Методическая разработка занятия «Понятие слога. Деление слова на слоги».
методическая разработка (подготовительная группа)

Пирак Оксана Олеговна

Коррекционная тема занятия: «Понятие слога. Деление слова на слоги».

Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».

Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».

Цели: формирование предпосылок к успешному обучению грамоте и профессионально-ориентационной направленности.

Задачи:

Коррекционные: закрепить понятие «слог», научить правильно произносить многосложные слова, научить делить слова на слоги, безошибочно подсчитывать количество слогов в слове.

Обучающие: расширить словарный запас обучающихся, учить внимательно слушать учителя-логопеда, понимать и принимать учебную задачу.

Воспитательные: воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение слушать ответы товарища; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx938.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка занятия с группой учащихся 2-х классов, имеющих диагноз «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания)».

Темы:

Коррекционная тема занятия: «Понятие слога. Деление слова на слоги».

Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».

Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».

Цели: формирование предпосылок к успешному обучению грамоте и профессионально-ориентационной направленности.

Задачи:

Коррекционные: закрепить понятие «слог», научить правильно произносить многосложные слова, научить делить слова на слоги, безошибочно подсчитывать количество слогов в слове.

Обучающие: расширить словарный запас обучающихся, учить внимательно слушать учителя-логопеда, понимать и принимать учебную задачу.

Воспитательные: воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение слушать ответы товарища; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Оборудование: интерактивная доска, схемы-карточки, театр «Варежка», зеркала для индивидуальной работы, числовые ряды по количеству учащихся.

План занятия:

Организационный момент.

Основная часть.

Игра «Назови одним словом».

Театр «Варежка».

Игра «Кто что делает?».

Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».

Беседа о слогах.

Игра «Назови и сосчитай».

Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».

Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».

Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, Анна Валентиновна!

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Дело было вечером…»:

— А у нас огонь погас —
Это раз!
Грузовик привез дрова —
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется — пилот!

С лесенки ответил Вова:
— Мама — лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры!
А у Лёвы мама — повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!

— Всех важней,- сказала Ната,-
Мама — вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот!

Лётчик водит самолёты —
Это очень хорошо!

Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе…

Основная часть.

- Скажите, о ком это стихотворение?

- О мамах, об их работе.

-

Правильно. Давайте перечислим, кем работают мамы ребят из стихотворения. Идут ответы детей и последовательно на интерактивной доске появляются соответствующие картинки:

1). Пилот, лётчик.


2). Милиционер.

А как сейчас называется представитель этой профессии?

-Полицейский.


3). Инженеры.

4). Повар.

5). Вагоновожатый.

6).Портниха.

- Второе название?

- Швея.

7). Доктор. - Или?- Врач.


8). Учительница.

Игра «Назови одним словом».

-Ребята, смотрим на доску и ещё раз называем картинки.

Хоровое проговаривание: «Пилот (лётчик), милиционер (полицейский), инженер, повар, вагоновожатый, портниха (швея), доктор (врач), учительница (учитель)».

-Как можно объединить эти понятия, назвав их одним словом?

- Профессии!

- Правильно. И тема нашего занятия «Профессии». И ещё она звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!» (А.Барто).

2. Театр «Варежка».

Учитель-логопед надевает на руку ребёнку, правильно назвавшему профессию, куклу-варежку: строителя, врача, почтальона, повара, пожарного и полицейского.

3.Игра «Кто что делает?».

-Расскажите, чем занимается представитель профессии вашего героя.

Ответы детей:

Врач – лечит, осматривает, назначает лекарства, выписывает справки…

Пожарный – тушит пожар, спасает людей, животных..

Почтальон – разносит письма, журналы, газеты…

Повар – варит компот, суп, кашу, печёт оладьи…

Строитель – строит дома, здания…

Полицейский – следит за порядком, ловит преступников…

4. Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».

-Ну а теперь мы с представителями различных профессий подвигаемся. Сделаем зарядку. Ведь, чтобы хорошо работать, нужно быть здоровым!

(см. «авторские дидактические материалы»)

5. Беседа о слогах.

-Ребята, как Вы думаете, название профессий бывают очень длинные, сложные. Как мы сможем такое слово произнести?

Вероника: «Мы произнесём его по слогам».

-Правильно, мы разделим его на части, на слоги. Мы же не сможем съесть целиком большой торт. Мы отрезаем от него по кусочку. Вот такие части слова и называются слогами. Напоминаю вам, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове.

6. Игра «Назови и сосчитай».

-Тот, у кого на руке варежка-кукла, называет профессию и определяет на схеме количество слогов.

Ответы детей: врач (1слог), по-вар (2 слога), поч-таль-он (3слога), по-жар-ный (3слога), стро-и-тель (3 слога), по-ли-цейс-кий (4 слога).

7.Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».

-Ребята, давайте вернёмся к стихотворению, с которого я начала наше занятие. Оно заканчивается так: «Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе…».

А у меня к вам вопросы: «Разве в школе только учитель работает? А есть представители других профессий?».

Давайте обратимся к школьному сайту. В разделе (http://vr.s10pav.ru)

«О школе» откроем «Виртуальный тур» и назовём всех, кто работает в нашей школе:

1).Гардеробщица.

2).Директор.

3).Заместители директора.

4).Секретарь.

5).Бухгалтер.

6).Завхоз.

7).Медицинская сестра.

8).Врач.

9).Стоматолог.

10).Социальный педагог.

11).Охранник.

12).Повар.

13).Уборщицы.

14).Буфетчица.

15).Пионервожатая.

16).Библиотекарь.

17).Педагог-психолог.

18).Лаборант.

19).Рабочий по обслуживанию здания.

20).Дворник.

21).Учитель-логопед.

-Вот, мои дорогие, сколько ещё людей различных профессий работает у нас в школе. Чтобы вас воспитать, научить, чтобы вам было комфортно, вкусно и безопасно! Поэтому и второе название темы занятия звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!»

8. Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».

-А теперь я загадаю вам загадки. А вы их отгадаете, и покажите мне количество слогов в этом слове на цифровом ряду:

1). Он проснётся на заре,

Снег расчистит на дворе.

Все дорожки подметёт

И песком посыплет лёд.

Алина: «Двор-ник. 2 слога.»

2). В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!

Платон: «Би-бли-о-те-карь. 5 слогов».

3). Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...

Вероника: «Врач.1 слог»

4). Кто поможет язычок правильно поставить?

И воздушную струю по нему направить?
Слог от слова отличать, без запинок отвечать?

Владислав: «Ло-го-пед. 3 слога.»

Подведение итогов. Домашнее задание.

Ну вот, ребята, подошло к завершению наше занятие.

Чему вы сегодня научились? Что нового узнали?

Алина: «Я узнала много о профессиях».

Влад: «А я могу сосчитать слоги даже в самом длинном слове!»

Платон: «Мне всё понравилось».

Вероника: «А я хочу вырасти и стать логопедом, как Вы».

-Спасибо большое, девочки и мальчики, за ваши слова. Я всех вас благодарю за активную работу на занятии. И в завершении занятия я ещё раз возвращаюсь к словам Агнии Львовны Барто:

Стало быть, так и выходит,

Всё, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

А домашним заданием для вас будет следующее: по возможности узнать, как зовут работников школы, о которых мы сегодня говорили и которые работают для вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : Слог. Деление слов на слоги старшая группа

Тема : Слог. Деление слов на слоги.Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.Задачи:Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Ф...

Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"

Цель игры:- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; - развивать речь;- фонематический слух;- память;- мышление;- пополнять словарный запас ребенка....

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа.

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа...

Конспект занятия по грамоте. Слог. Деление слов на слоги.

Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Формирование умения различать слово и слог;Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью...

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» в подготовительной группе

Дать понятие о слоговом составе слова.- Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове.- Формирование умения различать слово и сл...