Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Знакомство со слогом. Деление слов на слоги»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Знакомство со слогом. Деление слов на слоги»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная
Цель: Формировать представление о том, что слова можно разделить на части;
Программное содержание: Познакомить с термином «слог»; Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова; Учить называть слова с заданным слогом; закреплять умение интонационно выделять звук в слове; Развивать гибкость мышления, речь детей. Воспитывать умение слушать сверстников.
Предварительная работа:
Материалы и оборудования: игрушка медвежонок, картинки с изображением животных, картинка с изображением малины.
Планируемый результат: отвечают на вопросы воспитателя, делят слова на слоги
Структура занятия
1. | Вводная часть |
| 1мин |
2. | Основная часть |
| 22мин |
1. | Приход мишки |
| 1мин. |
2. | Игра «Кто у кого?» | Правильное выполнение | 4мин |
3. | .Деление слов на слоги | Лиса, лисенок | 4мин. |
4. | Игра «Отгадай моё слово» Физкультминутка «Мартышки» | Логическое мышление Движения по тексту | 5мин 3мин. |
5. | Какое слово лишнее?» Игра «Кто внимательный?»
| Быть внимательным, уметь рассуждать | 3мин 2мин |
3. Заключительная часть | Подведение итогов. | 2 мин. |
Длительность занятия 25 мин.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришел гость Медвежонок! Добрый день дорогие ребята, сегодня я к вам пришел с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что – нибудь хорошее и приятное для всех. Я приглашая всех в круг радости что бы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями. Желаю счастья и добра. Детям с самого утра!
- Игра «Кто у кого?»
- Ребята, я буду называть каких-либо животных, а вы в ответ называть детёнышей этих животных.
Лиса – лисёнок
Кошка – котёнок
Курица – цыплёнок
Собака – щенок
Корова – телёнок
Утка – утёнок
Основная часть:
- Ребята, а теперь давайте измерим хлопками все эти слова.
Например: Ли-са – ли-сё-нок.
Дети отмечают, что слово «лисёнок» длиннее слова «лиса». Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове «лиса» две части, а в слове «лисёнок» - три, поэтому оно длиннее.
- Ребята, части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.
Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).
В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.
При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)
Такая же работа проводится со всеми словами.
- Игра «Отгадай моё слово»
- Ребята, я задумала слово (малина), которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.
(Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)
В конце игры:
- Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово? – Лиза.
– Молодец, Лиза, ты сегодня победитель!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
- Давайте немножко отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
- И обратно превращаемся во внимательных ребят.
- Игра «Кто внимательный?»
- Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.
Спит спокойно
Старый слон.
Стоя спать
Умеет он.
- Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).
- Назовите пожалуйста эти слова.
- Игра «Какое слово лишнее?»
Лиса, роза, курица, сова.
Корова, сорока, роза, собака.
- Игра «Волшебники»
- Нужно превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково»
Лес - ….(лесок) кот - ….(котик)
Дом - ….(домик) стол - ….(столик)
Куст - (кустик) флаг - ….(флажок)
дуб - …. (дубок) гриб - …. (грибок)
Нос - …. (носик) угол - ….(уголок)
Шар - ….(шарик) круг - ….(кружок)
- Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.
- Послушайте внимательно 2 слова и определите слог, который повторяется в словах.
Во-РО-на, РО-за. (РО)
Кол-ба-СА, СА-ни (СА)
Ми-мо-ЗА, ЗА-яц (ЗА)
- Умницы справились со всеми заданиями.
Заключительная часть:
- Что нового узнали?
- Какая игра понравилась больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».
План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:· познакомить дете...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: Знакомство с понятием "плоскость"
Конспект составлен по программе "Детство"...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Тема: «Знакомство с городецкой росписью»
Конспект разработан для детей старшей группы детского сада. Цель: Обучение рисованию элементов городецкой росписи....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: Знакомство с акварелью.
Конспект занятия по рисованию в старшей группеТема: Знакомство с акварелью....

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"
Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...
Конспект занятий по экспериментированию в старшей группе: Тема" Температура воды, знакомство с термометром"
Температура воды и знакомство с термометром...