Методическая разработка занятия «Понятие слога. Деление слова на слоги».
методическая разработка (подготовительная группа)
Коррекционная тема занятия: «Понятие слога. Деление слова на слоги».
Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».
Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».
Цели: формирование предпосылок к успешному обучению грамоте и профессионально-ориентационной направленности.
Задачи:
Коррекционные: закрепить понятие «слог», научить правильно произносить многосложные слова, научить делить слова на слоги, безошибочно подсчитывать количество слогов в слове.
Обучающие: расширить словарный запас обучающихся, учить внимательно слушать учителя-логопеда, понимать и принимать учебную задачу.
Воспитательные: воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение слушать ответы товарища; воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 938.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия с группой учащихся 2-х классов, имеющих диагноз «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания)».
Темы:
Коррекционная тема занятия: «Понятие слога. Деление слова на слоги».
Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».
Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».
Цели: формирование предпосылок к успешному обучению грамоте и профессионально-ориентационной направленности.
Задачи:
Коррекционные: закрепить понятие «слог», научить правильно произносить многосложные слова, научить делить слова на слоги, безошибочно подсчитывать количество слогов в слове.
Обучающие: расширить словарный запас обучающихся, учить внимательно слушать учителя-логопеда, понимать и принимать учебную задачу.
Воспитательные: воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение слушать ответы товарища; воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Оборудование: интерактивная доска, схемы-карточки, театр «Варежка», зеркала для индивидуальной работы, числовые ряды по количеству учащихся.
План занятия:
Организационный момент.
Основная часть.
Игра «Назови одним словом».
Театр «Варежка».
Игра «Кто что делает?».
Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».
Беседа о слогах.
Игра «Назови и сосчитай».
Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».
Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, Анна Валентиновна!
- Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Дело было вечером…»:
— А у нас огонь погас —
Это раз!
Грузовик привез дрова —
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется — пилот!
С лесенки ответил Вова:
— Мама — лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры!
А у Лёвы мама — повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!
— Всех важней,- сказала Ната,-
Мама — вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот!
Лётчик водит самолёты —
Это очень хорошо!
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе…
Основная часть.
- Скажите, о ком это стихотворение?
- О мамах, об их работе.
-
Правильно. Давайте перечислим, кем работают мамы ребят из стихотворения. Идут ответы детей и последовательно на интерактивной доске появляются соответствующие картинки:
1). Пилот, лётчик.
2). Милиционер.
А как сейчас называется представитель этой профессии?
-Полицейский.
3). Инженеры.
4). Повар.
5). Вагоновожатый.
6).Портниха.
- Второе название?
- Швея.
7). Доктор. - Или?- Врач.
8). Учительница.
Игра «Назови одним словом».
-Ребята, смотрим на доску и ещё раз называем картинки.
Хоровое проговаривание: «Пилот (лётчик), милиционер (полицейский), инженер, повар, вагоновожатый, портниха (швея), доктор (врач), учительница (учитель)».
-Как можно объединить эти понятия, назвав их одним словом?
- Профессии!
- Правильно. И тема нашего занятия «Профессии». И ещё она звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!» (А.Барто).
2. Театр «Варежка».
Учитель-логопед надевает на руку ребёнку, правильно назвавшему профессию, куклу-варежку: строителя, врача, почтальона, повара, пожарного и полицейского.
3.Игра «Кто что делает?».
-Расскажите, чем занимается представитель профессии вашего героя.
Ответы детей:
Врач – лечит, осматривает, назначает лекарства, выписывает справки…
Пожарный – тушит пожар, спасает людей, животных..
Почтальон – разносит письма, журналы, газеты…
Повар – варит компот, суп, кашу, печёт оладьи…
Строитель – строит дома, здания…
Полицейский – следит за порядком, ловит преступников…
4. Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».
-Ну а теперь мы с представителями различных профессий подвигаемся. Сделаем зарядку. Ведь, чтобы хорошо работать, нужно быть здоровым!
(см. «авторские дидактические материалы»)
5. Беседа о слогах.
-Ребята, как Вы думаете, название профессий бывают очень длинные, сложные. Как мы сможем такое слово произнести?
Вероника: «Мы произнесём его по слогам».
-Правильно, мы разделим его на части, на слоги. Мы же не сможем съесть целиком большой торт. Мы отрезаем от него по кусочку. Вот такие части слова и называются слогами. Напоминаю вам, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове.
6. Игра «Назови и сосчитай».
-Тот, у кого на руке варежка-кукла, называет профессию и определяет на схеме количество слогов.
Ответы детей: врач (1слог), по-вар (2 слога), поч-таль-он (3слога), по-жар-ный (3слога), стро-и-тель (3 слога), по-ли-цейс-кий (4 слога).
7.Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».
-Ребята, давайте вернёмся к стихотворению, с которого я начала наше занятие. Оно заканчивается так: «Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе…».
А у меня к вам вопросы: «Разве в школе только учитель работает? А есть представители других профессий?».
Давайте обратимся к школьному сайту. В разделе (http://vr.s10pav.ru)
«О школе» откроем «Виртуальный тур» и назовём всех, кто работает в нашей школе:
1).Гардеробщица.
2).Директор.
3).Заместители директора.
4).Секретарь.
5).Бухгалтер.
6).Завхоз.
7).Медицинская сестра.
8).Врач.
9).Стоматолог.
10).Социальный педагог.
11).Охранник.
12).Повар.
13).Уборщицы.
14).Буфетчица.
15).Пионервожатая.
16).Библиотекарь.
17).Педагог-психолог.
18).Лаборант.
19).Рабочий по обслуживанию здания.
20).Дворник.
21).Учитель-логопед.
-Вот, мои дорогие, сколько ещё людей различных профессий работает у нас в школе. Чтобы вас воспитать, научить, чтобы вам было комфортно, вкусно и безопасно! Поэтому и второе название темы занятия звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!»
8. Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».
-А теперь я загадаю вам загадки. А вы их отгадаете, и покажите мне количество слогов в этом слове на цифровом ряду:
1). Он проснётся на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметёт
И песком посыплет лёд.
Алина: «Двор-ник. 2 слога.»
2). В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!
Платон: «Би-бли-о-те-карь. 5 слогов».
3). Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...
Вероника: «Врач.1 слог»
4). Кто поможет язычок правильно поставить?
И воздушную струю по нему направить?
Слог от слова отличать, без запинок отвечать?
Владислав: «Ло-го-пед. 3 слога.»
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ну вот, ребята, подошло к завершению наше занятие.
Чему вы сегодня научились? Что нового узнали?
Алина: «Я узнала много о профессиях».
Влад: «А я могу сосчитать слоги даже в самом длинном слове!»
Платон: «Мне всё понравилось».
Вероника: «А я хочу вырасти и стать логопедом, как Вы».
-Спасибо большое, девочки и мальчики, за ваши слова. Я всех вас благодарю за активную работу на занятии. И в завершении занятия я ещё раз возвращаюсь к словам Агнии Львовны Барто:
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
А домашним заданием для вас будет следующее: по возможности узнать, как зовут работников школы, о которых мы сегодня говорили и которые работают для вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-738334-1453128918.jpg)
Тема : Слог. Деление слов на слоги старшая группа
Тема : Слог. Деление слов на слоги.Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.Задачи:Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1046942-1546938485.jpg)
Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"
Цель игры:- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; - развивать речь;- фонематический слух;- память;- мышление;- пополнять словарный запас ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1187917-1573655906.jpg)
Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа.
Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-936848-1586883895.jpg)
Конспект занятия по грамоте. Слог. Деление слов на слоги.
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Формирование умения различать слово и слог;Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью...
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» в подготовительной группе
Дать понятие о слоговом составе слова.- Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове.- Формирование умения различать слово и сл...