Проект "Творчество детского писателя С. Я. Маршака"
проект

Боскачёва Анастасия Валериевна

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, считая их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Огромная часть произведений С.Я. Маршака посвящена именно детям. Стихи и шутки С.Я. Маршака широко используются в педагогике как примеры правильного поведения ребёнка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребёнку и педагогу выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. Данным проектом также хотелось бы показать актуальность и современность стихов С.Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_detskogo_pisatelya_s.ya_._marshaka.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 14

Проект

«Творчество детского писателя

С. Я. Маршака»

Выполнили:

Боскачева Анастасия Валериевна

Савченко Татьяна Александровна

г. Калининград

2024

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать, то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта:

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
  • Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Сказка об умном мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Ванька - встанька»

- «Мяч»

- «Чего боялся Петя?»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Поросята»

- «Веселый счет»

- «Кошкин дом»

- загадки…

  • Обогатить знания детей об окружающем мире: объектах социального назначения, природном мире, мире творчества, профессии и ремесла, предметном мире…
  • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
  • Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
  • Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

 

Длительность проекта 3 недели (30.09.2024 г. – 18.10.2024 г.)

 

Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

  • Библиотека произведений С. Я. Маршака.
  • Подбор фонотеки, видеотеки произведений
  • Создание развивающих игр
  • Театрализованные игры

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как

источник знаний.

3. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

4. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

5. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

6. Популяризация семейного чтения.

7. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

Участники проекта:

- дети подготовительной группы №3

- родители воспитанников

- воспитатели: Савченко Т.А., Боскачева А.В.

- логопед: Остроумова А.В.

Тип проекта: Творческий

По методу: Метод развития творческого познавательного мышления

По количеству участников: Групповой

По продолжительности: Краткосрочный

Виды детской деятельности:

  • Познавательное, речевое развитие

Формирование элементарных математических представлений

- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»

Формирование целостной картины мира

- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака

- Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год»

Формирование интереса и потребности в чтении

- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

- Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака

Развитие всех компонентов устной речи

- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»

- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»

Развитие конструктивной деятельности

- Конструирование: «Железнодорожный вокзал», «Слоненок»

  • Художественно-эстетическое развитие

- Рисование по произведению «Детки в клетке» «Жираф»

- Аппликация «Белый медведь»

- Конструирование «Вокзал»

- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»

- Слушание музыки

  • Физическое развитие

- Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»

- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом

- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»

  • Социально-личностное развитие

Игровая деятельность

- Д/и «Где обедал воробей?»

- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»

- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Железнодорожный вокзал»

- Театрализованная игра «Зоопарк» по стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»

- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»

- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте

- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк»

Трудовая деятельность

- Организованная деятельность в книжном уголке

- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»

- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога

  • Сотрудничество с родителями

- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака

Ресурсное обеспечение проекта:

- сотрудничество с семьями воспитанников

- взаимодействие с библиотекой города /детское отделение/

- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

- прослушивание и просматривание аудио и видеозаписей произведений С.Я. Маршака

Подведение итогов

- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака

Мероприятия проекта

№ п/п

Содержание работы

Результаты

I. Подготовительный этап

1

Методическая работа:

- подбор детской  художественной литературы писателя.


Аннотация биографии и творчества С.Я. Маршака;

Картотека произведений.

2

Работа с детьми:

- подбор детских книг С.Я. Маршака для смены в книжном уголке.

 Аннотация произведений.

3

Работа с родителями:
консультация «Произведения С.Я. Маршака в вашем доме»

Информационный стенд (список литературы по возрасту).

II. Формирующий этап

1

Работа с детьми:

- чтение произведений писателя;

- рассматривание иллюстраций;
- проведение литературной викторины;
- заучивание стихов;
- инсценировка по произведениям;


Знание детьми произведение С.Я. Маршака

III. Итоговый этап

1

Работа с детьми:

–рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака.


Разработка конспекта викторины

Практическая значимость:

- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях

- развитие умение отгадывать загадки

- развитие артистических способностей детей

- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

Очень весело прошел физкультурный досуг с подвижными играми: “Пожар”; “Кошкин дом”. Со всеми играми дети справились, досуг получился интересный и задорный.

Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети создавали здание вокзала, в ход шли даже стулья. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.

В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.

Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность.

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.

Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Перспективы дальнейшей работы

Цель: воспитание любви к произведениям классиков советской литературы

Задачи:

- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями

- укрепление детско-родительских отношений

- продолжение деятельности «Чтение с мамой»

- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

Список литературы:

1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…»: [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 9. - С. 4 - 8.

3. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.

4. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С.

5. Олиферова Л. Наши добрые соседи: Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.

6. Папулова С. Путешествие по стране Маршака: [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.

7. Подумай-разгадай: [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.

8. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.

9. Светлова Г. Что такое стихи?: [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

10. Сорокина Н. В гостях у сказки: [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

11. Чурилова Э. Двенадцать месяцев: [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация детских рисунков к произведениям С.Я.Маршака.

Презентация детских рисунков к произведениям С. Я. Маршака....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Проект в старшей группе детского сада "Самуил Маршак - мой любимый поэт"

Проект в старшей группе детского сада "Самуил Маршак - мой любимый поэт"...