Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Знакомство со слогом. Деление слов на слоги»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

 Исентаева Жания Жексенбаевна

Конспект занятия по обучению  грамоте в старшей группе

Тема: «Знакомство со слогом. Деление слов на слоги»

 

Доминирующая образовательная область:  речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,    речевое,  художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная

Цель: Формировать представление о том, что слова можно разделить на части;

 Программное содержание:    Познакомить с термином «слог»; Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова; Учить называть слова с заданным слогом;   закреплять умение интонационно выделять звук в слове; Развивать гибкость мышления, речь детей. Воспитывать умение слушать сверстников.

Предварительная работа:

  Материалы и оборудования:  игрушка медвежонок,   картинки   с изображением животных, картинка с изображением малины.

  Планируемый  результат: отвечают на вопросы воспитателя, делят слова на слоги

Структура занятия

1.

Вводная часть

 

1мин

2.

Основная часть

 

22мин

1.

Приход мишки

 

1мин.

2.

Игра «Кто у кого?»

Правильное выполнение

4мин

3.

.Деление слов на слоги

Лиса, лисенок

4мин.

4.

Игра «Отгадай моё слово»

Физкультминутка «Мартышки»

Логическое мышление

Движения по тексту

5мин

3мин.

5.

Какое слово лишнее?»

Игра «Кто внимательный?»

 

Быть внимательным, уметь рассуждать

3мин

2мин

3.               Заключительная часть 

Подведение итогов. 

2 мин. 

Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия.

Вводная часть:

 Воспитатель:  Сегодня к нам на занятие пришел гость  Медвежонок! Добрый день дорогие ребята, сегодня я к вам пришел с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что – нибудь хорошее и приятное для всех. Я приглашая всех в круг радости что бы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями.  Желаю счастья и добра. Детям с самого утра!

  1. Игра «Кто у кого?»

- Ребята, я буду называть каких-либо животных, а вы в ответ называть детёнышей этих животных.

Лиса – лисёнок

Кошка – котёнок

Курица – цыплёнок

Собака – щенок

Корова – телёнок

Утка – утёнок

Основная часть:

  1. Ребята, а теперь давайте измерим хлопками все эти слова.

Например: Ли-са – ли-сё-нок.

Дети отмечают, что слово «лисёнок» длиннее слова «лиса». Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове «лиса» две части, а в слове «лисёнок» - три, поэтому оно длиннее.

- Ребята, части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)

Такая же работа проводится со всеми словами.

  1. Игра «Отгадай моё слово»

- Ребята, я задумала слово (малина), которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.

(Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)

В конце игры:

- Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово? – Лиза.          

 – Молодец, Лиза, ты сегодня победитель!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

- Давайте немножко отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

- И обратно превращаемся во внимательных ребят.

  1. Игра «Кто внимательный?»

- Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.

Спит спокойно

Старый слон.

Стоя спать

Умеет он.

- Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).

- Назовите пожалуйста эти слова.

  1. Игра «Какое слово лишнее?»

Лиса, роза, курица, сова.

Корова, сорока, роза, собака.

  1. Игра «Волшебники»

- Нужно превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково»

Лес - ….(лесок)        кот - ….(котик)

Дом - ….(домик)     стол - ….(столик)

Куст - (кустик)        флаг - ….(флажок)

дуб - …. (дубок)      гриб - …. (грибок)

Нос - …. (носик)       угол - ….(уголок)

Шар - ….(шарик)    круг - ….(кружок)

  1. Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.

- Послушайте внимательно 2 слова и определите слог, который повторяется в словах.

Во-РО-на, РО-за. (РО)

Кол-ба-СА, СА-ни (СА)

Ми-мо-ЗА, ЗА-яц (ЗА)

- Умницы справились со всеми заданиями.

Заключительная часть:

- Что нового узнали?

- Какая игра понравилась больше всего?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Тема: «Знакомство с городецкой росписью»

Конспект разработан для детей старшей группы детского сада. Цель: Обучение рисованию элементов городецкой росписи....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: Знакомство с акварелью.

Конспект занятия по рисованию в старшей группеТема: Знакомство с акварелью....

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...