Проект "Творчество детского писателя С. Я. Маршака"
проект
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, считая их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Огромная часть произведений С.Я. Маршака посвящена именно детям. Стихи и шутки С.Я. Маршака широко используются в педагогике как примеры правильного поведения ребёнка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребёнку и педагогу выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. Данным проектом также хотелось бы показать актуальность и современность стихов С.Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_detskogo_pisatelya_s.ya_._marshaka.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 14
Проект
«Творчество детского писателя
С. Я. Маршака»
Выполнили:
Боскачева Анастасия Валериевна
Савченко Татьяна Александровна
г. Калининград
2024
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать, то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака
Задачи проекта:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Ванька - встанька»
- «Мяч»
- «Чего боялся Петя?»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Поросята»
- «Веселый счет»
- «Кошкин дом»
- загадки…
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объектах социального назначения, природном мире, мире творчества, профессии и ремесла, предметном мире…
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
- Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
- Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Длительность проекта – 3 недели (30.09.2024 г. – 18.10.2024 г.)
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений С. Я. Маршака.
- Подбор фонотеки, видеотеки произведений
- Создание развивающих игр
- Театрализованные игры
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как
источник знаний.
3. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
4. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
5. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
6. Популяризация семейного чтения.
7. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы №3
- родители воспитанников
- воспитатели: Савченко Т.А., Боскачева А.В.
- логопед: Остроумова А.В.
Тип проекта: Творческий
По методу: Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Виды детской деятельности:
- Познавательное, речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака
- Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год»
Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
- Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»
Развитие конструктивной деятельности
- Конструирование: «Железнодорожный вокзал», «Слоненок»
- Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению «Детки в клетке» «Жираф»
- Аппликация «Белый медведь»
- Конструирование «Вокзал»
- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»
- Слушание музыки
- Физическое развитие
- Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
- Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Железнодорожный вокзал»
- Театрализованная игра «Зоопарк» по стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
- Сотрудничество с родителями
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака
Ресурсное обеспечение проекта:
- сотрудничество с семьями воспитанников
- взаимодействие с библиотекой города /детское отделение/
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
- прослушивание и просматривание аудио и видеозаписей произведений С.Я. Маршака
Подведение итогов
- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака
Мероприятия проекта
№ п/п | Содержание работы | Результаты |
I. Подготовительный этап | ||
1 | Методическая работа: - подбор детской художественной литературы писателя. |
Картотека произведений. |
2 | Работа с детьми: - подбор детских книг С.Я. Маршака для смены в книжном уголке. | Аннотация произведений. |
3 | Работа с родителями: | Информационный стенд (список литературы по возрасту). |
II. Формирующий этап | ||
1 | Работа с детьми: - чтение произведений писателя; - рассматривание иллюстраций; |
|
III. Итоговый этап | ||
1 | Работа с детьми: –рисунки детей; |
|
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
Очень весело прошел физкультурный досуг с подвижными играми: “Пожар”; “Кошкин дом”. Со всеми играми дети справились, досуг получился интересный и задорный.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети создавали здание вокзала, в ход шли даже стулья. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель: воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
Список литературы:
1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…»: [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 9. - С. 4 - 8.
3. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
4. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С.
5. Олиферова Л. Наши добрые соседи: Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.
6. Папулова С. Путешествие по стране Маршака: [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
7. Подумай-разгадай: [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
8. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
9. Светлова Г. Что такое стихи?: [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
10. Сорокина Н. В гостях у сказки: [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
11. Чурилова Э. Двенадцать месяцев: [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация детских рисунков к произведениям С.Я.Маршака.
Презентация детских рисунков к произведениям С. Я. Маршака....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »
Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »
Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...
Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...
Детский музыкальный спектакль - мюзикл С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке» (на новый лад) старшая группа
«Сказка о глупом мышонке» (на новый лад) старшая группа...
Самуил Яковлевич Маршак «Сказка о глупом мышонке» Сценарий для постановки спектакля в детском кукольном театре.
Формирование любви у детей к театральной деятельности...
Проект в старшей группе детского сада "Самуил Маршак - мой любимый поэт"
Проект в старшей группе детского сада "Самуил Маршак - мой любимый поэт"...