Проект «Адаптация с улыбкой»
проект
Аннотация
«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он общается, играет, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении!»
Жан-Жак Руссо.
Актуальность. Детский сад- это первый в жизни малыша коллектив. С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка, строгий режим дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человека.
Практическая значимость проекта заключается в том, что, результаты и материалы данной работы могут быть использованы в работе воспитателей детского сада. Результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной информацией при работе с детьми для воспитателей детских садов.
Инновационная направленность состоит в том, что проект рассчитан на детей группы раннего возраста. Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Степень распространения представленных материалов. Данные формы работы используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Адаптация с улыбкой» | 364.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План проекта
«Адаптация с улыбкой»
Аннотация
«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он общается, играет, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении!»
Жан-Жак Руссо.
Актуальность. Детский сад- это первый в жизни малыша коллектив. С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка, строгий режим дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человека.
Практическая значимость проекта заключается в том, что, результаты и материалы данной работы могут быть использованы в работе воспитателей детского сада. Результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной информацией при работе с детьми для воспитателей детских садов.
Инновационная направленность состоит в том, что проект рассчитан на детей группы раннего возраста. Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Степень распространения представленных материалов. Данные формы работы используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10»
Актуальность проекта
Детский сад - это первый в жизни малыша коллектив. Впервые ребенок отрывается от мамы, остается один с незнакомыми детьми и взрослым. Мамина любовь – главное в жизни ребенка и страх ее потерять огромен. С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка, строгий режим дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человека.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Основные психологические особенности детей 1,5-3 лет
- Мышление наглядно-действенное.
- Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки.
- Сверстник малоинтересен; общаться трудно.
- Речь словосочетаниями.
- Отвечает на вопрос «Кто (что) это?». Учится понимать речь (глаголы).
- Способ передачи информации – показ предмета.
- Эмоции сильные, легко переключаемые.
- С 2,5 лет – кризис «Я Сам». Возраст, конфликтный со взрослыми.
- Объект познания – предметы «здесь и теперь», их внутреннее устройство.
- Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование с предметами.
- Условие успешности: разнообразная и часто сменяемая развивающая среда.
- Игра индивидуальная, манипуляции с предметами.
- Внимание, память - непроизвольны.
- Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.
Цель проекта: Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3. Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада.
5. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
6. Повышение коммуникабельности между родителями;
7. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки проекта: 3 месяца
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
- Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Материалы к проекту:
- анкеты для родителей;
- консультации и индивидуальные беседы с молодыми родителями;
- адаптационные листы;
- картотека подвижных игр;
- картотека развивающих игр;
- картотека дидактических игр;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- сенсорное оборудование (пирамидки, вкладыши, бусы, конструктор «лего», автомобили).
Основные направления проекта
- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Ожидаемые результаты реализации проекта:
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
Формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры (песок, вода);
- сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
- игровые методы взаимодействия с ребенком.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. постепенное заполнение группы;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул);
6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра, воспитатели);
7. протекание адаптации (медицинская сестра, воспитатели).
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Беседы
План реализации проекта с родителями:
Задачи: Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
- Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ
- Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование родителей на выявление стиля и методов воспитания)
- Составление и подбор информационного материала для родителей
- Пополнение развевающей предметно-пространственной среды группы детского сада.
2. Основной этап
- Проведение информационных и тематических мероприятий. (Встречи, беседы, родительские собрания, консультирование родителей по вопросам адаптации воспитанников.)
- Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки)
3.Заключительный этап
- Выпуск стенгазеты для родителей с фотоснимками детей «Я уже большой. Я уже не плачу!»
Реализация проекта с детьми:
Задачи: Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический подход.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
- Подбор и изучение методической, художественной литературы, иллюстративных материалов, дидактических игр. Составление плана работы над проектом, подбор методик.
- Создание картотеки игр: дидактических, развивающих, подвижных, пальчиковых.
- Пополнение развевающей предметно-пространственной среды группы детского сада.
- Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями.
2. Основной этап
- Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.
- Заполнение адаптационных листов.
- Наблюдение за состояние здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое и психическое здоровье)
- Использование элементов телесной терапии, игровых методов взаимодействия с ребенком.
- Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
- Публикация на сайте ДОУ.
- Проведение совместных праздников и развлечений: «День открытых дверей», «Новогодний праздник», «День Защитника Отечества», «Мамин праздник»
3. Заключительный этап
- Анализ проведенной работы
- Анализ адаптационных листов, определение уровня адаптации детей.
Месяц/ неделя | Совместная деятельность педагога с детьми | Цель деятельности | Работа с родителями | |
Июнь Июль | 1-2 неделя | Адаптационные игры: «Дай ручку!», «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку!», «Лови мячик!» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Сблизить малышей друг с другом и с воспитателем | Беседа на тему: «Готовим малыша в детский сад», «Играем вместе» |
Сюжетно-ролевые игры: «Я иду к вам в гости с подарками», «Мы встречаем гостей» | Создать атмосферу радостного настроения | Консультация на тему: «Ваш ребенок идет в детский сад!» | ||
3-4 неделя | Дидактические игры: «Парные картинки», «Собери целое», «Чудесный мешочек», «Собери пирамидку» «Шнуровка» | Адаптировать детей к детскому саду, создать благоприятные условия для игры | Консультация на тему: «Ваш ребенок идет в детский сад!» | |
Театрализованная игра: «Кукла в гости к нам пришла» | Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях | Информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» | ||
1-4 неделя | Подвижные игры: «Кот и мыши», «Догоните меня», «Пузырь», «Птички летают» Чтение художественной литературы: сказка «Колобок», «Теремок», З.Алексанлрова «Мой Мишка», А. Барто «Игрушки», Потешек: «Солнышко-вёдрышко», «Дождик-дождик», «Наши уточки с утра» Пальчиковые игры: «Этот пальчик дедушка», «Шарик» Рисование пальчиками и ладошками: «Солнышко лучистое», «Дождик» | Адаптировать детей к детскому саду; Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу; Познакомить детей со сказками; Развивать умение внимательно слушать сказки, потешки, стихи; Создать радостное настроение у детей от услышанного; Развивать мелкую моторику и координацию движений, стимулировать речевую активность. Знакомство с изобразительными материалами, вызвать у детей интерес к рисованию. | Индивидуальные беседы с родителями | |
Август | 1-2 неделя | Адаптационные игры: «Доброе утро!», «Хоровод», «Ладушки-хлопушки», «Заинька-паинька» Игры забавы: «Дергунчики», «Игры с воздушными шарами» Трудовая деятельность: «Собираем мы игрушки» Проблемная ситуация: «Почему плачет кукла?» Чтение художественной литературы: сказка «Курочка Ряба», «Репка», А.Бродский «Солнечные зайчики», С. Капутикян «Маша не плачет» Потешек: «Водичка-водичка», «Петушок ,петушок», «Ай, качи-качи-качи», «Ладушки, ладушки» Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Где же, где же наши ручки?» Беседа: «Ах, какое наше лето!», «Улыбнёмся мы друг другу» | Адаптировать детей к детскому саду; Сблизить малышей друг с другом и с воспитателем; Создать атмосферу радостного настроения. Формировать умение играть вместе, закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу; Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности. Познакомить детей со сказками; Развивать умение внимательно слушать сказки, потешки, стихи; Создать радостное настроение у детей от услышанного. Развивать мелкую моторику и координацию движений, стимулировать речевую активность. Формировать доверительное отношение с детьми через беседу. | Консультация по теме: «Способы уменьшить стресс ребёнка» Папки-передвижки: «Все о детском питании», «Игрушка для малыша», «Игры и упражнения для развития речи детей». |
3-4 неделя | Рисование палочкой на мокром песке: «Лучики для солнышка» Рисование мелками на асфальте: «Разноцветные дорожки» Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Солнышко и дождик», «Карусели», «Догони мяч», «Большие ноги шли по дороге…» Телесная терапия «Обними меня» Конструирование: «Домик для собачки», «Дорожка для матрёшки» Сюжетно-ролевые игры: «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать», «Споём кукле колыбельную» Дидактические игры: «Поручения», «Подбери по цвету», «Кто в домике живёт?», «Посади бабочку на цветок», «Кто позвал?», «Вкладыши», «Пазлы» | Адаптировать детей к детскому саду; Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу. Развивать умение строить небольшие постройки и обыгрывать их; Создать атмосферу радостного настроения. Снизить у детей тревогу, напряжение в период адаптации, наладить доверительные отношения с каждым ребенком. | Беседа по теме: «Упрямство – что же делать?» «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой. | |
Сентябрь | 1-2 неделя | Адаптационные игры: «Прыгай веселей», «Хоровод с куклой», «Прячем мишку», «Покружимся» Сюжетно-ролевые игры: «Покормим куклу Катю», «В гостях у Мишутки» Строительная игра: «Домик для матрёшки» Рассматривание альбома «Осень», предметных и сюжетных картинок. Дидактические игры: «Застёжки», «Мозаика», «Собери матрёшку», «Кто как кричит», «Узнай и назови», «Большой и маленький» Экспериментальная деятельность: «Ловись, рыбка!», «Тонет – не тонет» Игры с водой: «Переливание воды», «Намочим ладошки», «Поймай рыбку» Беседа: «Осень в гости к нам пришла», «Подарки осени» | Адаптировать детей к детскому саду; Сблизить малышей друг с другом и с воспитателем; Создать атмосферу радостного настроения Адаптировать детей к детскому саду, создать благоприятные условия для игры. Развивать у детей наблюдательность; Познакомить детей с водой , с правилами поведения с водой; Создать у детей радостное настроение. Формировать доверительное отношение с детьми через беседу; Познакомить детей с приметами осени. | Консультации: «Соблюдаем режим дня», «Целебный сон, или еще раз про режим» Папки-передвижки: «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь» |
3-4 неделя | Ситуативный разговор: «Что нам осень принесла?», «Кто спрятал солнышко?» Чтение художественной литературы: Т. Коваль «Игрушки» В. Степанов «Стихи маленьким», Н. Ищук «Киска Мурка» Потешек: «Как у нашего кота», «Сорока, сорока», «Идёт коза рогатая…», «Чики-чики-чикалочки» Пальчиковые игры: «Дождик», «Солнышко» Рисование: «Украсим кукле платье», «Привяжем шарик за ниточку» Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Догони мишку», «Зайка серенький сидит» Конструирование: «Длинные и короткие дорожки» | Развивать мелкую моторику и координацию движений, стимулировать речевую активность. Знакомство с изобразительными материалами, вызвать у детей интерес к рисованию. Адаптировать детей к детскому саду; Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу; Развивать умение строить небольшие постройки и обыгрывать их; | Общее родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Выбор родительского комитета. Беседы по теме: «Что такое раннее развитие», «Как избежать осложнений в адаптации к детскому |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сохраним первоцветы -улыбку весны"
Цель - формирование у детей любви к природе родного края.Весь материал предназначен с целью знакомства детей с многообразием весенних первоцветов (темнорозовый кандык (сибирск...
Проект «Поговорим с улыбкой» (консультации педагогов группы «Улыбка» с родителями в интернет - пространстве)
Данный материал включает в себя паспорт педагогического проекта, дневник, приложения, анализ проекта и список литературы. Цель проекта - использование новой формы сотрудничества с родителями (ве...
"Адаптация с улыбкой или без?"
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с ...
Консультация для родителей второй младшей группы «Адаптация с улыбкой или без»
С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые ...
Проект "Адаптация с улыбкой"
ДЕТСКИЙ САД- это первый в жизни малыша коллектив. И освиться ему поможет воспитатель и родители....
Проект по адаптации детей в детском саду "Адаптация с улыбкой"
Проект направлен на создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада....
Педагогический проект "Адаптация с улыбкой"
Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...