Проект «Адаптация с улыбкой»
проект

Гареева Светлана Вячеславовна

Аннотация

«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он общается, играет, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо.

Актуальность. Детский сад- это первый в жизни малыша коллектив. С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка,  строгий  режим  дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

 Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человека.

Практическая значимость проекта заключается в том, что, результаты и материалы данной работы могут быть использованы в работе воспитателей детского сада. Результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной информацией при работе с детьми для воспитателей детских садов.

Инновационная направленность состоит в том, что проект рассчитан на детей группы раннего возраста.  Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Степень распространения представленных материалов. Данные формы работы используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Адаптация с улыбкой»364.56 КБ

Предварительный просмотр:

План проекта

«Адаптация с улыбкой»

Аннотация

«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он общается, играет, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо.

Актуальность. Детский сад- это первый в жизни малыша коллектив. С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка,  строгий  режим  дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

 Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человека.

Практическая значимость проекта заключается в том, что, результаты и материалы данной работы могут быть использованы в работе воспитателей детского сада. Результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной информацией при работе с детьми для воспитателей детских садов.

Инновационная направленность состоит в том, что проект рассчитан на детей группы раннего возраста.  Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Степень распространения представленных материалов. Данные формы работы используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10»

Актуальность проекта

Детский сад  -  это  первый  в  жизни  малыша  коллектив. Впервые      ребенок     отрывается       от  мамы,     остается     один    с незнакомыми         детьми      и   взрослым.      Мамина        любовь     – главное в жизни  ребенка  и  страх  ее  потерять  огромен.  С приходом ребёнка  в детский  сад  его жизнь  существенным образом  меняется:  новая  обстановка,  строгий  режим  дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человека.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития.

     В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.

Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.

Основные психологические особенности детей 1,5-3 лет

  • Мышление наглядно-действенное.
  •  Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки.
  • Сверстник малоинтересен; общаться трудно.
  • Речь словосочетаниями.
  • Отвечает на вопрос «Кто (что) это?». Учится понимать речь (глаголы).
  • Способ передачи информации – показ предмета.
  • Эмоции сильные, легко переключаемые.
  • С 2,5 лет – кризис «Я Сам». Возраст, конфликтный со взрослыми.
  • Объект познания – предметы «здесь и теперь», их внутреннее устройство.
  • Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование с предметами.
  • Условие успешности: разнообразная и часто сменяемая развивающая среда.
  • Игра индивидуальная, манипуляции с предметами.
  • Внимание, память - непроизвольны.
  • Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Цель проекта: Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;

2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3. Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада.

5. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

6. Повышение коммуникабельности между родителями;

7. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки проекта: 3 месяца

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
  2. Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
  3. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
  4. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  5. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.

Материалы к проекту:

  • анкеты для родителей;
  • консультации и индивидуальные беседы с молодыми родителями;
  • адаптационные листы;
  • картотека подвижных игр;
  • картотека развивающих игр;
  • картотека дидактических игр;
  • физкультминутки;
  • пальчиковые игры;
  • сенсорное оборудование (пирамидки, вкладыши, бусы, конструктор «лего», автомобили).

Основные направления проекта

  • Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
  • Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Ожидаемые результаты реализации проекта:
  • безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
  • позитивное развитие отношений в детском коллективе;
  • повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
  • вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

Формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:

  • элементы телесной терапии (обнять, погладить);
  • исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
  • релаксационные игры (песок, вода);
  • сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
  • игровые методы взаимодействия с ребенком.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

2.  постепенное заполнение группы;

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул);

6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра, воспитатели);

7. протекание адаптации (медицинская сестра, воспитатели).

Формы работы с родителями:

1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Беседы

План реализации проекта с родителями:

Задачи: Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап

  • Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ
  • Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование родителей на выявление стиля и методов воспитания)
  • Составление и подбор информационного материала для родителей
  • Пополнение развевающей предметно-пространственной среды группы детского сада.

2. Основной этап

  • Проведение информационных и тематических мероприятий. (Встречи, беседы,  родительские собрания, консультирование родителей по вопросам адаптации воспитанников.)
  • Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки)

3.Заключительный этап

  • Выпуск стенгазеты для родителей с фотоснимками детей «Я уже большой. Я уже не плачу!»

Реализация проекта с детьми:

Задачи: Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический подход.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап

  • Подбор и изучение методической, художественной литературы, иллюстративных материалов, дидактических игр. Составление плана работы над проектом, подбор методик.
  • Создание картотеки игр: дидактических, развивающих, подвижных, пальчиковых.
  • Пополнение развевающей предметно-пространственной среды группы детского сада.
  • Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями.

2. Основной этап

  • Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.
  • Заполнение адаптационных листов.
  • Наблюдение за состояние здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое и психическое здоровье)
  • Использование элементов телесной терапии, игровых методов взаимодействия с ребенком.
  • Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
  • Публикация на сайте ДОУ.
  • Проведение совместных праздников и развлечений: «День открытых дверей», «Новогодний праздник», «День Защитника Отечества», «Мамин праздник»

3. Заключительный этап

  • Анализ проведенной работы
  • Анализ  адаптационных  листов,  определение  уровня  адаптации  детей.

Месяц/ неделя

Совместная деятельность педагога с детьми

Цель деятельности

Работа с родителями

Июнь

Июль

1-2  неделя

Адаптационные игры: «Дай ручку!», «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку!», «Лови мячик!»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Сблизить малышей друг с другом и с воспитателем

Беседа на тему: «Готовим малыша в детский сад», «Играем вместе»

Сюжетно-ролевые игры: «Я иду к вам в гости с подарками», «Мы встречаем гостей»

Создать атмосферу радостного настроения

Консультация  на тему: «Ваш ребенок идет в детский сад!»

3-4 неделя

Дидактические игры: «Парные картинки», «Собери целое», «Чудесный мешочек», «Собери пирамидку» «Шнуровка»

Адаптировать детей к детскому саду, создать благоприятные условия для игры

Консультация  на тему: «Ваш ребенок идет в детский сад!»

Театрализованная игра: «Кукла в гости к нам пришла»

Воспитывать у детей  уверенность в самих себе и своих возможностях

Информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?»

1-4 неделя

Подвижные игры: «Кот и мыши», «Догоните меня», «Пузырь», «Птички летают»

Чтение художественной литературы: сказка «Колобок», «Теремок», З.Алексанлрова «Мой Мишка», А. Барто «Игрушки»,

Потешек: «Солнышко-вёдрышко», «Дождик-дождик», «Наши уточки с утра»

Пальчиковые игры: «Этот пальчик дедушка», «Шарик»

Рисование пальчиками и ладошками: «Солнышко лучистое», «Дождик»

Адаптировать детей к детскому саду;

Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

Познакомить детей со сказками;

Развивать умение внимательно слушать сказки, потешки, стихи;

Создать радостное настроение у детей от услышанного;

Развивать мелкую моторику и координацию движений, стимулировать речевую активность.

Знакомство с изобразительными материалами, вызвать у детей интерес к рисованию.

Индивидуальные беседы с родителями

Август  

1-2 неделя

Адаптационные игры: «Доброе утро!», «Хоровод», «Ладушки-хлопушки», «Заинька-паинька»

Игры забавы: «Дергунчики», «Игры с воздушными шарами»

Трудовая деятельность: «Собираем мы игрушки»

Проблемная ситуация: «Почему плачет кукла?»

Чтение художественной  литературы: сказка «Курочка Ряба», «Репка», А.Бродский «Солнечные зайчики», С. Капутикян «Маша не плачет»

Потешек: «Водичка-водичка», «Петушок ,петушок», «Ай, качи-качи-качи»,

«Ладушки, ладушки»

Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Где же, где же наши ручки?»

Беседа: «Ах, какое наше лето!», «Улыбнёмся мы друг другу»

Адаптировать детей к детскому саду;

Сблизить малышей друг с другом и с воспитателем;

Создать атмосферу радостного настроения.

Формировать умение играть вместе, закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу;

Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.

Познакомить детей со сказками;

Развивать умение внимательно слушать сказки, потешки, стихи;

Создать радостное настроение у детей от услышанного.

Развивать мелкую моторику и координацию движений, стимулировать речевую активность.

Формировать доверительное отношение с детьми через беседу.

Консультация по теме: «Способы уменьшить стресс ребёнка»

Папки-передвижки: «Все о детском питании», «Игрушка для малыша», «Игры и упражнения для развития речи детей».

3-4 неделя

Рисование палочкой на мокром песке: «Лучики для солнышка»

Рисование мелками на асфальте: «Разноцветные дорожки»

Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Солнышко и дождик», «Карусели», «Догони мяч», «Большие ноги шли по дороге…»

Телесная терапия «Обними меня»

Конструирование: «Домик для собачки», «Дорожка для матрёшки»

Сюжетно-ролевые игры: «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать», «Споём кукле колыбельную»

Дидактические игры: «Поручения», «Подбери по цвету», «Кто в домике живёт?», «Посади бабочку на цветок», «Кто позвал?», «Вкладыши», «Пазлы»

Адаптировать детей к детскому саду;

Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Развивать умение строить небольшие постройки и обыгрывать их;

Создать атмосферу радостного настроения.

Снизить у детей тревогу, напряжение в период адаптации, наладить доверительные отношения  с каждым ребенком.

Беседа по теме: «Упрямство – что же делать?»

«Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой.

Сентябрь

1-2 неделя

Адаптационные игры: «Прыгай веселей», «Хоровод с куклой», «Прячем мишку», «Покружимся»

Сюжетно-ролевые игры:  «Покормим куклу Катю», «В гостях у Мишутки»

Строительная  игра: «Домик для матрёшки»

Рассматривание альбома «Осень», предметных и сюжетных картинок.

Дидактические игры: «Застёжки», «Мозаика», «Собери матрёшку», «Кто как кричит», «Узнай и назови», «Большой и маленький»

Экспериментальная деятельность: «Ловись, рыбка!», «Тонет – не тонет»

Игры с водой:  «Переливание воды», «Намочим ладошки», «Поймай рыбку»

Беседа: «Осень в гости к нам пришла», «Подарки осени»

Адаптировать детей к детскому саду;

Сблизить малышей друг с другом и с воспитателем;

Создать атмосферу радостного настроения

Адаптировать детей к детскому саду, создать благоприятные условия для игры.

Развивать у детей наблюдательность;

Познакомить детей с водой , с правилами поведения с водой;

Создать у детей радостное настроение.

Формировать доверительное отношение с детьми через беседу;

Познакомить детей с приметами осени.

Консультации: «Соблюдаем режим дня», «Целебный сон,

или еще раз про режим»

Папки-передвижки:

«Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь»

3-4 неделя

Ситуативный разговор: «Что нам осень принесла?», «Кто спрятал солнышко?»

Чтение художественной литературы:

Т. Коваль «Игрушки»

В. Степанов «Стихи маленьким», Н. Ищук «Киска  Мурка»

Потешек: «Как у нашего кота», «Сорока, сорока», «Идёт коза рогатая…», «Чики-чики-чикалочки»

Пальчиковые игры:

«Дождик», «Солнышко»

Рисование: «Украсим кукле платье», «Привяжем шарик за ниточку»

Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Догони мишку», «Зайка серенький сидит»

Конструирование: «Длинные и короткие дорожки»

Развивать мелкую моторику и координацию движений, стимулировать речевую активность.

Знакомство с изобразительными материалами, вызвать у детей интерес к рисованию.

Адаптировать детей к детскому саду;

Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

Развивать умение строить небольшие постройки и обыгрывать их;

Общее родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Выбор родительского комитета.

Беседы по теме: «Что такое раннее развитие», «Как избежать осложнений в адаптации к детскому


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохраним первоцветы -улыбку весны"

 Цель  -  формирование у детей любви к природе родного края.Весь материал предназначен с целью знакомства детей с многообразием весенних первоцветов (темнорозовый кандык (сибирск...

Проект «Поговорим с улыбкой» (консультации педагогов группы «Улыбка» с родителями в интернет - пространстве)

Данный материал включает в себя паспорт педагогического проекта, дневник, приложения, анализ проекта и список литературы. Цель проекта -  использование новой формы сотрудничества с родителями (ве...

"Адаптация с улыбкой или без?"

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с ...

Консультация для родителей второй младшей группы «Адаптация с улыбкой или без»

С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые ...

Проект "Адаптация с улыбкой"

ДЕТСКИЙ САД- это первый в жизни малыша коллектив. И освиться ему поможет воспитатель и родители....

Проект по адаптации детей в детском саду "Адаптация с улыбкой"

Проект направлен на создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада....

Педагогический проект "Адаптация с улыбкой"

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...