Непосредственно – образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной группе на тему: «Семейные традиции»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васюхина Наталия Михайловна

 «Социокультурные истоки» в подготовительной  группе

на тему: «Семейные традиции»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semeynye_traditsii_2023_festifal_raduga_istokov.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» ГОРОДА Алатыря Чувашской Республики

Номинация Фестиваля: «Лучшая методическая разработка разных форм работы с детьми по курсу истоки»

Непосредственно – образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной  группе

на тему: «Семейные традиции»

Формы организации: подгрупповая

Возрастная дошкольная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Составил и провел воспитатель:

Васюхина Наталия Михайловна

2023/2024

Пояснительная записка к НОД « Семейные традиции»

              Актуальность - Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно - нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что, в свою очередь, расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь ребёнок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни и поэтому рассматривается как высшая первичная ценность государства. Дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи - одно из важнейших направлений оздоровления духовно - нравственного климата в стране.

           Данное занятие предназначено для дошкольников 6-7 лет. В ходе изучения дети получат возможность узнать основные понятия,  что такое семейные праздники и традиции. Проанализировать их и сравнить с традициями своей семьи. Распространить  опыт лучших семейных традиций, через использование воспитательных возможностей семьи в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения, способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей. В ходе занятия планируется помочь учащимся осознать, какую роль играют семейные традиции. В процессе работы в сознании учащихся укрепляется авторитет семьи, формируется понятие о значимости семьи в жизни каждого человека. Используемые технологии проблемно-диалоговая, работа в парах. Дети выступают как равные участники и создатели занятия. Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "воспитатель = ребёнок" и "ребёнок= ребёнок". На протяжении всего занятия дети привлекаются к процессу обучения, но и сами дети, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ребёнка.

               Сочетая различные формы работы: коллективная, подгрупповая, индивидуальная, работа в парах дети научаться  работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

Непосредственно – образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной  группе

на тему: «Семейные традиции»

Номинация Фестиваля: Лучшая методическая разработка разных форм работы с детьми по курсу истоки.

Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Сказка» города Алатыря Чувашской Республики

Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего конспект НОД:

Васюхина Наталия Михайловна

Возрастная дошкольная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

НОД № 8

Месяц проведения  -  апрель, 2023/2024

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории: «Традиция праздника»

Тема НОД  (с указанием ведущей образовательной области)

«Семейные традиции».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель для педагога:   дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».

Цель для детей: дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».

Задачи: 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: создать условия для дальнейшего  наполнения социокультурной категории «Традиции праздника»; актуализировать знания детей по теме «Семейные традиции» на основе содержания первой части книги для развития детей 6-8 лет «Семейные традиции».

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать управленческие навыки и  умение общаться в паре; обогащать словарь детей лексикой социокультурного содержания. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать интерес к семейным традициям.

Виды детской деятельности: речевая, восприятие художественной литературы, познавательная, коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, двигательная.

Формы организации: подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа по сказкам, хоровод, индивидуальная работа, работа в паре, рефлексия.

Оборудование или материал к НОД: выставка иллюстраций «Семейные традиции», книга для развития «Семейные традиции», песочные часы 5 минут, карандаши.

Предварительная работа по плану интеграции: Беседа с детьми о семейных традициях; работа над пословицей «Научишься терпеть в малом, вытерпишь и в большом»; чтение рассказа О.С.Абрамовой «Семейная радость», сказа П.П.Бажова «Живинка в деле», рассказа И.С.Шмелёва  «Благовещение»; рисование на тему «Традиция праздника»; работа с иллюстрациями в книге для развития речи  «Семейные традиции»; пение песни «Наследники России»; словесная игра «Семейная радость».

Место проведения:  групповая комната.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Присоединительный этап:

В.: - Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите (ответы детей)

 - Всё это традиции нашего народа и каждая традиция может стать семейной. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о семейных традициях).  (ответы детей)

 -  А сейчас я предлагаю вам удобно сесть на стульчики и поговорить о рассказах, которые вы дома с мамами читали в книге для развития «Семейные традиции».

- Назовите пожалуйста эти рассказы. (ответы детей)

 - О какой семейной традиции говорится в рассказе О.С.Абрамовой «Семейная радость» (о традиции имянаречения).

 - Предлагаю поиграть в словесную игру расскажи фрагмент из рассказа «Семейная радость» я начну, а вы продолжите. (ответы детей)

 - А в каком произведении говорится о традиции дела?  (Живинка в деле)

 - В каком деле Тимофей Иванович нашёл свою живинку? (ответ детей)

 - Каким мастером стал Тимоха, и кто продолжил семейные традиции? (Тимоха, прямо сказать, мастер своего дела был. Его внуки, правнуки посейчас в наших местах живут).

 - О какой семейной традиции говорится в рассказе И.С.Шмелёва? («Благовещение») (ответы детей)

 - Вспомните, какие традиции празднования Благовещения были раньше? (ответ детей)

- Ребята, а есть ли у вас семейные традиции? (ответ детей)

- Какие еще есть семейные традиции я предлагаю узнать из книги на странице 14.

(Дети садятся за столы.)

- Дети, подумайте и определите, по нарисованным картинкам с какой семейной традицией они связаны. (работа в книге)

Воспитатель предлагает рассказать детям, какая семейная традиция изображена на картинках и почему они так думают.

Вы много сегодня рассказали о семейных традициях. Молодцы.

В.: -  сейчас я предлагаю вам спеть весенний хоровод (по желанию детей) «Ой бежит ручьём вода». 

(Предложить детям сесть за столы с книгами «Семейные традиции»)

Активная форма образовательной деятельности

Работа  в паре «Семейные традиции» Том 5  стр 201

Задание.

Детям предлагается подчеркнуть традиции нашего народа:

Родительское благословление.

Трудолюбие и старание.

Имянаречение.

Сохранение семейных реликвий.

Гостеприимство.

Продолжение дела.

Милосердие.

Этапы работы:

1.Подготовительный этап:

В.: - С давних времен люди соблюдали семейные традиции. Это обычаи и правила каждой семьи, которые передавались из поколения в поколение.

Работа в круге: разговор о семейных традициях.

2.Индивиндуальный этап:

Воспитатель объясняет задание и предлагает детям самостоятельно его выполнить.

Время работы – 5 минут.

3. Работа в паре:

В.: - Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Подчеркните те традиции, которые выбрали вместе. Воспитатель наблюдает за действиями детей, обращает внимание на положительный опыт общения.

Время работы - 5 мин.

Обсуждение в группе. Экспертная оценка.

Одна из пар представляет результаты совместной работы. Свой ответ начинают словами «Мы посоветовались и решили или мы думаем». Педагог выявляет тех, кто имеет иные варианты выполнения задания. (ответ детей)

Экспертная оценка воспитателя.

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

В.: - Какие традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье? В чем их особенность?

Итог занятия.

В.:-Семейные традиции, нужны потому, что они укрепляют семью. Соблюдая семейные традиции, люди чувствуют себя частью семьи, они осознают, что точно так же поступали их отцы и деды и чувствуют себя одним из многих поколений семьи, на место которых со временем придут следующие поколения.  

Задание на дом:

Оформить страницу Альбома «Традиции нашей семьи»

 Дети оформляют страницу Альбома (стр. 15) книги для развития            

                                                «Семейные традиции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» "Доброе слово"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет по программе "Социокультурные истоки на тему " Доброе слово"....

Образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной группе «Семейные традиции»

Тема образовательной деятельности      «Традиции нашей семьи»Тема месяца        Семейные традицииВозрастная группа...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»

Конспект непрерывной образовательной деятельности   по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»...

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Любимая книга»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»Тема: «Любимая книга»...

Организованно – образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Радость послушания»

Данный конспект составлен с учетом требований к составлению конспектов итоговых занятий по программе "Социокультурные истоки" и ее методики. Направлен на дальнейшее освоение духовно-нравстве...

Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: Благодарное слово

       Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей....