«Путешествие по экологической трапе»
материал

Татьяна Анатольевна Баран

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Путешествие по экологической трапе»

Подготовила: Баран Т.А.

Цель мастер-класса :

развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии, использования экологической тропы в образовательном процессе;

- повышение профессионального мастерства педагогов.

Оборудование: материалы игр «Четвёртый лишний»«Цветочный магазин», письмо Березки, коробка с подарками дереву.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об использовании экологической тропы в развитии у детей представлений о природе.

Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования XXI века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно соприкасаются с природой, и эти встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

Экологическое воспитание мы организуем через организованную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, через наблюдения во время прогулки. Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории, на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира. Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

На территории нашего детского сада создана экологическая тропа для детей дошкольного возраста, которая включает в себя три остановки:

Остановка 1. «Деревья и кустарники», с целью наблюдения за сезонными изменениями деревьев и кустарников в течение года. Дети знакомятся со строением деревьев и кустарников.

Остановка 2. «Цветочная полянка», выбрана с целью знакомства с различными видами цветов, которые цветут в разное время года (весной, летом, осенью).

Остановка 3. «Птичья столовая», выбрана с целью наблюдения за птицами в разное время года. На этой остановке в период с ноября по март дети развешивают кормушки, изготовленные из вторичного сырья, подкармливают птиц и наблюдают за ними.

Для организации работы педагогами разработан паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов. «Хозяином» тропинки выбран сказочный персонаж Лесовичок, который во время прогулки по тропе приглашает в гости и дает задания. Педагогами изготовлены таблички для остановок маршрута, составлены конспекты для проведения образовательной деятельности на экологической тропе.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Наблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование дидактических игр. Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс дидактические игры.

Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми дидактическими играми, которые мы предлагаем воспитанникам на разных остановках.

При проведении ознакомительного занятия на остановке «Деревья и кустарники» воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог достает с ветки письмо и читает его.

Письмо березы

Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! (Дети водят вокруг березы хоровод). Спасибо вам, ребята, приходите ко мне еще, не забывайте меня! Ваша Березка.

Для закрепления и расширения знаний о птицах в группе мы предлагаем детям игру «Четвёртый лишний». Воспитанникам предлагается сериационный ряд, в котором надо найти лишнюю картинку (животное, которое не является птицей). Варианты заданий (рядов) могут быть следующие:

- ласточка, акула, скворец, кукушка;

- сорока, ворона, медведь, дятел;

- голубь, снегирь, заяц, грач;

- лягушка, воробей, скворец, голубь.

Также используем игру «Летает – не летает» для закрепления названий птиц. Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками (показывают взмах крыльев птиц, а если педагог называет животное – дети стоят смирно.

Для закрепления знаний о цветах, их строении, полученных на остановке «Цветочная полянка», используем дидактическую игру «Цветочный магазин». Также игра способствует закреплению названий основных цветов. На стол выставляется поднос с разноцветными лепестками разной формы и сердцевинами цветов с одним лепестком. Воспитанникам раздаются сердцевины, задача детей – найти такие же по форме и цвету лепестки, называют их цвет.

Уважаемые коллеги! Сейчас я предлагаю вам познакомиться с дидактической игрой, которую мы используем на остановке «Деревья и кустарники». Она учит детей видеть взаимосвязи дерева с окружающей средой, воспитывает бережное отношение к растениям.

После проведения беседы возле дерева, педагог говорит :

-Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.

Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).

-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.

- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росло.

Варианты ответов.

-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.

-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.

-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.

-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.

-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.

- Желаем вам успехов в воспитании бережного и ответственного отношения ко всему живому у ваших воспитанников! Спасибо за участие!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Паспорт экологической трапы

Экологическая тропа – это специально разработанный и оборудованный маршрут на природе с экологически значимыми природными объектами, на котором дошкольники получают информацию о них. Создан...

Экологическая трапа детского сада.

Растительный мир :На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений:деревья,кустарники, травянистые растения,- что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занят...

Виртуальное путешествие по экологической трапе в здании детского сада

Продолжать знакомить детей с миром природы  используя информационно-комммуникативные технологии....

«Виртуальное путешествие по экологической трапе в здании детского сада»

Формировать представления детей о мире природы используя ИКТ....