Современные педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников
статья
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года № 1155. Основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое , выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Этапы познавательного развития: Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы , потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется содержание познавательного развития . Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий , становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирова ние первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. Инновационные педагогические технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Технологии познавательного развития:
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов , изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками . Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки , только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объеминформации . Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах , очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Положительное влияние мнемотехники Появление алгоритма обработки информации Развитие образной памяти Управление вниманием Способность к визуализации Развитие у детей умственной активности Увеличение объема памяти Увеличение словарного запаса Развитие воображения Навыки запоминания любой информации Формирование логических структур Расширение кругозора Уверенность
В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обучающие элементы и детали различных размеров, форм и наполнений.
Мария Монтессори предложила в рамках своей методики обучать детей через познание сути вещей. Ведь совсем не обязательно подводить кроху к реальной двери, чтобы он понял принцип работы щеколды. Можно просто дать этот предмет в руки малышу и он сам разберётся с его функциональностью. Мария Монтессори предложила перенести подручные бытовые приспособления на стенд для изучения. Таким образом дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детальки, а родители перестанут опасаться за их жизнь. Двигая дверные цепочки, кольца от карниза или замок-молнию ребёнок разовьёт мелкую моторику пальцев и изучит заинтересовавшие его вещи. Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша. Подобное стимулирование благоприятно влияет на интеллектуальное и физическое развитие ребёнка «Детей учит то, что их окружает»
Цель игры с бизбордом : способствовать развитию мелкой моторики , координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд. Бизиборды можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми , в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком .
ИКТ-технологии 1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д. 2 группа – это материалы ИКТ используемые при под готовке к занятиям 3 группа – это материалы ИКТ используемые в работе с детьми и родителями: индивидуальные карточки с заданиями по математике, по ознакомлению с окружающим, тематические фильмы, видеоролики.
Лэпбук ( lapbook ) это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме.
Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей )
Что такое геокешинг ? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник) получается – «поиск тайника в земле». Геокэшинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты: Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать); «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции); Карта (схематическое изображение маршрута); «Волшебный экран» (планшет, экран или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные технологии познавательного развития дошкольников".
В основе обучения детей лежит учет-познавательных интересов детей,неодинаковость усвоения информации-это естественное явление,поскольку все дети разные....
Петербурговедение – как современная педагогическая технология эстетического развития дошкольников.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Петербурговедение – как современная педагогическая технология духовного развития дошкольников
Изучение Петербурга для дошкольников...
Педагогический совет: "Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"
quot;Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"...
Педагогический прект "Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедейных дидактических игр через ИКТ технологии"
Считаю, что использование в образовательном процессесистемы мероприятий,направленную на развитие познавательной активности с применением мультимедийных дидактических игр будет способ...