Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Покров день"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности в рамках реализации региональной программы духовно-нравственного воспитания «Познаем красоту души» с использованием музея «Русская изба» по познавательному развитию.
«Покров день»
старший дошкольный возраст
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pokrov_den.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности в рамках реализации региональной программы духовно-нравственного воспитания «Познаем красоту души» с использованием музея «Русская изба» по познавательному развитию.
«Покров день»
старший дошкольный возраст
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры
Задачи:
- способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях и быте русского народа;
- обогащать словарь детей новыми пословицами, поговорками, новыми словами;
- развивать мелкую моторику рук, образное мышление, связную речь, творческую активность;
- воспитывать любовь и привязанность к своей Родине, уважение к культуре и быту русского народа
Предварительная работа: посещение Балашовского краеведческого музея и мини-музея детского сада «Русская изба»; чтение художественной литературы (пословицы, сказки, загадки); рассматривание иллюстраций, с героями сказок в народных костюмах; беседы «Что такое русская изба»; дидактические игры «Собери узор», «Национальный костюм»; разукрашивание раскрасок.
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог с детьми заходят.
- Поприветствуем друг друга:
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый мой дружок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!
- Предлагаю отгадать загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья»
Дети: Осень
- Верно. А какой месяц сейчас у нас на дворе?
Дети: Октябрь
- Вот сегодня мы с вами и поговорим про особенности октября. Сейчас середина месяца, по народному календарю 14 октября Покров день. Русский народ любит этот праздник, так как он означает защиту и заступничество.
Как же этот праздник появился? Рассказывается об удивительном событии, которое произошло более тысячи лет тому назад в городе Константинополе. Окружили этот город враги, а жители собрались в храме и стали молиться, о помощи просить. Ночью спустилась Пресвятая Богородица с небес, сняла свой покров с головы и укрыла им город. Враги отступили. С тех пор люди верят, что Богородица – Заступница за всех людей, Охранительница от бед. Защищает всех людей, как лиственный покров землю от морозов.
В старину говорили: «Покров кроет землю: где листком, где снежком». Как вы думаете, что это значит?
Ответы детей.
- Верно. Скоро наступит зима. Крестьяне в давние времена летом много времени проводили на свежем воздухе, а зимой в основном в избах. Вот мы с вами сегодня и побываем в русской избе, да еще и на Покров день.
Открывается занавес. Изба
Основная часть.
Дети с педагогом осматривают избу.
- Вот и изба русская, где крестьяне жили. Самый главный предмет в избе – печь, которая располагалась справа от входа. Как вы думаете, для чего печь нужна была?
Ответы детей.
- Верно. С помощью печи опатливали помещение, готовили пищу, даже спали на печи. Называли печь ласково - «кормилица».
- На дворе, как мы уже с вами говорили, осень в самом разгаре. Покров – сбор последних плодов. Крестьяне готовились к зиме, последний раз ходили собирать урожай в лесу: грибы, ягоды. Нужно было и дрова запасти. Запасали их конечно не один день, но на Покров последние деревца несли. Печь в избе первый раз тоже на Покров топили. Посмотрите, ребята, у нас дрова по всей избе разбросаны. Что же нужно сделать?
Ответы детей.
- Верно. Их нужно сложить, так будет удобнее их хранить и брать, да и мешать они никому не будут. А складывать вы их будете в поленницу.
Игра «Кто быстрее сложит поленницу». Дети делятся на две команды. Каждой команде выдаются палочки по количеству участников. Дети выстраиваются командами друг за другом и наперегонки укладывают поленницу. Побеждает команда, у которой быстрее и аккуратнее получится сложить поленницу.
Присаживаются на стулья.
- Посмотрите, что же еще есть в избе?
Ответы детей.
- Стол и лавки для трапезы, многочисленная посуда. Сундуки для хранения вещей. Еще одним не маловажным элементом был «красный» угол и избе с иконой, который располагался наискосок от печи. «Красный» - значит «красивый». Это было самое нарядное и светлое место в крестьянском доме. Посмотрите, ребята, здесь икона «Покрова Пресвятой Богородицы».
Дети осматривают икону.
- На Покров заканчивались осенние хороводы, начинались зимние посиделки. Женщины проводили долгие осенние и зимние вечера, занимаясь рукоделием. Как вы думаете, что такое рукоделие?
Ответы детей.
- Посмотрите, какая прялка.
- Об умелой хозяйке говорили: «Пряла и ткала, весь дом одевала». Предлагаю вам отгадать загадки про русскую одежду:
- На красном молодце – кафтан, а на девице….(сарафан).
- По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел (штаны).
- Один вход – три выхода (рубаха).
- Скорчится - с кошку, растянется – с дорожку (пояс).
- Украшали девушки и женщины одежду с любовью, поэтому она не только грела, но и радовала. Основа русского костюма – рубаха. У мужчин длина рубахи достигала колен. Крестьяне носили ее поверх штанов, которые называли порты. Рубаху обязательно опоясывали. Женская рубаха была длиннее и закрывала щиколотки. Верхнюю часть рубахи и рукава украшали вышивкой. На рубаху крестьянки надевали сарафан. Девушки могли ходить и в одних рубахах, которые опоясывали красивыми поясами. Широкие пояса из ткани называли кушаками, которые чаще использовали поверх верхней одежды и по праздникам. А для рубахи плели узкие опояски, без которых не принято было ходить. Хотите сплести свои опояски? Мы с вами сплетем тоненькие опоясочки – такие, как носили ваши ровесники в старину.
Воспитанники присаживаются за столы с уже прикрепленными к столу заготовками опаясок.
- Прежде чем приступить к работе, выполни пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы)
Вышли пальчики гулять, (изображают двумя пальцами)
Поиграли, постучали
И плести все вместе стали….
Дети плетут опояски по инструкции педагога.
Три пряди одного цвета скрепляются с помощью узла, который располагают на расстоянии 5 см от края. Концы опоясок крепятся к столам с помощью скотча, за которым будут работать дети. Дети заплетают свои пряди в косички, в конце оставляют 5 см, завязывают узлы в конце опоясок. С помощью расчески с мелкими зубчиками распушают концы опоясок. Длина прядей для опоясок должна быть 1 метр.
Дети повязывают опояски на себя.
- Вот наши опояски и готовы. Мы с вами потрудились на славу. Вся работа сделана можно и праздники устраивать. С праздником Покрова связано много примет и традиций. Обычно выпадает первый снег – снежный покров землю накрывает. Посмотрите, какой у меня красивый платок. В старину говорили: «Придет Покров – девке голову покроет». Только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой.
Мы сейчас поиграем в игру «Облупа» с этим платком. Вспомните, ребята, где мы уже с вами играли в эту игру?
Ответы детей.
- Напомните мне правила игры.
Ответы детей.
Игра «Облупа». Дети встают в круг спиной и закрывают глаза, в это время ведущий накрывает платком одного ребенка, посадив его в центр круга. Затем дети открывают глаза, поворачиваются в круг и должны отгадать, кого нет среди них. Игра повторяется несколько раз.
- Как говорили в народе: делу время, потехе час. Вот мы с вами и поиграли.
Подведение итогов.
- Посмотрите, ребята, сколько у меня разноцветных и черно-белых платочков. Я предлагаю вам выбрать себе цветной платочек, если на занятии вам все понравилось и было интересно. Если вы испытывали трудности или вам что-то не понравилось, вы возьмете черно-белый.
Дети делают свой выбор.
Воспитанники обсуждают совместно с педагогом, что сложного было при выполнении заданий и что интереснее всего. Какие новые слова дети узнали.
- «Батюшка – Покров, покрой нашу избу теплом, а всех нас – добром!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по «Познавательно – речевой области» («Познаю мир») «4 ноября — День народного Единства» в старшей группе. (01.11.13 год.)
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценно...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию группы среднего возраста: «День Победы».
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию группы среднего возраста:«День Победы»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «День и ночь»
Задачи: развивать интерес к астрономии, закреплять элементарные представления об астрономии как науки о Вселенной; Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отнош...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое воспитание) на тему «День Земли» в старшей группе комбинированной направленности.
Цель. Формировать начала экологической культуры. Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы. Задачи.1. Дать представление об экологическом п...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «День Победы»
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию«День Победы» Цели: формирование у детей уважительного отношения к одному из главных исторических моментов с...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "День Победы"
Данная работа – конспект образовательной деятельности по познавательному развитию представлена по направлению - дошкольное образование. Образовательная деятельност...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весенний день 8 Марта!» для детей подготовительной группы.
Описание: Занятие представляет собой беседу о произведениях живописи и музыки, посвящённые мамам. В ходе занятия дети от...