Паспорт педагогического проекта "Русский народный сарафан"
проект

Хатова Елена Борисовна

Паспорт педагогического проекта "Русский народный сарафан"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Уриковскнй детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 «А»
Телефон: 8 (3952) 495 - 469, е-mail:
doуrik@mail.ru.

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

«Русский народный сарафан»

Авторы составители проекта

Хатова Елена Борисовна, педагог-психолог

Алексеева Наталья Алексеевна, музыкальный руководитель

Вид проекта

Познавательный, творческий

Актуальность

На музыкальном занятии, играя на деревянных ложках и готовясь к осенним праздникам дети задали очень важный вопрос: «А в каких костюмах мы будем выступать?»

Цель

Приобщение детей к истокам народной культуры через ознакомление с русским народным костюмом, создание русского сарафана в совместной деятельности детей, педагогов и родителей

Проблемный вопрос

  1. Русский народный сарафан, какой он?
  2. В чем раньше ходили на праздники на Руси?
  3. Где брали и из чего делали одежду?
  4. Чем отличалась мужская одежда от женской?
  5. Была ли нарядной?
  6. Какие цвета и ткани использовались для пошива русского сарафана и рубахи?
  7. Чем украшали русский костюм?

Задачи проекта

Для детей: узнать все о русском народном сарафане, обычаях и традициях русского народа и семьи; разобраться в различных видах ткани, тесьмы, вышивки; украсить платочки, создать модели сарафана.

Для родителей: Помощь в изготовлении детского народного сарафана

Для педагогов: привлечь внимание детей и их родителей к реализации проекта; поддержать интерес детей в различных видах деятельности; приобщить детей и родителей к истокам духовной культуры русского народа; способствовать индивидуальному самовыражению детей в ходе продуктивной деятельности.

Продукт проекта

Русский национальный костюм

Практическая значимость проекта

Использование народной одежды в мероприятиях детского сада

Сроки реализации

Краткосрочный (04.09.2023 -01.11.2023 г.)

Подготовительный этап

Дата

Мероприятие, инициируемые педагогами

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

04.09.2023

05.09.2023

Родительское собрание

Просмотр презентации «Русский народный костюм»

 Разработать план мероприятий для реализации проекта. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой и творческой деятельности. Подготовить музыкальный материал классической и народной музыки для прослушивания детьми.

Тема не вызовет интереса у детей и родителей.

Дети проявили интерес к теме проекта

Основной этап

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

06.09.2023

07.09.2023

07.09.2023

Совместная организованная деятельность

Совместная организованная деятельность (музыкальное занятие)

Организованная деятельность

Беседа «Традиции семьи»

Беседа «Фольклор- музыкальное народное творчество. Хоровод, колыбельная, плясовая».

Анкета-опросник для родителей (для выявления мам, умеющих шить

Педагог- психолог, дети

Музыкальный руководитель, дети, воспитатель

Родители, педагог – психолог музыкальный руководитель.

Анкета

08.09.2023

11.09.2023

12.09.2023

Совместная организованная деятельность

Самостоятельная деятельность

Совместная организованная деятельность

Знакомство с различными видами тканей.

Дидактическая игра «Наряди куклу».

Просмотр видео  «Хоровод «Березка»»

Беседа «Русские народные инструменты»

Чтение художественной литературы: Русские народные сказки

Педагог – психолог

Дети

Дети, педагоги

Музыкальный руководитель

Дети

Педагог-психолог

Коллекция образцов ткани

13.09.2023

14.09.2023

15.09.2023

18.09.2023

Совместная организованная деятельность

Самостоятельная деятельность

Совместная организованная деятельность

Самостоятельная деятельность

Беседа о рукоделии «Все начинается с тесемочки»

Чтение художественной литературы: А. Барто «Рукодельница»

 

Игра – упражнение «Повтори узор»

Игра на деревянных ложках

«Ах! вы сени, мои сени»;

Фольклорная игра «Как у деда Ермолая».

