Непосредственно – образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной группе на тему: «Семейные традиции»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Социокультурные истоки» в подготовительной группе
на тему: «Семейные традиции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» ГОРОДА Алатыря Чувашской Республики
Номинация Фестиваля: «Лучшая методическая разработка разных форм работы с детьми по курсу истоки»
Непосредственно – образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной группе
на тему: «Семейные традиции»
Формы организации: подгрупповая
Возрастная дошкольная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Составил и провел воспитатель:
Васюхина Наталия Михайловна
2023/2024
Пояснительная записка к НОД « Семейные традиции»
Актуальность - Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно - нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что, в свою очередь, расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь ребёнок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни и поэтому рассматривается как высшая первичная ценность государства. Дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи - одно из важнейших направлений оздоровления духовно - нравственного климата в стране.
Данное занятие предназначено для дошкольников 6-7 лет. В ходе изучения дети получат возможность узнать основные понятия, что такое семейные праздники и традиции. Проанализировать их и сравнить с традициями своей семьи. Распространить опыт лучших семейных традиций, через использование воспитательных возможностей семьи в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения, способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей. В ходе занятия планируется помочь учащимся осознать, какую роль играют семейные традиции. В процессе работы в сознании учащихся укрепляется авторитет семьи, формируется понятие о значимости семьи в жизни каждого человека. Используемые технологии проблемно-диалоговая, работа в парах. Дети выступают как равные участники и создатели занятия. Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "воспитатель = ребёнок" и "ребёнок= ребёнок". На протяжении всего занятия дети привлекаются к процессу обучения, но и сами дети, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ребёнка.
Сочетая различные формы работы: коллективная, подгрупповая, индивидуальная, работа в парах дети научаться работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.
Непосредственно – образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной группе
на тему: «Семейные традиции»
Номинация Фестиваля: Лучшая методическая разработка разных форм работы с детьми по курсу истоки.
Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Сказка» города Алатыря Чувашской Республики
Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего конспект НОД:
Васюхина Наталия Михайловна
Возрастная дошкольная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
НОД № 8
Месяц проведения - апрель, 2023/2024
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории: «Традиция праздника»
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области)
«Семейные традиции».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель для педагога: дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».
Цель для детей: дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: создать условия для дальнейшего наполнения социокультурной категории «Традиции праздника»; актуализировать знания детей по теме «Семейные традиции» на основе содержания первой части книги для развития детей 6-8 лет «Семейные традиции».
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать управленческие навыки и умение общаться в паре; обогащать словарь детей лексикой социокультурного содержания. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать интерес к семейным традициям.
Виды детской деятельности: речевая, восприятие художественной литературы, познавательная, коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа по сказкам, хоровод, индивидуальная работа, работа в паре, рефлексия.
Оборудование или материал к НОД: выставка иллюстраций «Семейные традиции», книга для развития «Семейные традиции», песочные часы 5 минут, карандаши.
Предварительная работа по плану интеграции: Беседа с детьми о семейных традициях; работа над пословицей «Научишься терпеть в малом, вытерпишь и в большом»; чтение рассказа О.С.Абрамовой «Семейная радость», сказа П.П.Бажова «Живинка в деле», рассказа И.С.Шмелёва «Благовещение»; рисование на тему «Традиция праздника»; работа с иллюстрациями в книге для развития речи «Семейные традиции»; пение песни «Наследники России»; словесная игра «Семейная радость».
Место проведения: групповая комната.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ
Присоединительный этап:
В.: - Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите (ответы детей)
- Всё это традиции нашего народа и каждая традиция может стать семейной. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о семейных традициях). (ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам удобно сесть на стульчики и поговорить о рассказах, которые вы дома с мамами читали в книге для развития «Семейные традиции».
- Назовите пожалуйста эти рассказы. (ответы детей)
- О какой семейной традиции говорится в рассказе О.С.Абрамовой «Семейная радость» (о традиции имянаречения).
- Предлагаю поиграть в словесную игру расскажи фрагмент из рассказа «Семейная радость» я начну, а вы продолжите. (ответы детей)
- А в каком произведении говорится о традиции дела? (Живинка в деле)
- В каком деле Тимофей Иванович нашёл свою живинку? (ответ детей)
- Каким мастером стал Тимоха, и кто продолжил семейные традиции? (Тимоха, прямо сказать, мастер своего дела был. Его внуки, правнуки посейчас в наших местах живут).
- О какой семейной традиции говорится в рассказе И.С.Шмелёва? («Благовещение») (ответы детей)
- Вспомните, какие традиции празднования Благовещения были раньше? (ответ детей)
- Ребята, а есть ли у вас семейные традиции? (ответ детей)
- Какие еще есть семейные традиции я предлагаю узнать из книги на странице 14.
(Дети садятся за столы.)
- Дети, подумайте и определите, по нарисованным картинкам с какой семейной традицией они связаны. (работа в книге)
Воспитатель предлагает рассказать детям, какая семейная традиция изображена на картинках и почему они так думают.
Вы много сегодня рассказали о семейных традициях. Молодцы.
В.: - сейчас я предлагаю вам спеть весенний хоровод (по желанию детей) «Ой бежит ручьём вода».
(Предложить детям сесть за столы с книгами «Семейные традиции»)
Активная форма образовательной деятельности
Работа в паре «Семейные традиции» Том 5 стр 201
Задание.
Детям предлагается подчеркнуть традиции нашего народа:
Родительское благословление.
Трудолюбие и старание.
Имянаречение.
Сохранение семейных реликвий.
Гостеприимство.
Продолжение дела.
Милосердие.
Этапы работы:
1.Подготовительный этап:
В.: - С давних времен люди соблюдали семейные традиции. Это обычаи и правила каждой семьи, которые передавались из поколения в поколение.
Работа в круге: разговор о семейных традициях.
2.Индивиндуальный этап:
Воспитатель объясняет задание и предлагает детям самостоятельно его выполнить.
Время работы – 5 минут.
3. Работа в паре:
В.: - Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Подчеркните те традиции, которые выбрали вместе. Воспитатель наблюдает за действиями детей, обращает внимание на положительный опыт общения.
Время работы - 5 мин.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка.
Одна из пар представляет результаты совместной работы. Свой ответ начинают словами «Мы посоветовались и решили или мы думаем». Педагог выявляет тех, кто имеет иные варианты выполнения задания. (ответ детей)
Экспертная оценка воспитателя.
- Заключительный этап. Рефлексия.
В.: - Какие традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье? В чем их особенность?
Итог занятия.
В.:-Семейные традиции, нужны потому, что они укрепляют семью. Соблюдая семейные традиции, люди чувствуют себя частью семьи, они осознают, что точно так же поступали их отцы и деды и чувствуют себя одним из многих поколений семьи, на место которых со временем придут следующие поколения.
Задание на дом:
Оформить страницу Альбома «Традиции нашей семьи»
Дети оформляют страницу Альбома (стр. 15) книги для развития
«Семейные традиции».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» "Доброе слово"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет по программе "Социокультурные истоки на тему " Доброе слово"....

Образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной группе «Семейные традиции»
Тема образовательной деятельности «Традиции нашей семьи»Тема месяца Семейные традицииВозрастная группа...

Конспект занятия образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной группе «Семейные традиции»
Цель Формирование духовно-нравственной основы личности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»...

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Любимая книга»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»Тема: «Любимая книга»...
Организованно – образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Радость послушания»
Данный конспект составлен с учетом требований к составлению конспектов итоговых занятий по программе "Социокультурные истоки" и ее методики. Направлен на дальнейшее освоение духовно-нравстве...
Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: Благодарное слово
Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей....