"Применение нейроигр и нейроупражнений в работе с дошкольниками".
учебно-методический материал (старшая группа)

Григорьева Ольга Сергеевна

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребёнка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и усовершенствовать не только психические процессы, но и благодаря интеграции в разные образовательные области закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного  мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение нейроигр и нейропсихологических упражнений в работе с дошкольниками»

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я бы хотела с Вами поделиться своим опытом работы по теме: «Применение нейроигр и нейропсихологических упражнений в работе с дошкольниками»

    Своё выступление мне хочется начать со слов заслуженного учителя Т.А. Ткаченко «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющихся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу»

    В настоящее время остаётся актуальной проблема увеличения количества числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, что в результате приводит к эмоционально-личностной неготовности и адекватной адаптации к социуму.

    Причина этой проблемы в особенности строения мозга, а так же в несформированности у них межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к обучению и учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются основными и определяющими успешность развития и обучения ребенка.

    Такие дети нуждаются в специализированной помощи. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему.


    Поэтому, с целью повышения результативности традиционных психолого-педагогических методов обучения, я в своей работе с детьми использую элементы нейрогимнастики. Моё внимание привлекла эта методика, как элемент развивающей образовательной среды, так как занятия с включением нейрогимнастики проходят непринуждённо, приносят удовольствие, радость и самое главное пользу обучающимся.

    Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребёнка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и усовершенствовать не только психические процессы, но и благодаря интеграции в разные образовательные области закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного  мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

     А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие? Для этого я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить определенную последовательность букв. Для начала предлагаю вам сцепить руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой – то П.

    Теперь давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом правом глазе запоминаем букву П, при  закрытом левом глазе букву Л. Сейчас сложите руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!

    Предлагаю поаплодировать друг другу. Вы молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву. И что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П – то правое, если Л – то левое.

    Нейроупражнения могут задействовать в своей деятельности  не только специалисты коррекционного профиля, но и воспитатели и родители. Можно ввести эти «мозговые тренировки» в ежедневное расписание ребёнка даже в качестве  утренней зарядки, чтобы у ребёнка выработалась привычка выполнять их на регулярной основе, ведь залог успеха – правильность выполнения и систематичность.  

     Упражнения можно выполнять не только дома, но и в парке, общественном транспорте, совместные занятия нейрогимнастикой поднимают настроение,  улучшают самочувствие и сближают.  На консультациях с родителями, я советую для детей дошкольного возраста проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. Во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится ребёнку.

    Заниматься необходимо каждый день, не пропуская, но и не настаивать на занятиях, если ребёнок категорически отказывается.  В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения, добавлять более специфичные и интересные движения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.

    Нейроупражнения принесут пользу как детям с ограниченными возможностями здоровья, так и тем, кто не испытывает трудности в обучении. Гимнастику я провожу в начале занятия, она способствует снятию повышенной активности, тревожности, концентрируется внимание, после чего обучающиеся готовы к дальнейшей продуктивной работе.

А теперь я предлагаю вам немного поиграть

  1. Начнём с самого простого

Примеры базовых нейроупражнений

описание

оборудование

Для начала я предлагаю провести нейро-гимнастику, которую можно проводить уже с детьми с 3 лет. В нее входят такие упражнения как колечко, кулак-ладонь.

Для занятий с детьми постарше, я использую нейрокарточки

Нейрокарточки показать наборы

Провожу со всеми

 

Зеркальное рисование
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начинаем рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные елочки 1 веточки как палочки , кружочки, зигзаг, барашки

Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Для детей можно использовать готовые нейропрописи, и нейропсихологический набор «Рисуй двумя руками»

Приглашаю группу

Провожу с группой

Лист бумаги цветные карандаши

(образец на доску, магниты)

Ребро - кулак –ладонь

Данная развивающая игра проводится с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Ход развивающей игры «Кулак, ребро, ладонь»:

Ребёнку нужно запомнить три положения: кулак, ребро, ладонь. Давайте попробуем

Ребёнок показывает три положения руки на плоскости. 

Ладонь на плоскости.

Ладонь, сжатая в кулак. 

Ладонь ребром на плоскости.

Упражнение выполняется сначала правой рукой,

потом – левой, затем двумя руками вместе. Молодцы

А можно усложнить задачу и связать с геометрическими фигурами. У вас на столе есть заготовки.

Квадрат – ладонь на плоскости

Круг –ладонь, сжатая в кулак

Узкий удлинённый овал – ладонь ребром на столе

Провожу с группой

Сначала просто на столе

Карточки

С фигурами

Указать на слайде

Кинезиологические упражнения широко используются в логопедии, психологии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие. Ребенок становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Применение метода кинезиологии у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, способствует сохранению психологического здоровья и формированию интеллектуальных способностей. 

Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения.

Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений.

В лесу. (способ организации – сидя за столом)

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой). Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). Долго они шли (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ежика не могли найти (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными). Зайчик (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем), спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика? Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «оладушки». Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)

В итоге, можно сделать вывод, что регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребёнку пользу:

Улучшает функции долгосрочной памяти;

Обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

Повышает физическую и умственную работоспособность;

Снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня

Активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые возникают за реализацию когнитивных функций;

Способствует более активной подвижности кистей рук;

Развивает творческие способности ребёнка, позволяя открыть скрытые таланты;

Стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.

Педагогическим коллективом  разработана система  блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется  орга...

Презентация "Применение нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками".

Использование современных пед.технологий в физическом развития детей - дошкольников....

Применение пособия "Прозрачный мольберт" в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

В статье описываются игры и упражнения с пособием "Прозрачный мольберт", используемые учителем-дефектологом в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и д...

Нейроигры и нейроупражнения в работе педагога ДОО

В методической разработке представлены нейрокомплексы для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Педагогам и родителям рекомендовано ежедневное использование, хотя бы одной или нескольких игр или упражнений,...

Проект "Применение нейроигр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ДОУ."

Проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста.ФГОС и образовательная программа ДО, социальный прогресс, требуют нового подхода...