Методическая разработка занятия «Понятие слога. Деление слова на слоги».
методическая разработка (подготовительная группа)

Пирак Оксана Олеговна

Коррекционная тема занятия: «Понятие слога. Деление слова на слоги».

Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».

Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».

Цели: формирование предпосылок к успешному обучению грамоте и профессионально-ориентационной направленности.

Задачи:

Коррекционные: закрепить понятие «слог», научить правильно произносить многосложные слова, научить делить слова на слоги, безошибочно подсчитывать количество слогов в слове.

Обучающие: расширить словарный запас обучающихся, учить внимательно слушать учителя-логопеда, понимать и принимать учебную задачу.

Воспитательные: воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение слушать ответы товарища; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx938.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка занятия с группой учащихся 2-х классов, имеющих диагноз «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания)».

Темы:

Коррекционная тема занятия: «Понятие слога. Деление слова на слоги».

Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».

Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».

Цели: формирование предпосылок к успешному обучению грамоте и профессионально-ориентационной направленности.

Задачи:

Коррекционные: закрепить понятие «слог», научить правильно произносить многосложные слова, научить делить слова на слоги, безошибочно подсчитывать количество слогов в слове.

Обучающие: расширить словарный запас обучающихся, учить внимательно слушать учителя-логопеда, понимать и принимать учебную задачу.

Воспитательные: воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение слушать ответы товарища; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Оборудование: интерактивная доска, схемы-карточки, театр «Варежка», зеркала для индивидуальной работы, числовые ряды по количеству учащихся.

План занятия:

Организационный момент.

Основная часть.

Игра «Назови одним словом».

Театр «Варежка».

Игра «Кто что делает?».

Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».

Беседа о слогах.

Игра «Назови и сосчитай».

Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».

Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».

Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, Анна Валентиновна!

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Дело было вечером…»:

— А у нас огонь погас —
Это раз!
Грузовик привез дрова —
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется — пилот!

С лесенки ответил Вова:
— Мама — лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры!
А у Лёвы мама — повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!

— Всех важней,- сказала Ната,-
Мама — вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот!

Лётчик водит самолёты —
Это очень хорошо!

Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе…

Основная часть.

- Скажите, о ком это стихотворение?

- О мамах, об их работе.

-

Правильно. Давайте перечислим, кем работают мамы ребят из стихотворения. Идут ответы детей и последовательно на интерактивной доске появляются соответствующие картинки:

1). Пилот, лётчик.


2). Милиционер.

А как сейчас называется представитель этой профессии?

-Полицейский.


3). Инженеры.

4). Повар.

5). Вагоновожатый.

6).Портниха.

- Второе название?

- Швея.

7). Доктор. - Или?- Врач.


8). Учительница.

Игра «Назови одним словом».

-Ребята, смотрим на доску и ещё раз называем картинки.

Хоровое проговаривание: «Пилот (лётчик), милиционер (полицейский), инженер, повар, вагоновожатый, портниха (швея), доктор (врач), учительница (учитель)».

-Как можно объединить эти понятия, назвав их одним словом?

- Профессии!

- Правильно. И тема нашего занятия «Профессии». И ещё она звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!» (А.Барто).

2. Театр «Варежка».

Учитель-логопед надевает на руку ребёнку, правильно назвавшему профессию, куклу-варежку: строителя, врача, почтальона, повара, пожарного и полицейского.

3.Игра «Кто что делает?».

-Расскажите, чем занимается представитель профессии вашего героя.

Ответы детей:

Врач – лечит, осматривает, назначает лекарства, выписывает справки…

Пожарный – тушит пожар, спасает людей, животных..

Почтальон – разносит письма, журналы, газеты…

Повар – варит компот, суп, кашу, печёт оладьи…

Строитель – строит дома, здания…

Полицейский – следит за порядком, ловит преступников…

4. Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».

-Ну а теперь мы с представителями различных профессий подвигаемся. Сделаем зарядку. Ведь, чтобы хорошо работать, нужно быть здоровым!

(см. «авторские дидактические материалы»)

5. Беседа о слогах.

-Ребята, как Вы думаете, название профессий бывают очень длинные, сложные. Как мы сможем такое слово произнести?

Вероника: «Мы произнесём его по слогам».

-Правильно, мы разделим его на части, на слоги. Мы же не сможем съесть целиком большой торт. Мы отрезаем от него по кусочку. Вот такие части слова и называются слогами. Напоминаю вам, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове.

6. Игра «Назови и сосчитай».

-Тот, у кого на руке варежка-кукла, называет профессию и определяет на схеме количество слогов.

Ответы детей: врач (1слог), по-вар (2 слога), поч-таль-он (3слога), по-жар-ный (3слога), стро-и-тель (3 слога), по-ли-цейс-кий (4 слога).

7.Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».

-Ребята, давайте вернёмся к стихотворению, с которого я начала наше занятие. Оно заканчивается так: «Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе…».

А у меня к вам вопросы: «Разве в школе только учитель работает? А есть представители других профессий?».

Давайте обратимся к школьному сайту. В разделе (http://vr.s10pav.ru)

«О школе» откроем «Виртуальный тур» и назовём всех, кто работает в нашей школе:

1).Гардеробщица.

2).Директор.

3).Заместители директора.

4).Секретарь.

5).Бухгалтер.

6).Завхоз.

7).Медицинская сестра.

8).Врач.

9).Стоматолог.

10).Социальный педагог.

11).Охранник.

12).Повар.

13).Уборщицы.

14).Буфетчица.

15).Пионервожатая.

16).Библиотекарь.

17).Педагог-психолог.

18).Лаборант.

19).Рабочий по обслуживанию здания.

20).Дворник.

21).Учитель-логопед.

-Вот, мои дорогие, сколько ещё людей различных профессий работает у нас в школе. Чтобы вас воспитать, научить, чтобы вам было комфортно, вкусно и безопасно! Поэтому и второе название темы занятия звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!»

8. Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».

-А теперь я загадаю вам загадки. А вы их отгадаете, и покажите мне количество слогов в этом слове на цифровом ряду:

1). Он проснётся на заре,

Снег расчистит на дворе.

Все дорожки подметёт

И песком посыплет лёд.

Алина: «Двор-ник. 2 слога.»

2). В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!

Платон: «Би-бли-о-те-карь. 5 слогов».

3). Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...

Вероника: «Врач.1 слог»

4). Кто поможет язычок правильно поставить?

И воздушную струю по нему направить?
Слог от слова отличать, без запинок отвечать?

Владислав: «Ло-го-пед. 3 слога.»

Подведение итогов. Домашнее задание.

Ну вот, ребята, подошло к завершению наше занятие.

Чему вы сегодня научились? Что нового узнали?

Алина: «Я узнала много о профессиях».

Влад: «А я могу сосчитать слоги даже в самом длинном слове!»

Платон: «Мне всё понравилось».

Вероника: «А я хочу вырасти и стать логопедом, как Вы».

-Спасибо большое, девочки и мальчики, за ваши слова. Я всех вас благодарю за активную работу на занятии. И в завершении занятия я ещё раз возвращаюсь к словам Агнии Львовны Барто:

Стало быть, так и выходит,

Всё, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

А домашним заданием для вас будет следующее: по возможности узнать, как зовут работников школы, о которых мы сегодня говорили и которые работают для вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : Слог. Деление слов на слоги старшая группа

Тема : Слог. Деление слов на слоги.Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.Задачи:Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Ф...

Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"

Цель игры:- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; - развивать речь;- фонематический слух;- память;- мышление;- пополнять словарный запас ребенка....

Конспект занятия по грамоте. Слог. Деление слов на слоги.

Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Формирование умения различать слово и слог;Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью...

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» в подготовительной группе

Дать понятие о слоговом составе слова.- Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове.- Формирование умения различать слово и сл...

Конспект занятия по развитию речи «Слог. Деление слов на слоги»

Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.Задачи. - Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове.- Формирование умения различать слово и сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Знакомство со слогом. Деление слов на слоги»

Конспект занятия по обучению  грамоте в старшей группеТема: «Знакомство со слогом. Деление слов на слоги» Доминирующая образовательная область:  речевое развитиеИнтеграция о...