Педагогический проект В старшей группе № 2 Тема: «Художественная роспись России»
проект (старшая группа)

Актуальность:

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.

Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnye_promysly.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

развитию детей"

Адрес: Россия, 662159, Красноярский край, город Ачинск, Юго-Восточный район,

строение 49,

Телефоны:  8 (39151) 7- 51-91, 8(39151) 7-26-78

E-mail: dsad-50@yandex.ru

Педагогический проект

В старшей группе № 2

Тема: «Художественная роспись России»

Составители:

Воспитатель старшей группы № 2

А.А.Свиридова

М.В. Осипова

г.Ачинск 2023г

Составители: Воспитатель старшей группы Александра Анатольевна Свиридова, педагог-психолог М.В.Осипова.

Тема: «Художественная роспись России».                                                                        

Актуальность: 

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.

Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Цель: развитие основ духовно-нравственной культуры у детей старшего

дошкольного возраста посредством ознакомления с видами русской народной росписи.

Задачи: 

  • формировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России;
  • развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;
  • воспитывать желание с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа; любовь и уважение к народным промыслам; любознательность.

Предполагаемый результат: Дети проявляют интерес и любознательность к культурному наследию своего народа, различают разные виды декоративно-прикладного творчества, умеют выделить цвет, композиционное решение, узоры, сформированы навыки рисования элементов народной росписи. Экспериментируют с цветом. Умеют составлять узоры по мотивам росписи.

Сроки реализации: 20.03.-24.03.2023г

Участники проекта: дети 2-ой старшей группы, воспитатель, педагог-психолог, родители.                         Продолжительность проекта: краткосрочный проект    

Вид проекта: творческий  

Продукт проект: материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии), презентация, выставка «Дивная роспись»; литературно-художественный материал: стихи о народных игрушках; исторические справки. 

Оборудование: ноутбук, иллюстрации, художественная литература по теме, пошаговая инструкция рисование элементов росписи, музыкальное сопровождение продуктивной деятельности, физминуток, пальчиковых гимнастик, посуда и декоративные изделия, заготовки для росписи, гуашь, кисти, клеенки, салфетки.

Этапы осуществления проекта:

  1. Подготовительный.

Подбор учебно – методической литературы.

Подбор наглядных, дидактических, презентационных материалов:

  • Альбомы с разными видами росписи.
  • Образцы основных элементов росписи.
  • Подбор подвижных народных и хороводных игр.

Подготовка презентации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.

Подготовки картотеки подвижных народных и хороводных игр.

Подбор художественной литературы по теме проекта.

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей группы.

Разработка консультаций для родителей.

  1. Практический.

День недели

Интеграция образовательных областей

Содержание.

Понедельник

20.03.23

Художественно-эстетическое

развитие (рисование).

Познавательное развитие  (ФЭМП)

 Рассматривание альбомов «Чудо – чудное, диво – дивное». Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору, развивать познавательные интересы к народным промыслам; воспитывать осторожное обращение к альбомам, иллюстрациям.

Используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек. Цель: Цель: формировать умение детей рисовать концом кисти и всей кистью; воспитывать и поддерживать интерес к народному творчеству.

Дидактическая игра «Собери посуду». Цель: закрепить умение собирать картинку из частей в целое, помогая друг другу; воспитывать коллективизм.

Тема: «Сосчитай сколько узоров на вазе». Цель: закрепить навыки счёта; развивать внимание, память; воспитывать стремление быть первым.

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». Цель:

Вторник

Развитие речи

Физическое развитие.

Познавательное развитие  

(исследовательская деятельность

\конструирование)

Презентация и беседа «Народные промыслы России». Цель: формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Чтение худ. лит. Авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо». Цель: расширять знания детей о возникновении промысла Гжель; развивать диалогическую речь; воспитывать умение и желание слушать.

Подвижная игра. Эстафета «Собери узор».

Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами.

Тема: «Предметы и материалы». Цель: рассмотреть, сравнить, исследовать материал из которых сделаны изделия (керамика, дерево), провести эксперимент.

Среда

Познавательное развитие (подготовка к обучению грамоте)

Физическое развитие

Худ. – эстетич. разви-тие (Музыка)

Беседа на тему «Русские матрешки», рассматривание матрешек.

Цель: Формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

П/и «Передай разные платочки». Цель: закрепить умение аккуратно передавать предмет; развивать музыкально-ритмические упражнения; воспитывать честность, осторожное отношение к сверстникам.

Слушание песни «Гжель» муз. и сл. З. Я. Роот. Цель: обогащать впечатления детей; вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыкального произведения; воспитывать уважение к взрослым в процессе совместной деятельности.

Четверг

Худ. – эстетич. развитие (Лепка/ аппликация)

Физическое развитие

Познавательное развитие (ознакомление с ОМ\Социальный мир)

Пластилинография  филимоновская игрушка «Кот». Цель: воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду; продолжать упражнять в пластилинографии изделия из составных частей, упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей.

Подвижная игра «П/и «Третий лишний». Цель: развивать быстроту реакции, внимание; воспитывать желание играть в коллективе.

Тема: «Веселая игрушка». Цель: научить детей определять вид игрушки и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. Расширять представления о народной игрушке.

Пятница

Развитие речи

Худ. – эстетич. развитие (музыка)

Дидактическая игра «Угадай по названию». Цель: закрепить знания о русских народных промыслах и их названиях; развивать связную речь; воспитывать терпение.

Музыкальная игра

«Матушка Хохлома». Цель: совершенствовать певческие навыки детей; развивать быстрый бег вокруг круга; воспитывать честность.

Создание мини-музея для детей «Народные промыслы России».

Памятка для родителей «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей». Цель: привлечь родителей к проблеме проекта, вовлечь семьи воспитанников в образовательный процесс.

  1. Заключительный.

Рефлексия:Беседа с детьми и тд

Предпологаемые результаты

Вывод: В проекте дети участвовали с удовольствием. Реализация проекта способствовала развитию, как информационной, коммуникативной, социальной, так и историческому наследию.   Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

     Продукт проекта:

Литература

1. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

2. В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева.  Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

4. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Беседа

Тема: «Народные промыслы России».

Цели: 1. Формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

2. Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

3. Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Работа над коррекцией недостатков мелкой моторики рук, внимания.

Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель;  елецкие кружева.        

Ход   занятия.

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия: раздача красок, альбомных листов, простых карандашей и др.)

  1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

  1. Беседа по теме занятия.

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

- Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью.  Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

  1. Хохлома

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает эта посуда?

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

2) Сине-голубое чудо Гжели.

- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400  лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Показать).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель»!

3) Елецкие кружева.

- Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показываю кружева)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Показать рисунок).

4) Игрушки.

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

(Показываю игрушку «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

- А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются,  угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.

(Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

  1. Итог.

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время,…… (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

- Ребята, а может,  вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами. И вы выйдете из школы и будете трудиться, неважно где, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю свою душу, все старание и умение!

И в заключении, давайте еще раз назовем те промыслы России, о которых вы узнали на занятии.

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – ( сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, жёлтые, синие, зелёные,  - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны  - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон)

 

Физкультурная минутка.

Городецкие мотивы.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

 

Частушки

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о Городце.

 

Ох, Россия, ты, Россия.

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

 

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

 

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

 

Городец, да, Городец,

Кто оттуда - молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят.

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Сказка о Городце.

Сказка о славном городе Городце , знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше.
Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил мастер Данила. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. () . И была у него невеста Любаша ,такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. И захотели Данила и Любаша превратить жизнь своего города в сказку: раскрасили дома, посуду, и создали вид письма - Городецкую роспись.
Работали мастер и его невеста радостно и весело, поэтому изделия у них получались светлые, согревали душу людям, веселили их. Поработав, любили отдохнуть.Песни пели да хороводы водили со своими подружками и друзьями.
Прослышала об умельце Даниле Баба Яга, захотела научиться у него ремеслу и пришла к нему в мастерскую.
Баба Яга: Здравствуй, Данила-мастер.
Данила: Здравствуй, бабушка.
Баба Яга: Хочу твоему ремеслу научиться!
Данила: Чтоб с деревом работа получалась, надо, чтоб оно тебя слушалось.
Баба Яга: А как этого добиться?
Данила: Если душа у тебя добрая, то и изделие хорошим будет. Доброта-то, она в дерево вкладывается. А у тебя , Баба Яга, душа не добрая, не получиться у тебя ничего.: Рассердилась Баба Яга, решила похитить мастера, чтобы люди не узнали этой росписи. Сунула свой волшебный гребень в волосы Данилы , заколдовала и увела в дремучий лес.
: Стала Любаша искать своего жениха- нет его нигде. Догадалась, что с Данилой случилась беда, но как помочь, как выручить мастера? А у Данилы был конь вороной, быстрый, как ветер, хозяина своего за сто верст чуял. Села на она на коня и умчалась за тридевять земель. Не удалось Бабе Яге узнать секрет мастера Данилы, отобрать у народа –городецкую роспись.
Отыскал конь своего хозяина, помог Любаше найти Данилу. И поспешили жених с невестой в свой город Городец.). Обрадовались жители, что вернулись их знаменитые мастер Данила с невестой Любашей, и устроили гулянье.А коню вороному - особый почет и слава! Стал чудо-конь символом городецких художников.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Дидактическая игра для детей 5 – 7 лет для ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством.

«Городецкие мастера»

Цель: закрепить знаний детей о городецкой росписи, активизировать в речи детей названия элементов росписи (бутоны, розаны, купавки и т.д.), способствовать запоминанию порядка выполнения узора, развивать творчество, композиционные умения, чувство ритма при составлении узора.

В комплект игры входит: иллюстрации изделий городецкой росписи, трафареты городецких изделий из бумаги (доски, блюда, сундучки, туески, ложки и т.д.), бумажные элементы городецкой росписи (цветы, листочки, птицы) красного, зеленого, черного, белого цветов.

Количество участников: от одного до пяти человек.

Ход игры:

Игра 1. «Расскажи про узор».

Педагог рассматривает с детьми иллюстрации с образцами изделий. Просит детей назвать элементы росписи.

Игра 2. «Составь элемент».

Педагог предлагает детям, используя части элементов, выложить на трафарете один из элементов росписи (бутон, розан, птица). Предлагает детям назвать составленный элемент.

Игра 3. «Составь узор».

Педагог предлагает детям составить на трафарете композицию по предложенному образцу.

Игра 4. «Придумай узор».

Педагог предлагает детям придумать и составить на трафарете композицию с использованием элементов городецкой росписи.

Игра 5. «Составь узор по описанию».

Игра проводится в парах: педагог совместно с ребенком или два ребенка друг с другом. Одновременно могут играть две - три пары. Один игрок назначается сочинителем, другой игрок назначается художником. Сочинитель называет элемент и говорит, где он будет располагаться, художник выкладывает элемент на трафарете. Задача сочинителя точно называть элементы, не вмешиваться в процесс выкладывания элементов, задача художника как можно точнее выполнять указания художника. После выполнения работы игроки могут поменяться ролями.

Игра 6. «Расскажи пор свой узор». Педагог предлагает детям придумать и составить на трафарете композицию с использованием элементов городецкой росписи. После составления узора педагог предлагает рассказать о своей композиции.

Игра 7. «Укрась любой предмет в группе». Дети по желанию выбирать предмет мебели, имеющий плоскую поверхность. На поверхности создают свой городецкий узор. После создания узора педагог может пригласить детей, не участвовавших в игре, полюбоваться узорами. Также педагог может сфотографировать созданный детьми узор. Из фотографий можно составить электронную коллекцию узоров, продемонстрировать родителям.

Вариант 1. Играет один ребенок. Украшает любой выбранный предмет мебели.

Вариант 2. Играют несколько детей. Совместно украшают один предмет мебели.

Вариант 3. Игра – соревнования. Дети одновременно украшают одинаковые предметы мебели (напрмер, столы, или детские стульчики, скамеечки, полки). Выигрывает тот, кто рационально использует максимальное количество элементов.

Беседы.

Цель: познакомить детей с старинным русским городом, знаменитым на весь мир своими художественными промыслам. И этот старинный город находится на реке Волге, Городец.


«Веселый Городец»

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец.

Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.

Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия?

Правильно! Все вещи сделаны из дерева.

Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные?

Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Городецкие кони,

Молодецкие кони.

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь?

Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…».

А дальше сказку придумаем вместе….

Дети придумывают продолжение.

Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Беседа «Городецкая роспись»

Задачи:

Познакомить с историей возникновения Городецкого  промысла. Развивать устойчивость внимания, наглядно-образное мышление Воспитание интереса к народному промыслу

Ход занятия.

Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.

Это городецкая роспись.

Городецкая роспись, как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость. 

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.  Был промысел прялок. 

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины.

В то же время была фабрика  по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки,  разделочные доски, блюда, хлебницы. 

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. 

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. 

Эти  2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Существует несколько видов композиций

1.Цветочная роспись 

2.Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица. 

Давайте рассмотрим  этапы росписи розана.

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Воспитатель читает стихи.

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Кто рисует Городец

  Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе на тему: «Свойства снега».

Все дети любят зиму, но не все задумываются, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение одной недели работать над одной темой, чтобы получ...

Педагогический проект в старшей группе на тему: "Приморскому краю 80 лет"

Пелагогичкский проект посвященный дню рождения приморского края....

Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Березка». «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой»

Актуальность.Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.       Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга вхо...

Педагогический проект в старшей группе с ОНР на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»

Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, который направлен на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений....

Творческий проект в старшей группе по художественному труду Тема: «Кукла из соломы»

Учитывая всю прелесть народных кукол можно сделать вывод, что, народная игрушка знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, учить действовать. Также она развивает нравственные, коммуникативные...

Педагогический проект В старшей группе № 2 Тема: "Художественная роспись России"

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.Человек, который не изучает творчество своего народа, не ...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...