Просмотр мультипликационных фильмов:

«Крошечка - ховрошечка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Педагог- психолог

Дети

Педагог-психолог

Дети

Музыкальный руководитель, дети

воспитатели

Воспитатели

Дети

Бланки упражнений

19.09.2023

20.09.2023

21.09.2023

22.09.2023

Совместная организованная деятельность

Самостоятельная деятельность

Совместная организованная деятельность

Совместная организованная деятельность

 

Знакомство со швейной машинкой

Проектирование моделей сарафана и косовороток.

Ручной труд «Сплетем поясок для рубахи»

Разучивание элементов танца «Во поле береза стояла».

Хоровод «У калинушки»

Упражнение с платочками

Народная музыкальная игра «Плетень»

Игра на музыкальных инструментах

Педагог – психолог, дети

Педагог – психолог, дети

Педагог-психолог, дети

Музыкальный руководитель, педагог-психолог, дети

Рисунки моделей сарафанов и рубах

Пояски

Итоговые мероприятия

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

01.11.2023

Совместная организованная деятельность

Праздник «Русская Осень»

Музыкальный руководитель,  педагог- психолог, воспитатели, дети, родители.

Сарафаны

Косоворотки

Кокошники

пояски

Отчет о реализации познавательного проекта «Русский народный сарафан»

У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Целью проекта является приобщение детей к истокам народной культуры через ознакомление с русским народным костюмом, создание русского сарафана в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Проект осуществлялся в три этапа:

Этап I «Подготовительный»

- Разработать план мероприятий для реализации проекта;

- Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой и творческой деятельности;

- Подготовить музыкальный материал классической и народной музыки для прослушивания детьми;

- Составить перспективно-тематический план работы.

Этап II «Основной»

- Беседа «Традиции семьи», «Фольклор- музыкальное народное творчество», «Русские народные инструменты»;

- Практическая деятельность «Хоровод, колыбельная, плясовая», «Все начинается с тесемочки», «Игра на деревянных ложках», Фольклорная игра «Как у деда Ермолая», знакомство с различными видами тканей, знакомство со швейной машинкой, проектирование моделей сарафана и косовороток, ручной труд «Сплетем поясок для рубахи», Разучивание элементов танца «Во поле береза стояла», хоровод «У калинушки», Народная музыкальная игра «Плетень», игра на музыкальных инструментах;

- Анкета-опросник для родителей (для выявления мам, умеющих шить);

- Дидактическая игра «Наряди куклу», игра – упражнение «Повтори узор», упражнение с платочками;

- Просмотр видео «Хоровод «Березка»;

- Чтение художественной литературы: Русские народные сказки, А. Барто «Рукодельница»; «Ах! вы сени, мои сени»;

- Просмотр мультипликационных фильмов: «Крошечка - хаврошечка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Итоговые мероприятия:

Дети познакомились с русским народным костюмом, его видами, средствами выразительности. Вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к традициям и обычаям русского народа, воспитывая патриотические чувства и гордость за свой народ, дети научились ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества. Игровая среда группы пополнилась развивающими играми. Изготовлены народные костюмы: сарафаны и косоворотки. Организован праздник «Русская Осень».

Заведующий _____________________________Брянская Е.И.

Заместитель заведующего _____________________Кустова  Е.А.

М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»

Паспорт педагогического проекта  «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»...

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...

Конспект открытого занятия по художественному творчеству: «Русский народный сарафан»

Конспект открытого занятия по художественному творчеству:«Русский народный сарафан»...

Паспорт педагогического проекта "Народные промыслы России" подготовительная группа.

Проект для подготовительной группы "Народные промыслы России" Знакомит детей, родителей, педагогов с дымковской, гжельской, городецкой, жостовской, хохломской росписями....

Паспорт педагогического проекта " Народная игрушка"

Народная игрушка в наши дни превращается в сувенирную продукцию, не предназначенная для ребенка и не требующая педагогического сопровождения.Целью проекта является приобщение воспитанников  и род...

Паспорт педагогического проекта «День народного единства»

Цель проекта: Расширить представления детей о празднике День народного единства. Дать детям представление о людях, прославивших Россию; о том, что РФ огромная многонациональная страна; Москва- гл...

Паспорт педагогического проекта «Русская - народная игрушка» (Средняя группа)

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэто...