Проект«Троицк – мой любимый город!»
проект (подготовительная группа)

Корнева Юлия Фуатовна

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым   городом является то место, где человек родился и вырос.

Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект1012.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной группе «Троицк – мой любимый город!»

https://pbs.twimg.com/media/DJRs1O2XgAA284T.jpg:large

Воспитатель: Корнева Ю. Ф.              

                                         



Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей. 

Г. Ладонщиков

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим, маленьким городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.

Этот проект посвящается городу Троицку, который является Родиной моих воспитанников.

Актуальность: каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым   городом является то место, где человек родился и вырос.

Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

 Не имея достаточного количества знаний, трудно  сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок  с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Проблема: дети мало знают о родном городе. Здесь много молодых семей, где родители являются приезжими из других регионов и городов и сами имеют недостаточно знаний о городе, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству их детей с родным городом. Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
 Соответственно   дети не владеют достаточной информацией.

 Цель:

 Расширение знания детей о родном городе;

 Приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;  

 Воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

Задачи:

1. Обучающая

Формировать представления детей о родном городе.

 Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

 Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.

2.Развивающая

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
3. Воспитательная

 Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
 Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
 

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Состав участников: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 6-7лет.

Формы реализации проекта:

-НОД 

ОО «Познавательное развитие»

Беседы

 «Моя Родина- Россия».

Воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения

к своей Родине.

«Моя малая родина»

Формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине.

Беседа с элементами рассказа.

 «Улица на которой я живу»

Закрепить знания детей о названиях улиц города, где они живут.   

 «Мой дом. Моя семья».

Расширение представлений детей об истории возникновения семьи, о семейном укладе и традициях.

 «Профессии родителей»

 Расширения представлений о семье, о родительских обязанностях.  

 «Мой старый город».

Демонстрация фотографий старого Троицка, памятников основателям города.

Д/игра «Найди отличия»

Познакомить детей со старым Троицком и людьми, населяющими данный город. Показать и рассказать, чем отличается старинный город и современный.

ОО «Речевое развитие». 

Составление рассказа

«Мой город» 

Уточнить и обобщить знания детей по лексической теме «Мой город». Закреплять навык согласования числительных с существительными.
Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения, умение образовывать родственные слова.
Развивать фонематические представления.

Составление рассказа из опыта по фотографии «Моя семья»

Воспитание любви и уважения к членам семьи, развитие умения составлять рассказ по картине, развивать навыки построения сложных распространенных предложений, согласовывать сущ. с прилагательными в роде, числе, падеже. 

Мини сообщение «Где живет моя семья?»

 Развитие у детей познавательных умений: анализ, сравнение, обобщение; активизация и расширение словарного запаса детей за счет названий предметов мебели, посуды, комнатных растений; развитие умения составлять описательный рассказ о своей квартире.

Д/и «Найди знакомые места».

Рассматривание картинок, фотографий города, пейзажей. Предложить детям выбрать те из них, на которых изображен наш город, объяснить, как они догадались.

Мини-сообщение «Любимые традиции в нашей семье»

Развитие связной речи.

ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Рисование  

 «Я с мамой и папой иду в детский сад»

 Способствовать возникновению у детей желания передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закрепление умения рисовать фигуру человека.

Раскрась герб и флаг города Троицка

-Рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток 

Учить обращать внимание на особенности герба и флага, учитывать цветовое сочетание.

Лепка «Цветы в вазе для мамы» 

Развивать умение использовать разные способы и приемы работы с пластилином, умение создавать композицию, развивать воображение, самостоятельность.

Конструирование: «Построение города» 

Упражнять в составлении планов строительства. Совершенствовать конструкторские способности. Формировать совместную поисковую деятельность.

ОО «Социально-коммуникативное» развитие.

Беседа на тему «Этичные и неэтичные поступки» 

Формирование навыков культурного поведения дома, в детском саду, в общественных местах. 

Упражнение «Скажи хорошие слова о своем городе»

 Создать положительный эмоциональный настрой

Экскурсии с родителями по памятным местам города Троицка 

Воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

Уроки этикета «Поведение в общественных местах»

Формировать обобщенные представления о нормах этикета принятых в общественных местах, семье; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Мой город».

Воспитывать дружеские отношения между детьми, организованность, дисциплинированность, чувство коллективизма и взаимовыручки, умение распределять роли и подчиняться правилам игры.

ОО «Физическое развитие».

Беседа о здоровом образе жизни.

Сформулировать понятие «здоровье и здоровый образ жизни». 

Подвижные игры

Развивать физическую активность, выдержку, внимание, быстроту движений, наблюдательность, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Предполагаемый результат: Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Троицка, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный (сбор информации по проблеме).

Содержание:

- Блиц-вопрос – выявить знания детей.

- Определить цели и задачи проекта.

- Подобрать информационный материал по теме.

- Организовать предметно - развивающую среду.

- Подобрать художественную литературу о городе.

- Подобрать фонотеку – песни по теме.

- Составить план основного этапа проекта.

- Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной.
Содержание: Рассматривание открыток, фотографий с видами улиц нашего города.

Беседы на тему «Улица, где я живу», «Мой дом», «Узнаваемые объекты микрорайона». 

Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора, бросового материала.

Дидактические игры

«Разрезные картинки», пазлы «Собери объект»

«Кто здесь живёт»

«Путешествие по городу»

Д/и «Угадай, что это?» «Где находится памятник?»

Сюжетно-ролевые игры

«Моя семья»

«Путешествие по городу на автобусе»

«Детский сад», «Библиотека»,

Подвижные игры «Прогулка по своей улице», «Иди по карте (схеме)» «Три шага на лево, два шага направо…»

Рисование: «Улица, где я живу», «Дорога к дому».

Аппликация: «Дом в котором я живу».

(Коллективная) «Достопримечательности нашего города».

Лепка: «Моя семья».

Конструирование: Д/игра: «Архитектор» Смоделировать из кубиков план микрорайона», Главная улица моего города» (лего), школы, сады. Составление пересказа по опорным картинкам-схемам: «Дом», «Магазин», «Детская площадка» «Библиотека»
«Семья на детской площадке»

Составление рассказов-описаний по фотографиям детей.

Мнемотаблица «Городские дома»

Беседа о правилах перехода через дорогу
Беседа о правилах игры на детских площадках
Беседа о правилах поведения на лестницах.

Субботник (Совместный труд родителей и детей на территории д/с и отведенной территории). Слушание песен про город Троицк.

Консультации для родителей по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Результативный.
Содержание: 

Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.


Список используемой литературы:

1. Программа от рождения до школы. Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.    Комаровой,  М.А. Васильевой.-  М.: Мозаика – Синтез, 2014

2. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищева.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006

3. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ. 2005

4. Н.В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом». Конспекты занятий   М.: ТЦ  «Сфера», 1999

5.  Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса   Проектная деятельность дошкольников.

6. Т.С. Комарова,, Н.Г. Пантелеева Организация педагогической работы по воспитанию  любви к родному городу у старших дошкольников./ Современное   дошкольное образование. 2010 - №1

 7. Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М. ТЦ «Сфера, 2004

 8. Т.И. Крупка,  Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т.И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.

 9. С.П. Малеева,  Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей    дошкольного возраста / С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014. – С. 95 – 97.

  10. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006


Приложения   

 Конспект непосредственной образовательной   деятельности

                                    в области «Познание»

                   Тема: «Путешествие по городу Троицку»

         

Программное содержание:

Создать атмосферу дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя. Обеспечить свободное непринужденное взаимоотношение.

Воспитывать патриотические чувства и   любовь к родному городу, закрепить знание достопримечательностей города.

Способствовать проявлению у детей инициативы, творчества, воспитывать волю, характер, нравственность.

Развивать правильную грамотную речь, расширять словарный запас, игровые качества.

Красиво располагать изображение на листе бумаги, закреплять умение вырезывать предметы из бумаги, сложенной вдвое, разрезать по диагонали.

Планируемые результаты: интересуется искусством при рассматривании иллюстраций с изображением города Троицка; выражает положительные эмоции при проведении физкультурной минутки и прослушивании стихотворения о Родине, делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о городе.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации с изображением города Троицка, цветная бумага.

  1. Организационный момент.

Ход занятия

Дети входят в зал под мелодию песни «Удивительный город». Становятся полукругом вокруг воспитателя.

В-ль: Здравствуйте, ребята, сегодня мы совершим путешествие по родному городу. Но вначале давайте познакомимся, а теперь я познакомлюсь с вами.  Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть свое имя и мяч возвращать обратно мне. Но вот мы и познакомились. Я очень рада и хочу передать вам свое хорошее настроение (соприкасаются щечками друг к другу).

А теперь садитесь, ребята, на стульчики.

 (Дети садятся на стульчики)

- Сегодня мы с вами будем вести разговор о нашей большой и малой   Родине.

- Ребята, а вы знаете в какой стране мы живем? (Ответы детей в России) (слайд о Родине). Значит наша Родина – Россия.

Великую землю,                                        

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,                                  

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

- А как называется город в котором мы живем (Троицк).

Город мой родной

Славный город мой!

Я люблю тебя, мой город.                          

И горжусь тобой.

Троицк -    небольшой город с богатой историей, давними традициями, уникальной архитектурой. Исторические застройки являются памятниками архитектуры, не имеющие равных на Урале. С недавних пор наш город охраняют 4 креста- оберега. Город Троицк первым в России начал возрождение этой исторической традиции.

Город наш-  пограничный и расположен на слиянии рек Уй и Увелька.

Город Троицк - это самый солнечный город в Челябинской области.

 Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по нашему городу.

(Ответы детей)

1.А для того, чтобы определить куда мы отправимся вначале, нужно крутить волчок. Для этого попросим Таню. (Таня, подойди сода и крути Волчок).

Мы отправляемся к площади И.И.Неплюева.

Наш город основал И.И.Неплюев. Благодаря природным местам И.И. Неплюев принял решение именно здесь заложить «крепость». А позднее маленькая крепость превратилась в большой и красивый город. В честь его в нашем городе, в центре стоит его памятник. Этот памятник -единственный в Челябинской области.

- А вы знаете почему наш город так называется? (слайд)

Когда в городе стали строить каменные дома и стены, тогда и заложили «великолепную каменную крепость». Назвали ее Свято – Троицкий собор или Уйский, так как стоит он на реке Уй. Свято-Троицкий собор поражал своим великолепием не только Троичан, но и гостей города. Основателем собора был тоже И.И. Неплюев. Это он в день большого праздника, в Троицын день, в 1743 году нарек наш город Троицком.

- А как называют людей, проживающих в городе Троицк (троичане)

- А чей он – город Троицк? – Наш. Мы хозяева города и вы, и я, и  мамы, и папы ваши. А хозяева должны свой город беречь, заботиться о нем. Как вы думаете, что значит хорошие хозяева (не бросать на улице бумагу, мусор, бутылки, не ломать скамейки, не бросать окурки). Согласны, будем хорошими хозяевами своего города? (Ответы детей)

Ну что, продолжаем наше путешествие?

Чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, попросим Сашу крутить волчек.

 (Саша крутит Волчок)

2 А оправимся мы на Центральную площадь. Только она сначала была Торговой, потому что построили на ней Торговые ряды. Сейчас на ней находится школа –искусств, краеведческий музей, историческое здание, где  находится администрация города. Здесь же находится памятник архитектуры,   сейчас филиал  Челябинского университета. До сегодняшнего дня площадь собирает нас на городские праздники, концерты, спортивные соревнования.

Ребята, а вы были со своими мамами и папами на площади, что вы там видели?

3. Ваня нам поможет определить следующее направление.

А прибыли мы на Майскую площадь. Первоначально она называлась Казачьей. Когда-то здесь был заросший бурьяном пустырь, а потом  была построена первая в городе больница. Больница и сейчас находится на этом месте.  Сейчас площадью это уже можно назвать с трудом, поскольку вся площадь застроена, осталась только проезжая часть. Большую часть занимает теперь дом для ветеранов. Впрочем, жалеть об этом вряд ли стоит, потому что сейчас здесь в отличие от прошлых лет, вся территория благоустроенна, а само здание очень украшает эту часть города.

4.Дальше мы отправимся … а отправимся мы туда куда подскажет нам Даша

Слайд  

-Ребята, посмотрите внимательно и скажите. Что изображено на фотографии? (Городской дом культуры) и Дом культуры имени Луначарского, который находится на вокзале.

- А кто выступает на сцене Дома культуры для зрителей? (Артисты, поют, танцуют, но и не только артисты, но и ребята). А кто -нибудь из вас выступал на этой сцене? (Когда вырастите и станете артистами тогда будете там выступать.)

Паша поможет выбрать следующее направление. Паша крутит волчок.

5.В нашем городе, дорогие ребята, есть не только Свято- Троицкий собор, положивший началу Троицка, который считается   красивейшим архитектурным сооружением, но есть еще и церковь на Амуре, названная в честь Александра Невского.  Еще церковь святого Дмитрия Солунского, которая расположена за сквером,  на котором  установлен памятник И.И. Неплюеву. Данный сквер стал визитной карточкой города, популярным местом отдыха и прогулок Троичан. Есть ещё женский Свято –Казанский монастырь, который является самым высоким храмом в городе.

6.  Дальнейшее направление покажет нам Юля. Юля, выходи, крути волчок.

Мы отправляемся к Мемориальному комплексу в честь жителей Троицка погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-45.

Ребята, а вы с родителями бываете у вечного огня?

А вот памятник Томину Н.Д. – выдающему командиру Красной Армии

В нашем городе есть еще памятник воинам – интернационалистам, погибшим в Чечне и Афганистане

7.Ребята, у каждой страны, у каждого государства есть свои символы. Кто знает, какие они (гимн, герб, флаг)

Это герб России слайд

«У России великой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый и не гордый

Он – России дух свободный».

Это флаг России                                    слайд

Видите три цвета на флаге

«Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска-

Солнечный рассвет.»

 Ребята, а еще одни символом России является - березка. Самое любимое дерево у русского народа. Много поэтов написало о ней свои стихи.

А сейчас, ребята, мы с вами сделаем физминутку:

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

(Молодцы, садимся на свои стульчики)

Но и у нашего города есть свой гимн, герб и флаг.    Слайд

Флаг – это прямоугольное полотнище, разделенное на три равные полосы: верхнюю желтую, среднюю пурпурную и нижнюю желтую. На верхней полосе изображены три пурпурных креста из герба города.

Герб города Троицка – в виде щита. Поле щита – желтое -  это вера, милосердие, постоянство, богатство. В поле три креста – символ Святой Троицы. Цвет крестов пурпурный – это цвет любви, мужества, смелости, великодушия. Щит увенчан пятизубчатой серебряной короной, корона означает самостоятельность, независимость. Теперь садитесь за столы. Мне бы хотелось, чтобы вы сделали на память об нашем занятии герб, который будет символизировать нашу дружбу

Ребята, я предлагаю вам вместе со мной сделать свой герб.

У вас на столах лежат заготовки герба и полоски цветной бумаги.

А почему фон герба синего цвета? Как вы думаете?

Правильно, потому что синий цвет –это цвет неба и означает, что оно ясное, безоблачное и предлагаю изобразить на гербе солнышко, которое символизирует мир на земле и нашу с вами дружбу. Вот образец, но вы можете отобразить свое солнышко. Молодцы, ребята, мне сегодня очень понравилось с вами путешествовать по городу, а вам?  Что нового вы узнали из нашего путешествии?  (Ответы детей) Спасибо, дети, за занятие и примите небольшие подарочки в знак нашей дружбы.

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие

его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.  Адресованные  детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Консультация для родителей:

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. .

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой.

Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой.

Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного края.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, детского сада.

Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ

Интерактивное музыкальное занятие с использованием  мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие  даёт возможность способствов...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...

Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)

Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...

презентация проекта "троицк - моя малая родина"

презентация проекта " троицк моя малая малая родина"...