Родительские собрания
материал (средняя группа)
Сентябрь
Родительское собрание в средней группе №2 «Матрёшки»
Тема: «Начало учебного года 24- 25г - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobraniya_24-25g._sr._gr.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
Родительское собрание в средней группе №2 «Матрёшки»
Тема: «Начало учебного года 24- 25г - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
Участники: воспитатели, родители.
Родительский комитет:
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.
3. Особенности образовательного процесса в средней группе.
4. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый
учебный год.
5. Выборы нового состава родительского комитета.
Ход мероприятия
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей детском саду! Хочу поздравить вас с новым учебным годом. Дети наши подросли за лето и перешли в среднюю группу детского сада.
Сегодня мы – дети, педагоги и родители - отправляемся в путешествие по океану Знаний, которое продлится не один год, а конечный пункт нашего путешествия – это, конечно же, Школа.
Чтобы отправиться в такое длительное путешествие, нам необходимо надёжное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без неё невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Хочу выразить благодарность родителям, которые активно принимают участие в жизни группы и детского сада , в выставках, конкурсах, акциях, праздниках, развлечениях…., особенно хочется отметить наш родительский комитет. Спасибо вам большое.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.
Воспитатель: Наш корабль готов к отплытию. Полный вперёд! Нет, чего-то ещё нам не хватает! Конечно же, спасательных средств – педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4 лет?
Каждый ребёнок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребёнка 4 лет, выделив показатели разных сторон его развития.
Возраст 4 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают появляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учёта этой двойственности развития.
Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Особенности образовательного процесса в средней группе.
Уважаемые родители, хочу вас познакомить с режимом дня в нашей группе и прошу соблюдать его (режим дня). Приём детей до 8.30. В этом году утренняя гимнастика у нас проводится в музыкальном зале в 8.20, поэтому прошу вас приводить детей до 8.00 – 8.10. Затем идёт завтрак и начинается НОД (занятия). В этом году мы будем продолжать заниматься физкультурой и музыкой и для этого детям необходима спортивная форма и чешки.
Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.
В этом учебном году развитие детей будет также осуществляться при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно - исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.
Организованная деятельность детей проводится по следующим образовательным областям:
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Образовательная область речевое развитие позволяет:
∙ обогащать словарный запас детей;
∙ развивать наблюдательность и любознательность;
∙ совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
∙ развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;
∙ учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
∙ совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
∙ учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;
∙ обучать правильному согласованию слов в предложении.
Образовательная область познавательное развитие особое внимание уделяется:
∙ бережному отношению к природе, вещам, созданным трудом людей;
∙ формированию любви к родному краю.
В процессе развития речи большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, необходимо использовать книги - раскраски. Раскрашивание предметов надо проводить штриховкой (частой или редкой) в заданном направлении: лежащие линии (горизонтальные), стоящие линии (вертикальные), наклонные («как дождик»)- это способствует развитию тонкой координации руки.
Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логического мышления.
В образовательной деятельности по лепке формируется умение скатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой - развитию пространственного воображения.
Очень важно в образовательной деятельности по изобразительному искусству не только развивать на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольные и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.
Образовательная деятельность по физической культуре направлены на укрепления здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве.
На музыкально - ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двух и трехчастной формой музыки, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию.
Выборы нового состава родительского комитета
Уважаемые родители, для помощи в организации всех наших совместных мероприятий нам необходимо выбрать родительский комитет группы (2человека)
В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.
Заключительная часть
Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, весёлых игр и настоящих друзей! Только вперёд!
Декабрь
СЦЕНАРИЙ
родительского собрания на тему:
«Духовно нравственное воспитание детей»
в средней группе «Матрёшки»
Цель: показать значимость нравственного воспитания для формирования личности дошкольников.
Задачи:
1. На примере творчества, фактов биографии Д.С. Лихачева раскрыть роль семьи в нравственном воспитании дошкольников, обсудить вместе с родителями нравственные приоритеты человека.
2. Формировать культуру общения родителей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
3. Обсудить становление жизненной позиции дошкольников.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители.
Родительский комитет:
План
1. Жизнь – драгоценный дар.
2. Разрешение нравственных ситуаций.
3. Составление свода нравственных законов семьи.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5. Заключительное слово.
Ход собрания:
Воспитатель зачитывает строки:
Одно правило в жизни должно быть
у каждого человека, в его цели жизни,
в его принципах жизни, в его поведении: надо
прожить жизнь с достоинством, чтобы
не стыдно было вспоминать.
Д.С. Лихачёв (из кн. «Раздумья о России»)
Родители слушают стихотворение Б. Заходера «Песенка о человеке».
У всех зверей — названия.
У человека — звание.
И звание такое
Обидно уступать!
Свинье не обязательно
Вести себя по-свински,
А ты по-человечески
Обязан поступать!
Хотя в известной мере
Мы все — немножко звери.
Внучата Крокодила,
Кузены Гамадрила,
Но как-никак мы — люди.
И потому нам мерзки
Те изверги, которые
Ведут себя по-зверски:
И тот, который давит
Собаку на дороге,
И тот, кто отрывает
У лягушонка ноги,
И ты, мучитель слабых,
И ты, злодей с рогаткой.
Считать ли всех вас за людей
Останется загадкой...
Ведь человек — он человек.
И должен быть гуманным.
А если это слово
Вам кажется туманным —
То можно без латыни.
А просто по-отечески:
Ты человек?
Будь добр,
Веди себя по-человечески!
Уважаемые родители! Большое спасибо, что Вас заинтересовала темой нашего родительского собрания. Сегодня мы предлагаю вам принять участие в разговоре о значении нравственного воспитания, обсудить такой важный момент, как формирование нравственных приоритетов и ценностей в жизни человека.
Как правило, мы, взрослые, редко говорим с нашими детьми о цели жизни, о сострадании, о милосердии, предполагая их само собой разумеющимися. Говорить о них сложно, но надо обязательно говорить, потому что иначе может получиться, что дети так никогда и не узнают, что
эти темы вообще существуют.
Мы не случайно взяла эпиграфом к нашей встрече слова известного учёного, писателя, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева (на экране портрет, даты жизни и смерти ученого).
Вся жизни и творчество, вся его деятельность были подчинены одной великой цели – служению людям, обществу, России. И мне хотелось бы привести эпизод из его интервью на встрече в Останкино, когда в конце встречи ему был задан вопрос: в чем смысл жизни?
Он ответил: «Жизнь – это драгоценный дар, он дается не зря... Человек обязан отблагодарить природу... и своей творческой работой продолжить созидательную деятельность. Она может быть продолжена в маленьких областях и в больших областях, в очень престижных и не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать всё то, что способствует созиданию и тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живёт не зря».
Я хотела бы привести вам в пример один сюжет из жизни обычного человека. Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхала в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ёе седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что - то бормотала про себя, подбирая с песка какие то предметы и перекладывая их себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, что бы поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие .Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том , что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…
Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые!
Сколько таких людей, как старушка, живут рядом снами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.
Я снова обращаюсь к творчеству Д.С. Лихачева. В одной из своих статей «Письма о добром. Самое большое писатель спрашивает: а в чем самая большая цель жизни? Я думаю, увеличить добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего счастье всех людей, которое слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.
Домашним заданием для вас был сформулировать нравственные принципы своей семьи. Уважаемые папы и мамы, пожалуйста, с точки зрения морали назовите «можно» и «нельзя», принятые в вашей семье. К примеру, ваш ответ может начинаться словами: «В нашем доме (семье) принято…», «В нашем доме (семье) нельзя…».
Родители готовятся 1-2 минуты и озвучивают свои записи.
Спасибо за работу! Из приведенных ответов мы можем сделать вывод о том, что у вас присутствуют стремления постичь, принять и жить, ориентируясь на общечеловеческие нравственные ценности. А вот известный древний мудрец Аристотель сказал: «Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках».
Игра «Ромашка». Цель: Разрешение нравственных ситуаций.
И сейчас я предлагаю Вам разрешить несколько нравственных ситуаций с позиции взрослого. Пожалуйста, оцените приведенные поступки.
Родители отрывают лепестки, на которых, написаны задания с ситуациями. Работают в группах.
Ситуации для разрешения.
1. Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало плохо, пришлось вызвать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что виноват, и сбежал домой. Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили обо всем рассказать родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».
2. Мальчишка лет 13-14 идёт по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для неё это совсем не просто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувственно смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.
3. Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от бабушки и дедушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, у них много уроков и т.д.
Работа в группах 2-3 минуты, после чего родители высказываются.
Конечно, уважаемые родители, вы все согласитесь, что в жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу. И, конечно же, добро и зло поселяются как в душах взрослых, таки в детских сердцах.
На ваших столах лежат заготовки – «сердца». Пожалуйста, на этих сердечках сделайте рисунок или напишите, от чего болит иногда ваше сердце.
Присутствующие выполняют работу в течение 1-2 минут.
Как известно, одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких.
Конечно, от ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка –неправильно выбранная главная цель в жизни. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Мы благодарим Вас, уважаемые родители, за работу и хотим пожелать: пусть наши дети растут умными, с открытыми сердцами, светлыми мыслями и добрыми поступками. А наша с Вами, взрослых, задача – всегда и во всем быть примером, опорой и поддержкой нашим детям на их жизненном пути.
Февраль
Родительское собрание в средней группе№2 «Матрёшки»
«Нравственно – патриотическое воспитание детей»
Цели: привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребенка; повышение педагогической культуры родителей, формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.
Задачи: раскрыть сущность и значение работы педагогов и родителей по патриотическому воспитанию дошкольника; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Родительский комитет: Костина Александра
Всего списочных 19 человек
Присутствовало: человек
Отсутствовало: человек
Ход собрания.
(звучит тихая музыка, родители располагаются в группе)
1.Вступительная часть
-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашей встречи, надо название темы собрать из фрагментов пословицы. На столах разложены фрагменты пословиц. Их нужно собрать. Родители собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Тема нашей встречи «Нравственно-патриотическое воспитание детей»
2.Педагогический всеобуч.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Многие родители задаются вопросом:
«Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»
Как отвечают некоторые «да зачем, да пусть детство почувствуют, да наиграются».
Так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм».
Как вы, уважаемые родители считаете, что означает слово -
Патриотизм?
(ответы родителей)
Патриотические чувства нужно начинать с дошкольного возраста.
Крылатая фраза говорит: «Всё начинается с детства». С младенчества ребёнок слышит родную речь.
Песни матери, сказки, которые волнуют, увлекают, ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к стране. Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям -матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации- у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Это
всё у ребёнка остаётся родным в памяти на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога знакомящего ребёнка с Родиной.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским
традициям промыслам.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение).
Патриотическое воспитание ребёнка -сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется нами систематически, планомерно.
Мы проводим беседы, читаем художественные произведения,
праздники, тематические занятия на темы: Семья. Детский сад. Родная улица. Родной город. Россия и её столица Москва.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие.
Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов.
Ведущая. Продолжаем нашу встречу.
Просим вас, уважаемые родители разделиться на команды.
(Родители рассаживаются за столы)
ВИКТОРИНА
Оборудование: ручки, альбомные листы магнитофон, пазлы (иллюстрации или фото мест родного края), жетоны.
ХОД ВИКТОРИНЫ
Ведущий.
Мы начинаем нашу игру.
Мы надеемся, что она даст вам возможность
отдохнуть, проявить находчивость, даст возможность вспомнить где-
то школьную программу, а где-то и бабушкины сказки, прибаутки, присказки.
В сегодняшней игре будут участвовать команды по семь человек, конкурсов
Тоже будет семь. Следить за ходом игры будут наши уважаемые судьи. Победа в конкурсе будет определяться количеством набранных жетонов.
Итак, переходим к конкурсной программе.
За каждую победу–один жетон.
I конкурс “Давайте познакомимся”.
Каждой команде необходимо придумать название команде и крупно
Написать его на альбомном листе и сказать хором «готовы!»
II конкурс “Пословицы и поговорки”.
Сейчас мы вспомним русское народное творчество.
Каждой из команд необходимо назвать пословицы и поговорки, в которых
Упоминается слово Родина. Кто больше?
За победу в конкурсе–один жетон.
Ведущий. Хотелось, чтобы вы, так хорошо знакомые с народным творчеством, передавали знания своим детям.
III конкурс «Давай, споем!»
Дети ваши прекрасно поют, а теперь вы нам покажете, на что способны.
Вам необходимо по очереди исполнить строки из песен, в которых встречаются слова “Родина”, “страна”, “мать”, “земля”, “столица”.
IV конкурс “Составь слово”.
Сейчас мы проверим ваше внимание и словарный запас. Предлагаем вам такое нужное и забытое слово ПАТРИОТИЗМ. Из букв этого слова нужно составить новые слова. Чья команда составит их больше, та и победит.
V конкурс “Богатырская наша сила”.
Говоря о патриотизме, мы не можем не вспомнить о тех, кого по всей Руси простой народ любит, славит и чествует. Слава и в наши дни богатырям
–защитникам Родины! Назовите богатырей, которых вы помните по сказкам и былинам. (Ответы родителей)
• Если уж вы так хорошо помните их, тогда назовите нам, что характерно для внешнего вида богатыря.
(Ответы родителей)
• Ну, а коли вы, и это знаете, вам не составит труда нарисовать богатыря на его верном коне.
Для каждой команды на мольберте белый лист и маркер. Каждый член команды подходит и рисует по одной детали. (Например, голова, шлем, кольчуга, копье, конь ит. д.)
Победит та команда, которая справится с заданием быстрей и качественней.
За победу в конкурсе–один жетон.
Ведущий (обращая взгляд на изображенных богатырей)
Да, не перевелись ещё богатыри на земле русской!
VI конкурс “Любимый город» Собрать пазлы.
Чья команда быстрей справится с заданием–жетон.
VII конкурс «Танцуют все!»
А сейчас немного разомнемся. Начинаем перепляс. Под мелодию русской народной песни “Сени” команды встают напротив друг друга.
Если кто-либо из команды не участвует в переплясе–команда рискует потерять один жетон.
Ведущий. Прежде, чем жюри подведет итоги, мы хотели бы всех поблагодарить за участие в нашей игре. Не важно, кто победил, важно то, что все мы вместе. И, пожалуйста, не держите в тайне те знания, которые
вы получили от своих дедушек и бабушек, пап и мам, от учителей в школе, те знания, которые вы приобрели на своем жизненном пути–дарите их детям, чтобы они любили свою Родину, любили и хранили её культуру.
Слово для подведения итогов и объявления победителей предоставляется жюри.
- Рефлексия «Волшебный клубочек»
Воспитатель. Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю поиграть в волшебный клубочек – передавая и удерживая свою нитку рассказать, какую необходимую информацию вы сегодня получили, что вам понравилось, ваши пожелания, ваше мнение.
(Родители передают клубочек и делятся мнением, впечатлениями)
Май
Родительское собрание в средней группе №2 «Матрёшки»
«Роль семьи в раскрытии детской одаренности»
Родительский комитет:
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого – то награждает больше, а кого- то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Поэтому большинство ученых называют одаренность генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант.
Одаренность ребенка может быть совершенно очевидной, проявить себя очень ярко. Примеров, вошедших в историю не счесть – Моцарт, Ломоносов. Такие дети видны сразу, именно о них говорят, что они одаренны от Бога. К сожалению, распространенное мнение родителей, что раз ребенок одарен, то его таланты будут проявляться всю жизнь, является одним из многих мифов, которым обросло понятие одаренности. Очень часто ребенок заканчивает школу… и его таланты исчезают.
То есть явная одаренность может быть на всю жизнь, а может быть возрастной. В последнем случае отдельные психические функции и системы в определенном возрасте оказывают развитыми лучше, чем у других детей, но впоследствии все это уравнивается.
Вторая группа – дети со скрытой, не проявленной одаренностью. Например, ребенок может быть одарен в шахматах. А в детском саду или в школе шахматам не учат. Поэтому, чтобы одаренность проявилась, он должен попасть в дом детского творчества, где есть шахматный кружок. Или хотя бы дома, или во дворе увидеть шахматы, в противном случае его одаренность не проявится.
Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что для их ребенка характерно:
- высокий энергетический уровень;
- моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных потребностей;
- зрение нестабильно;
- отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
- большой словарный запас, к тому же ребенок любит и может изобретать собственные слова;
- ребенок остро чувствует все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
- ребенок способен воспринимать связи между предметами и явлениями и делать собственные выводы;
- ребенок может следить за несколькими предметами одновременно и склонен активно исследовать все окружающее;
- ребенок предпочитает сам долго искать ответ на интересующий его вопрос и не всегда воспринимает уже готовое родительское решение;
- у ребенка повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;
- ребенок может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным или наскучило;
- опережающее развитие восприятие обнаруживает в ребенке обостренное чувство справедливости, он остро реагирует на несправедливость и предъявляет высокие требования к себе и окружающим;
- он обладает богатой фантазией и воображением, придумывает себе образы братьев и сестер, друзей и врагов;
- ребенка отличает чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
- ему недостает энергетического баланса, он нетерпелив;
- для него характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
- нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у ребенка трудностей в общении со сверстниками и т.д.
