о нем нам. (Дети по желанию рассказывают о своих плохих поступках). Чувство раскаяния — это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Ему становится легко, как будто с души камень упал. А после раскаяния можно перейти ко второму упражнению для совести. Оно называется «попроси прощения». Может быть, у нас найдутся смельчаки, которые захотят попросить прощения у своих друзей, у меня, а дома- у родителей.
Подведение итогов.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о том, что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю, наш разговор поможет вам. Как вы думаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей) В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор: поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести.
В заключении педагог читает стихотворение «Что такое совесть?»
Можно включить фоном любую спокойную музыку.
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть- клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия на тему: "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Ценность:совесть.
Данное занятие разработано в соответствии с требованиями современной педагогической науки. Сначала знакомим детей с нравственной ценностью, т.е воздействуем на когнитивный уровень.Затем пытаемся вызва...
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. (выступление на родительском собрании) Роль матери в нравственном воспитании ребенка.
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. ...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...