Использование современных педагогических технологий в познавательном развитии дошкольников
учебно-методический материал

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_2022.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСПЕНСКАЯ СОШ

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №25

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

           

                                                                                   Подготовила:

                                                                                                           Степанова Н.В.

                                                                                   

с. Успенское, 2022.

Использование современных педагогических технологий в  познавательном развитии дошкольников

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.

Область «Познавательное развитие включает»:

Формирование элементарных математических представлений

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Ознакомление с предметным окружением

Ознакомление с социальным миром

Ознакомление с миром природы.

Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Во ФГОС ДО определены задачи познавательного развития:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий. 

Технология проблемного обучения. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Организация занятий предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, т.е. материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта – реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры. 

Так как в дошкольном детстве игра – ведущий вид деятельности, поэтому применение игровой технологии является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

         Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

по содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, познавательной активности, самостоятельности детей. Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, уточнения и расширения их математических представлений используются дидактические пособия и такие игры, как:

  • Логические блоки Дьенеша.
  • Игры с Палочками Кюизенера.
  • Игры Никитина
  • Игры Воскобовича. 
  • Круги Эйлера 
  • Игры – головоломки
  • «Нумикон» 

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и  систематическое общение педагога и детей.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ теория решения изобретательских задач

появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы детей. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:

1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).

2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).

3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).

4. Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).

5. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).

6. Неожиданные, смелые варианты решений.

Технология проектной деятельности

Проектная деятельность как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.

Технология исследовательской деятельности

Способствует формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности: 

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Технология интерактивного обучения

это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы. В переводе означает взаимодействие.

Приемы: «Микрофон», «Большой круг», работа в парах. «Незаконченное предложение», «Броуновское движение», « Дерево решений».

Кейс-метод CASE (АНГ.) – портфель, чемоданчик.

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии. ОТСМ – общая теория сильного мышления, ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, РТВ – развития творческого воображения.

Целью ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в дошкольном возрасте:

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой стороны – развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (компьютерные и мультимедийные технологии)

компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, SMART-технологии.

интерактивная доска детям дошкольного возраста, для усвоения новых знаний, требуется яркость подачи материала.

 Дидактические игры и пособия, презентации, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, знакомить детей с окружающей действительностью, ненавязчиво развивать логическое мышление, творческое воображение, умение рассуждать и доказывать, декодировать информацию. Очень интересна для детей мультипликация, детский интерактивный стол.

STEAM-технологии — это новый подход в образовании, когда все отрасли естественно-научного и технического знания объединены, и ребёнок получает эти знания не из учебника, а через решение творческих задач. S – science (естественные науки),T – technology (технология), E – engineering (инженерное искусство), А – art (искусство), M – mathematics (математика).

Целью использования  STEAM-технологии в дошкольном образовательном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Использование современных педагогических технологий гарантируют достижения дошкольников в различных сферах развития, а дальнейшем в школе.

Сегодня важно не просто владеть набором интересных и важных знаний, а обладать тем, что сегодня называют soft skills: и креативным, и плановым, и другими видами мышления, когда человек вырабатывает для себя целый маршрут по жизни приобретения новых и новых знаний. 

И для педагогов очень важно научиться работать на современном технологическом уровне, чтобы сделать познавательный процесс главным ориентиром в становлении развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Тема: «Использование современных образовательных технологий впознавательном развитии дошкольников.БлокиДьенеша» Год разработки программы: 2019 проблема:По результатам мониторинга...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование игровой педагогической технологии в познавательном развитии дошкольников логические блоки Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены ...

План работы «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Проблема:По результатам мониторинга логическое мышление детей имеет низкий и средний уровень развития и для решения этой проблемы, я решила использовать блоки Дьенеша.Методическая тема:«Использо...