Беседа "Хлеб всему голова"
материал

смальченко наталья михайловна

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №8

БЕСЕДА НА ТЕМУ:

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Подготовила:

Смальченко Н.М.

Программное содержание:


-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:


-Беседа о сборе урожая хлеба;


-Рассматривание иллюстраций;


-Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме;

-Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Ход работы

Воспитатель: 
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:


Мягкий, пышный и душистый,


Он и черный, он и белый,


А бывает подгорелый.


(Хлеб)

Дети:
Хлеб.

Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру:  «Какой хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:
Его покупают в магазине.



Воспитатель: 
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но  сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:
Пекут из муки.



Воспитатель: 

А что такое мука, из чего её получают?



Дети:
Из зёрен.


Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови  какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.

Хлеб из ржи – ржаной;    

 Хлеб из пшеницы - пшеничный;  

                                                                                   

 Каша из овса – овсяная;  

                                                                                                

 Каша из пшена – пшенная;

                                                                                                                   

Каша из ячменя – ячневая;  

                                                                            

 Каша из кукурузы - кукурузная;  

                                                                                  

 Каша из гречихи – гречневая;  

                                                                                            

Поле с рожью – ржаное;  

                                                                                                          

Поле с пшеницей – пшеничное;

                                                                                                      

Поле с овсом – овсяное;  

                                                                                                                                                                        

Поле с ячменем – ячменное;

                                                                                             

 Поле с кукурузой – кукурузное;

                                                                             

 Поле с гречихой – гречишное;

                                                                                           

Поле с просом -  просяное

Воспитатель: 
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?



Дети:
Да хотим.



Воспитатель: 
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель: 
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все  лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)


Прорастать на солнце стало (руки над головой)


И росточек подрастал (медленно встают)


К свету и теплу тянулся,


И красавцем обернулся. (2 раза)


Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?


Дети:
Комбайнёр.

Воспитатель: 
Что же делает комбайн?


Дети:
Собирает колосья.


Воспитатель: 
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?


Дети:
На мельницу.


Воспитатель: 
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?


Дети:
На хлебозавод, пекарню.


Воспитатель: 
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.


               Физкультминутка «Каравай»


(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)



Мешу, мешу тесто,


Есть в печи место,


Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)


Переваливай, валяй.(2 раза)



И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.


А что еще пекут из муки кроме хлеба?


Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.


Воспитатель: 
А как все эти продукты можно назвать одним словом?


Дети:
Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, почему все хлебобулочные изделия называются по разному.

Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по  внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски  bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником  польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.

Калач -  это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от  корня коло (колесо).

Сайка - Это слово  пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.

Воспитатель: 
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».


«Хлеб – батюшка, вода – матушка».


«Будет хлеб – будет и песня».


«Много свету – много хлеба».


«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».


«Хлеб надо всегда доедать».


«Хлеб нельзя бросать на пол».


«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».


Воспитатель: 
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?


Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.


Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?


Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.


Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?


Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.

Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Слайды

Воспитатель: Я предлагаю совершить вам виртуальное путешествие «От зерна до каравая».

1 слайд – Вспаханное поле, трактор

Выехал в поле тракторист на тракторе, вспахал землю, приготовил постель для зерна

2 слайд – появившиеся всходы

Попало в землю зерно и начало расти.

3 слайд - Созревшее пшеничное поле

Выехал в поле комбайнер на комбайне и принялся молотить зерно.

4 слайд – Зерно ссыпается в кузов грузовика

Ссыпается зерно в кузов грузовика. Спешат грузовики на элеватор

5 слайд – Элеватор с зерном

На элеваторе зерно сушат, лелеют, оберегают от грызунов

6 слайд – Мельница, мука

Пришло время смолоть зерно, а из зерна вмиг получилась мука

7 слайд – Муковозы

Муковозы везут муку на хлебозавод

8 слайд – Тестомешалки

На хлебозаводе огромные машины превращают муку в тесто

9 слайд – Пекари пекут хлеб и изделия из теста

А из теста пекари творят чудеса: пекут хлеб, батоны, вкусную сдобу

10 слайд – Хлебовозки

Хлебовозки спешат доставить хлеб в магазины, где его с нетерпением ждут покупатели.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...