Паспорт экологической трапы
методическая разработка по окружающему миру
Экологическая тропа – это специально разработанный и оборудованный маршрут на природе с экологически значимыми природными объектами, на котором дошкольники получают информацию о них.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует развитию экологического сознания дошкольников. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети учатся овладевать умением применять на практике разные знания в комплексе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_ekologicheskoy_tropy_dc_raduga.docx | 320.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Григорьевский детский сад «Радуга»
Паспорт экологической тропы
МБДОУ Григорьевский д/с «Радуга»
Выполнила работу:
Иванищева А.А
г. Оренбург 2019 год.
1.Пояснительная записка.
Экологическая тропа – это специально разработанный и оборудованный маршрут на природе с экологически значимыми природными объектами, на котором дошкольники получают информацию о них.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует развитию экологического сознания дошкольников. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети учатся овладевать умением применять на практике разные знания в комплексе.
В качестве объектов экологической тропы могут быть самые разнообразные объекты растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. В дальнейшем экологическую тропу можно пополнять новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности ребёнка.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебновоспитательного процесса на экологической тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Вид тропы: экологическая.
Местонахождение: МБДОУ Григорьевский детский сад «Радуга»; Оренбургская обл.; Сакмарский р-н.; с.Первая Григорьевка.
Год закладки: 2019 г.
Состояние тропы: хорошее.
Протяженность: метров
Режим пользования: круглогодичный.
Назначение экологической тропы:
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Цели:
- формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
- формирование первичных экологических представлений;
- формирование чувства близости к природе , забота и бережное отношение к ней;
- формирование умения передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах
Этапы реализации проекта
I этап: Поисково-исследовательский
— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;
— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;
— составление паспорта «Экологической тропы»;
— подготовить литературу по экологическому развитию детей;
— наметить план работы по реализации проекта.
II этап: Практический
— создание на групповых участках видовые точки из имеющихся материалов;
— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;
— создание видовых точек: «Озеро», «Поляна сказок», «Клумбы», «Паутинка насекомых», «Метеостанция», «Муравейник», «Огород», «Тропинка здоровья», «Птичья столовая».
— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;
— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;
— разработка методических рекомендаций по использованию видовых точек.
III этап: Заключительный
Создание экологической тропы, с различными видовыми остановками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.
. Конференция для детей и родителей «Маршруты экологической тропы».
. Создание фото – выставки «Я и мир вокруг меня»
Презентация проекта «Экологическая тропа».
Предполагаемый конечный результат:
- Озеленение территории растениями.
- Оснащение территории детского сада новыми объектами пригодными для игры.
- Создание нескольких видовых остановок на экологической тропе. .
Конечный результат:
- Создание экологической тропы как комплексной эколого-развивающей среды, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей
на "Экологической тропе"
1. Общие требования безопасности
1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.
1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.
1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.
1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.
1.2. Требования безопасности к оснащению территории:
1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.
1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.
2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"
2.1. Завхоз обязан:
2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.
2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.
2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах.
2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.
3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"
3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.
3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.
3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.
3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.
3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.
3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.
4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.
5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"
5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.
5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.
Заведующий _____________
«___» _________ 20__ г.
С инструкцией ознакомлены:
Д/С «РАДУГА» | ||||
3.КАРТА-СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
4. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
«МЕТЕОПЛОЩАДКА»
Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Объекты для наблюдений: дождемер, солнечные часы, флюгер.
Содержание: Метеоплощадка служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Для измерения осадков из пластиковых бутылок сделан простой дождемер. С помощью солнечных часов дети могут определять время. Флюгер -прибор для измерения направления и скорости ветра с вращающейся на вертикальном стержне пластинкой, флажком.
«ОГОРОД»
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях и значимости в жизнедеятельности человека.
Объекты для наблюдений: овощные культуры ( огурцы, помидор, репа, морковь, свекла, горох, кабачки, пугало).
Содержание: Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают овощи, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать жизнь растений. Он расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, развивает эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
«ПОЛЯНА СКАЗОК»
Цель: знакомство детей с разнообразием сказок, литературных произведений о природе.
Объекты для наблюдений: игровые макеты Винни-Пух и его пасека, жираф, зебра, улитка.
Содержание. С детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается чтение литературных произведений, обыгрывание сказок, просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.
«КЛУМБЫ»
«Цветочек болоны», «Паровозик»
Цель: развивать бережное отношение к природному окружению;
интерес к природе, выращиванию декоративных растений;
дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков;
формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности;
закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.
Объекты для наблюдений: однолетние и многолетние цветущие растения.
Содержание: Формы организации работы с детьми в цветниках:
1. Труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.
2. Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способы ухода, способы размножения, связь с насекомыми.
3. Эстетическое восприятие окружающего мира путем рассмотрения форм цветов, стеблей, листьев, многообразия оттенков и цветов, сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники.
4. Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.).
5. Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
«ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
Цель: расширить представления о жизни птиц, об их приспособлениях и особенностях поведения в различные сезоны года, познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Объекты для наблюдений: птицы, прилетающие на участок, кормушки, скворечники, корм для птиц.
Содержание: В зимнее время года дети подкармливают птиц, обновляют и ремонтируют вместе с родителями кормушки, скворечники, наблюдают за повадками птиц, проводят праздник птиц, ходят на экскурсию в краеведческий музей. Постоянными посетителями «птичьей столовой» стали воробьи, синицы, голуби.
«МУРАВЕЙНИК»
Цель: формирование представлений детей о муравьях, об особенностях их внешнего вида, значение в жизни леса.
Объекты для наблюдений: Муравьи и муравейник.
Содержание: зона экологического познания жизни насекомых (муравьев). Гнездо муравьёв, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли (является надземной частью муравьиного гнезда, которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений).
«ПАУТИНКА НАСЕКОМЫХ»
Цель: создание условий для знакомства детей с представителем класса насекомых, отметить места их обитания, способ передвижения, особенности строения.
Объект станции: паутина с насекомыми.
Содержание: Педагог рассматривает с детьми насекомых, проводит беседы о среде обитания, способах их передвижения, особенностях строения. Дети обсуждают роль этих насекомых в природе, отыскивают различных насекомых в траве.
«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
Цель организации "Тропы здоровья": приобщение детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Объект станции: Песок, камни, бруски, шишки и т.д
Содержание: На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке. Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цель: знакомить детей с домашними животными и их детенышами.
Объект станции: Домик, поросята, каряга.
Содержание: Рассматривание домашних животными, беседа о диких и домашних животных; беседа о пользе домашних животных.
«БЕРЕЗА»
Березка -красивое дерево, разводимоев декоративных
целях.Как и у других видов этого рода, мужские и женские цветки образуются на одном и томже экземпляр, но в разных соцветиях, называемых сережками. Кремово-белая кора легко снимается тонкими бумажистыми слоями.
«ЁЛОЧКА»
Ель — изящное, стройное вечнозеленое дерево высотой до 30—50 м семейства сосновых. Крона дерева имеет форму правильного узкого конуса и спускается почти до земли. Верхушка ели всегда острая, она никогда не притупляется. Ствол ели покрыт шелушащейся буровато-серой корой. Хвоя игловидная, сплюснуто-четырехгранная, темно-зеленая, блестящая. Хвоинки у ели значительно короче, чем у сосны. Весной у ели на ветвях появляются шишечки.
Таким образом, экологическая тропа в ДОУ способствует развитию детской наблюдательности, познавательной активности, трудовых умений и навыков дошкольников что способствует формированию экологически осознанного поведения в природе, экологической воспитанности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ МБДОУ ДС №37 «СОЛНЫШКО» посёлка Гражданского Выселковского района Краснодарского края
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ...
Паспорт экологического проекта
Материал для проекта мини -музей...
Паспорт экологической тропинки
Разработка паспорта экологической тропинки на территории детского сада....
Экологическая трапа детского сада.
Растительный мир :На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений:деревья,кустарники, травянистые растения,- что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занят...
Виртуальное путешествие по экологической трапе в здании детского сада
Продолжать знакомить детей с миром природы используя информационно-комммуникативные технологии....
«Виртуальное путешествие по экологической трапе в здании детского сада»
Формировать представления детей о мире природы используя ИКТ....