ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
материал

Заляева Людмила Александровна

Цель: формировать у педагогов  представления о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их конструктивного разрешения.

Задачи:

-формировать представление о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;

-развивать способность выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования;

-содействовать созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций;

-определить наиболее эффективные формы работы  конфликтной комиссии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_etika_obshcheniya_infourok.docx177.79 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1         

Семинар - практикум

«ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОЦЕССА»

Категория участников: педагогические работники  , студенты дошкольного отделения

СЛАЙД 2

Цель: формировать у педагогов  представления о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их конструктивного разрешения.

Задачи:

-формировать представление о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;

-развивать способность выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования;

-содействовать созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций;

-определить наиболее эффективные формы работы  конфликтной комиссии.

Материал:  фигурки животных, памятки «Правила разрешения конфликтов».

СЛАЙД 3

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».

Эйнштейн

СЛАЙД 4

Ход семинара - практикума:

Вед.: Мы рады приветствовать всех присутствующих на  семинаре – практикуме «Правила бесконфликтного общения участников образовательного процесса». 

Упражнение

«ХОРОШО - ПЛОХО»

        Играют по кругу. Первый человек говорит «Это хорошо…», называя какое – то событие. Следующий опровергает это утверждение «Это плохо».

Данное упражнение помогает понять, что на любое событие имеется как минимум 2 точки зрения. В любом можно найти и хорошее, и плохое. От  того, как  относимся к событию  мы,  и как  относятся другие  зависит возникновение конфликтов.

СЛАЙД 5

Вед.: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта).  Правильно. Здесь показан конфликт.

          В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с другими людьми по различным вопросам. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако, эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.

-Как вы думаете, могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? (Безусловно, нет).

-А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? (Конечно же, нет).

Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать  дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты  в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать  и разрешать конфликтные ситуации. 

СЛАЙД 6     

Слово «конфликт»(с латинского) означает «столкновение».

 (Далее педагоги формулируют  определение конфликта)

-Что же такое конфликт?

-Чтобы сформулировать определение конфликта, предлагаю подобрать синонимы к слову «Конфликт».  (спор, ссора, столкновение, стычка, разногласие, раздор, размолвка, выяснение отношений).

Получается, что  конфликт – это всегда противоборство сторон.

-Может ли возникнуть конфликт, если человек находится один?

-Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами.

- Должно ли что – то общее  быть  у  людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами). Приведите пример.

Конфликт – это спор, столкновение между  двумя и более людьми или социальными группами, имеющими разные взгляды, мнения по  одному вопросу.

Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

СЛАЙД  7

Классификация   конфликтов

СЛАЙД  8

Субъекты  конфликта  - участники конфликта. 

(не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом).

Предмет конфликта - это вопрос или благо, из-за которых, появляются причины  и повод для конфликта.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

                    условия возникновения  конфликтов:

- присутствие двух или более людей;

- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

Подумаете и назовите причины возникновения конфликта? (стороны не могут договориться, а отсюда возникает конфликтная ситуация)

СЛАЙД 9

       Поскольку профессиональное общение в системе "педагог – ребенок - родитель" таит в себе целый ряд ситуаций, способных спровоцировать конфликт, то умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

       Предлагаю поговорить о том, как могут складываться  отношения между участниками образовательного процесса (педагогами и воспитанниками, педагогами  и родителями воспитанников, в педагогическом коллективе).

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон (например: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.)

СЛАЙД 10

Возможные причины конфликтов

1.Недобросовестное выполнение должностных обязанностей педагогом либо недостаточный уровень  его  профессионализма.

2.Не соблюдение родителями (законными представителями) условий договора и правил  внутреннего распорядка для воспитанников.

3.Недостаточное  внимание общества к профессиональным проблемам воспитателей (переполненность групп, недостаточное количество учебно-методического комплекса, отсутствие оснащения рабочего места воспитателя оргтехникой, перенасыщение отчетной документацией, и при всем этом, резкий рост требований к качеству и результатам педагогической деятельности).
4.Неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе.
5.Завышенные требования к ребенку педагога или родителей.

6.Неудовлетворенность социальным статусом профессии, трудности творческой самореализации для части педагогов.

СЛАЙД 11

стадий  развития конфликта

Пред  конфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На после конфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избегания аналогичной ситуации в будущем.

 

последствия конфликта

- негативные: большие эмоцииональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности, увольнение сотруд-ников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе,  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

-позитивные: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения, сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, получить новую информацию об оппоненте, диагностика возможностей оппонента.

СЛАЙД 12

«Помоги себе сам»

Вед.: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

упражнение на "стирание"

анти стрессовой  ситуации

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

         В результате выполнения анти стрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

СЛАЙД 13

Упражнение «Праздничный пирог»

Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты

Поведения

соответствующие

 стратегии поведения

1. 

Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть.

(Избегание «черепашка»)

2.

Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший.

(Конкуренция «акула»)

3.

Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется.

(Приспособление «медвежонок»)

4.

Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя.

(Сотрудничество «сова»)

5.

Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели.

(Компромисс «лиса»)

(Сделав  выбор, педагоги получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).

СЛАЙД 14  

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Решение конфликтных ситуаций. 

Педагогам предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся.

Типичные ситуации из практики общения

педагогов с родителями воспитанников

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Комментарий Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со специалистами консультацию об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

 

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий  Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 3

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий  Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".

Ситуация 4

В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

Комментарий  Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели — сотрудники в деле воспитания ребенка.

Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.

Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!

Ситуация 5

Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.

Комментарий  Дошкольный возраст — период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника "ярлыков", категорически запрещается называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите недовольство его поведением в виде "Я-сообщения" (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае. Гораздо хуже, если они начинают "принимать меры" в подобных ситуациях, т. к. страх  усугубляет  неправильное поведение ребенка.

Педагог-психолог поможет разобраться в причинах такого поведения дошкольника.

Ситуация 6

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Комментарий Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

Ситуация 7

Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные занятия в школу, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада. Воспитатель попытался убедить их в важности занятий, пропускаемых ребенком, но его мама категорически заявила, что занятия в школе намного важнее.

Комментарий психолога. В начале учебного года на родительском собрании в подготовительной группе педагоги-психологи и воспитатели отмечают как плюсы, так и значительные минусы "школьных подготовительных курсов", но решение принимают родители ребенка. И это решение необходимо уважать.

Ситуация 8

Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.

Комментарий психолога. В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях и санитарно-гигиенические правилах дошкольного учреждения.

Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости "не по правилам".

(После обсуждения в группах педагоги рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение)

СЛАЙД 15

простые правила:

  • воспринимать конфликты как естественное проявление человеческого общения, нормальный способ социального взаимодействия и отношений людей, занятых совместной деятельностью;
  • уметь анализировать конфликтные ситуации, определять подлинные причины возникающих конфликтов, цели и особенности поведения противоборствующих сторон;
  • владеть механизмом управления конфликтами, набором соответствующих приёмов и процедур, навыками конструктивного влияния на персонал в конфликтных условиях; направлять конфликты по возможности в функционально-позитивное русло и сводить к минимуму их негативные последствия;
  • всесторонне оценивать итоговый результат происшедшего конфликта, его значимость и влияние на отдельные личности, группы работников, коллектив в целом.

Предлагаю  разработать памятки

«Пути разрешения конфликта»

 

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить (убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен).

2. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты (в конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека).

3. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента (не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

4. Будьте справедливы и честны в конфликте.

5.Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. Умейте вовремя останавливаться.

 

СЛАЙД 16

«Чем старше и мудрее человек, тем меньше хочется ему выяснять отношения. Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти»

Бернард Шоу  

СЛАЙД

Рефлексия.

(Была ли эта встреча полезной? Что нового узнали?

Что хотелось бы узнать ещё?)

Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству!

 

Приложение 1

Типы конфликтной личности

     Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), опишем  6 основных типов конфликтных личностей:

1) демонстративный тип:

   хочет быть в центре внимания; любит хорошо выглядеть в глазах других; его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся; ему легко даются поверхностные конфликты; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности слабо воплощает в жизнь; не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо; часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

2) ригидный тип: («ригидный» означает негибкий, непластичный).

   люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

3) неуправляемый тип:

   люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

4) сверхточный тип:

   предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.

5) бесконфликтный тип:

   неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

6) рационалист: 

   расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

     Первые пять типов конфликтных личностей при всех отличиях имеют и нечто общее. Это болезненное честолюбие и привычка не отказываться от своих желаний. Для «демонстративных», «ригидных», «неуправляемых», «сверхточных» и «бесконфликтных» личностей конфликтность, скорее, их беда, нежели вина. Таков психологический склад этих людей. Большинство из них страдает различными комплексами, в особенности комплексом неполноценности.

Приложение 2

Основные признаки конфликтной личности

- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей,

(завышенная или заниженная), что может противоречить адекватной оценке окружающих;

- стремление доминировать, во что бы то ни стало;

- критический настрой, консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть  устаревшие традиции;

- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и

суждениях, стремление сказать правду в глаза;

- определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность без попыток отстаивать собственные интересы в целях сглаживания агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.

Стили  конфликтной личности

    Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который возможен в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда руководитель не обладает достаточной властью, а его точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения руководителя.

    Стиль сотрудничества эффективен, если, отстаивая собственные интересы, руководитель вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как требует продолжительной работы. Его цель – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

    Стиль компромисса, суть которого заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо принять такое решение, с которым каждый из нас мог бы согласиться".

    Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для руководителя, руководитель не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

    Стиль приспособления означает, что руководитель действует в данной  обстановке для восстановления нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для руководителя, или когда руководитель жертвует собственными интересами в пользу другой стороны.    

 

Приложение 3

Стратегия

поведения

Уместность

применения

1.Соперничество

- критическая ситуация;

- уверенность  в своей правоте, которая значит для Вас больше, чем развитие отношений;

- наличие  заведомо более сильных позиций, чем у оппонентов;

- дело не очень серьезное и другим людям безразлично, чем оно кончится;

2.Сотрудничество

- сама проблема  также важна, как и отношения;

- важно участие и  сотрудничество;

- необходим  творческий выход из положения;

- есть время и  энергия на обсуждения;

- есть надежда удовлетворить все требования;

3.Компромисс

- участие других  важно, но времени недостаточно;

- хоть какое-то  решение предпочтительней полного застоя;

- попытки  сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество;

4.Уход от конфликта (уклонение)

- проблема маловажная;

- дальнейшее развитие  отношений маловажно;

- времени недостаточно и решения необязательны;

- Вы не располагаете  реальной властью, но все равно хотите предотвратить действия Вашего оппонента;

5.Уступка (приспособление)

- дело Вас практически не трогает;

- Вы бессильны и не  хотите предотвратить действия Вашего оппонента.

 

 

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/20/p_10394d47.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы сотрудничества и общения с родителями как равноправными участниками образовательного процесса

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…...

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов  представлений о п...

Семинар - практикум "Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного поведения".

Цель формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиров...

Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения

Уважаемые, коллеги! Вы же понимаете, что мы как педагоги должны научить детей конструктивно выходить из конфликтной ситуации, а для этого мы должны сами это уметь.В данном материале представлен семина...

Мозговой штурм по теме: «Права и обязанности участников образовательного процесса»

Мозговой штурм по теме: «Права и обязанности участников образовательного процесса» для актуализации знаний педагогов. Материал можно использовать на педсоветах, методических часах, круглых столах и т....

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

В данном материале представлен семинар для педагогов «Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения"Целью которого является ф...

Конспект собрание по формированию толерантных \бесконфликтных отношений между участниками образовательного процесса.

Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуацийСпособствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нееОзнакомить со способами разрешения конфликтов...