все это подтверждает наличие одаренности у ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
И.П. Павлов писал, что «дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало , то и в ответ можно будет увидеть любовь.
Психологами разных стран проводилось много исследований о влиянии среды на развитие детского интеллекта. Хорошо, если эта среда красочна, насыщена разными оттенками цветов, много ярких игрушек, привлекательная мебель – ведь именно такое окружение стимулирует интеллект всех детей, а одаренных в особенности. Конечно, во всем нужна мера, гибкое чередование, благоприятное сочетание. Здесь необходимы хороший вкус, этичность и творческие импульсы родителей. Здесь нужны источники благотворного влияния. Ведь главная задача в семье – пробудить у ребенка живой интерес.
А чтобы вызвать этот интерес, важно создать необходимые условия. Например, для того, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточное количество красок, бумаги, карандашей. Конечно, интерес со временем к чему-то одному быстро пропадает. Перевешивает любопытство. Оно безгранично. И здесь нужна вдумчивая коррекция, исследовательская манера и заботливое долготерпение родителей.
Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:
а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;
б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.
Поэтому воспитание одаренного ребенка должно начинаться с самообучения родителей.
Одним из доминирующих личностных качеств одаренного ребенка является любопытство. Швейцарский педагог Жан Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.
С возрастом любопытство у ребенка приобретает новые качества. Все, что в поле зрения, рождает вопросы, которые становятся все более «технологическими». Это сочетается с богатым воображением ребенка. Он делает свои собственные выводы из случайных фактов, при этом все связывает с собой. Он не очень пока разбирается, где кончается реальное и начинается нереальное. Он общителен, весь в фантастических приключениях и действиях. Ему очень нравится, когда родители с ним занимаются, по-дружески беседуют. Но родителям необходимо создавать условия для свободного общения одаренного ребенка и с детьми более старшего возраста, и с другими взрослыми, так как растущий интерес ребенка может быть удовлетворен более сильным источником информации.
Одаренные дети, имеющие яркое воображение, боятся темноты. Здесь убеждения должны быть не словесными, а поведенческими. Родителям не надо смеяться ребенком, проявлять нетерпение. Сначала надо его выслушать, дать почувствовать, что они хотят его понять и абсолютно убеждены, что ребенку ничего не угрожает. С ним надо быть в это время поласковее и напоминать ему, что его любят и смогут защитить. Необходимо обеспечить ребенку насыщенную, интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми. Чем больше ребенок поглощен играми и планами на будущее, тем меньше он будет думать о своих внутренних страхах. Дверь в его комнату должна быть приоткрытой, нужна обстановка полумрака, которая постоянно бы расковывала ребенка от ощущения страха перед темнотой. Все это родители должны подкреплять созданием таких ситуаций, которые глубоко захватили бы ребенка, заставили бы работать его мысль, напрячь память, тренировать волю, поступать смело (подвижные игры, настольные и т.д.). Очень помогает в этом направлении занятие спортом (бег, прогулки, упражнения и т.д.).
Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаляет волю.
Для родителей очень важно сохранить в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах. Необходимо создать безопасную и прочную психологическую базу в его творческих полетах, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривать ребенка, когда он загрустил или потерял веру в свои возможности. Нужно найти слова поддержки в его новых творческих начинаниях, стараться избегать критиковать первые опыты, какими бы неудачными они не были. Родители должны понимать, что теплота и ласка, которыми окружен ребенок, лежат в основе привязанности ребенка к родителям, поэтому не стоит скупиться на эти чувства.
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения в конечном счете зависят от того, как эта личность разовьется. Родители- главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.
В заключение, хотелось бы процитировать Н. Роджерса, который предлагает родителям, воспитывающим одаренных детей, настроиться следующим образом.
- Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
- Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
- Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
- Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду подталкивать тебя силой.
- Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом скажу тебе прямо, скажу «прости».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...