Нравственное воспитание "Стыд и совесть"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе "Стыд и совесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл styd_i_sovvest_starshaya_1.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа» №1

Дошкольное образование

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Стыд и совесть»

Старшая группа №1

 Воспитатель

Хорошилова Е.О.

г. Петропавловск - Камчатский

                  2024 год

Цель занятия: формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов; формировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «стыд»», раскаяние»;

Задачи:

Осмыслить понятие добро и зло; зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.

Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос.

Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.

Ход занятия

Воспитатель. Добрый день, ребята! Сегодня мне очень интересно узнать доброе ли у вас сердце и какие поступки вы чаще совершаете- хорошие или плохие? Как вы думаете, ребята есть ли голос у сердца и умеет ли оно разговаривать? (ответы детей). Но для начала, давайте разберемся, а что вообще такое «совесть?».

«Совесть» - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

А что означает «стыд?».  (ответы детей). Значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины. Стыд — это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим мультфильм об этих чувствах (просмотр мультфильма «Совесть» 350 серия)

Физ минутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Плохо-хорошо». Я вам буду предлагать разные ситуации. Если поступок хороший, то вы хлопайте в ладоши, а если плохой -топайте ногами. (Предлагаемые ситуации: не уступил место в автобусе бабушке, поздоровался с соседями, поделился с другом конфетой, соврал маме, нагрубил бабушке, помог пожилому человеку донести сумку, нечаянно разбил чашку и тут же сознался в этом, ударил товарища и не попросил прощения, и т. д.) Ребята! Я очень рада за вас, потому что вы понимаете: что такое хорошо, и что такое плохо!

Воспитатель. Ребята, очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить, по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди. Давайте вместе рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите? (Дети высказываются по поводу ситуации).

Ситуация вторая.

Мама в вазочку на столе положила вкусное печенье, сказав, что сейчас вся семья будет пить чай. Когда все уселись за стол, оказалось, что печенья в вазочке осталось мало. Его съел ты. Как ты поступишь?

Воспитатель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. Мы часто с вами делаем выбор между «хорошо» и «плохо». А чтобы совесть не молчала, а помогала нам, ее нужно тренировать. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки и расскажем о них. Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают свои выступления.

Воспитатель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в своем поступке, рассказать о нем нам. (Дети по желанию рассказывают о своих плохих поступках). Чувство раскаяния — это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Ему становится легко, как будто с души камень упал. А после раскаяния можно перейти ко второму упражнению для совести. Оно называется «попроси прощения». Может быть, у нас найдутся смельчаки, которые захотят попросить прощения у своих друзей, у меня, а дома- у родителей.

Подведение итогов.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о том, что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю, наш разговор поможет вам. Как вы думаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей) В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор: поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести.

В заключении педагог читает стихотворение «Что такое совесть?»

Можно включить фоном любую спокойную музыку.

                  Мама, что такое совесть?

                  Совесть, дочка, это повесть

                  Про хорошие дела –

                  Жизнь их нам с тобой дала.

                  Кто по совести живет,

                  Никого не подведет.

                  Совесть- клад души твоей.

                  Яркий лучик света в ней.

                  Это путеводный свет.

                  Он спасет тебя от бед.

                  Он в тебе всегда горит.

                  Он твой самый прочный щит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия на тему: "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Ценность:совесть.

Данное занятие разработано в соответствии с требованиями современной педагогической науки. Сначала знакомим детей с нравственной ценностью, т.е воздействуем на когнитивный уровень.Затем пытаемся вызва...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...