Тренинг "Я - педагог"
учебно-методический материал
Тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_ya_pedagog.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг профилактики эмоционального выгорания «Я - педагог»
Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.
Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.
2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива
Приветствие:
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.
- Притча
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.
1. Упражнение “Сегодня замечательный день, потому что…”
Участникам тренинга предлагается поздороваться с группой, продолжив фразу: «Сегодня замечательный день, потому что…» (светит солнце, у меня хорошее настроение и т.д.
- Упражнение «Педагог»
Психолог бросает мяч каждому участнику тренинга и предлагает продолжить следующие предложения:
- Если педагог – это цвет, то какой?
- Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
- Если педагог – это настроение, то какое?
- Если педагог – это песня, то какая?
- Если педагог – это сказочный герой, то какой?
- Если педагог - это время года, то какое?
- Если педагог – это вид спорта, то какой?
- Если педагог – это фильм, то какой?
- Если педагог – это праздник, то какой?
- Если педагог – это книга, то какая?
- Если педагог – это цветок, то какой?
- Если педагог- это дерево, то какое?
- Если педагог – это напиток, то какой?
- Если педагог – это игрушка, то какая?
3.Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
4.Упражнение «Мое будущее».
Педагоги делят лист бумаги на 4 части. В верхнем левом квадрате пишут фразу «Я имею и хочу иметь далее»(отношения, достаток, красота и т.д.); в верхнем правом квадрате: « Я не имею, но хочу иметь далее (богатство, любовь, бизнес…); в нижнем левом квадрате: «Я имею, но не хочу иметь далее» (кредиты, долги, целлюлит…); в нижнем правом квадрате: «Я не имею и не хочу иметь далее» (болезни, лишний вес…). Каждый участник описывает свои параметры в таблице. Далее, лист бумаги складывается пополам, нижняя часть отрывается, педагоги рвут бумагу на мелкие кусочки и выбрасывают в мусорное ведро. Верхнюю часть листа оставляют себе.
5. «Угадай название сказки»
Педагоги делятся на 2 команды. Задача каждой команды показать фрагмент сказки без слов с помощью мимики и жестов. Время для подготовки – 5 минут. Команды по очереди показывают сказки и угадывают их название. Выигрывает та команда, которой наиболее точно удается передать содержание сказки.
6. «Букет ресурсов»
Педагогам дается установка: «Закройте глаза. Представьте, что вы оказались на лугу. Вы видите много красивых цветов. Каждый цветок – это отдельный образ, ваш ресурс, который помогает вам в преодолении трудностей (знания, опыт, семья, черты характера….). Откройте глаза и нарисуйте букет ваших ресурсов (вид букета сверху)». По окончании упражнения задаются вопросы: «Какие чувства вызывает у вас этот букет? Какие эмоции вы испытываете?»
7. Рефлексия тренинга
Спасибо за внимание, удачного всем дня!
ЛОШАДЬ
Какой вы работник
На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.
Ключ к тесту
В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.
Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.
Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.
Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.
Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.
Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.
Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.
Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....
Тренинги педагога-психолога для педагогов ДОУ.
Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности....
Мастер-класс с элементами тренинга педагога-психолога ДОУ "ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА "СИНЕЛЬНЫЕ ЧУДЕСА"
Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и учителям-логопедам.Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта выполнения пальчиковых к...
Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»
Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста...
тренинг педагога-психолога на сплочение коллектива
тренинг педагога-психолога на сплочение коллектива...
Практический тренинг педагога-психолога с родителями (законными представителями) «Мудрость родительской любви»
Практический тренинг с целью создания условий для улучшения детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия....