Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Покров день"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сиятскова Ольга Сергеевна

Конспект  образовательной деятельности в рамках реализации региональной программы духовно-нравственного воспитания «Познаем красоту души» с использованием музея «Русская изба» по познавательному развитию.

«Покров день»

старший дошкольный возраст

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pokrov_den.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в рамках реализации региональной программы духовно-нравственного воспитания «Познаем красоту души» с использованием музея «Русская изба» по познавательному развитию.

«Покров день»

старший дошкольный возраст

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры

Задачи:

  • способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях и быте русского народа;
  • обогащать словарь детей новыми пословицами, поговорками, новыми словами;
  • развивать мелкую моторику рук, образное мышление, связную речь, творческую активность;
  • воспитывать любовь и привязанность к своей Родине, уважение к культуре и быту русского народа

Предварительная работа: посещение Балашовского краеведческого музея и мини-музея детского сада «Русская изба»; чтение художественной литературы (пословицы, сказки, загадки); рассматривание иллюстраций, с героями сказок в народных костюмах; беседы «Что такое русская изба»; дидактические игры «Собери узор», «Национальный костюм»; разукрашивание раскрасок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог с детьми заходят.

- Поприветствуем друг друга:

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый мой дружок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!

- Предлагаю отгадать загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья»

Дети: Осень

- Верно. А какой месяц сейчас у нас на дворе?

Дети: Октябрь

- Вот сегодня мы с вами и поговорим про особенности октября. Сейчас середина месяца, по народному календарю 14 октября Покров день. Русский народ любит этот праздник, так как он означает защиту и заступничество.

Как же этот праздник появился? Рассказывается об удивительном событии, которое произошло более тысячи лет тому назад в городе Константинополе. Окружили этот город враги, а жители собрались в храме и стали молиться, о помощи просить. Ночью спустилась Пресвятая Богородица с небес, сняла свой покров с головы и укрыла им город. Враги отступили. С тех пор люди верят, что Богородица – Заступница за всех людей, Охранительница от бед. Защищает всех людей, как лиственный покров землю от морозов.

В старину говорили: «Покров кроет землю: где листком, где снежком». Как вы думаете, что это значит?

Ответы детей.

- Верно. Скоро наступит зима. Крестьяне в давние времена летом много времени проводили на свежем воздухе, а зимой в основном в избах. Вот мы с вами сегодня и побываем в русской избе, да еще и на Покров день.

Открывается занавес. Изба

Основная часть.

Дети с педагогом осматривают избу.

- Вот и изба русская, где крестьяне жили. Самый главный предмет в избе – печь, которая располагалась справа от входа. Как вы думаете, для чего печь нужна была?

Ответы детей.

- Верно. С помощью печи опатливали помещение, готовили пищу, даже спали на печи. Называли печь ласково - «кормилица».

- На дворе, как мы уже с вами говорили, осень в самом разгаре. Покров – сбор последних плодов. Крестьяне готовились к зиме, последний раз ходили собирать урожай в лесу: грибы, ягоды. Нужно было и дрова запасти. Запасали их конечно не один день, но на Покров последние деревца несли. Печь в избе первый раз тоже на Покров топили. Посмотрите, ребята, у нас дрова по всей избе разбросаны. Что же нужно сделать?

Ответы детей.

- Верно. Их нужно сложить, так будет удобнее их хранить и брать, да и мешать они никому не будут. А складывать вы их будете в поленницу.

Игра «Кто быстрее сложит поленницу». Дети делятся на две команды. Каждой команде выдаются палочки по количеству участников. Дети выстраиваются командами друг за другом и наперегонки укладывают поленницу. Побеждает команда, у которой быстрее и аккуратнее получится сложить поленницу.

Присаживаются на стулья.

- Посмотрите, что же еще есть в избе?

Ответы детей.

- Стол и лавки для трапезы, многочисленная посуда. Сундуки для хранения вещей. Еще одним не маловажным элементом был «красный» угол и избе с иконой, который располагался наискосок от печи. «Красный» - значит «красивый». Это было самое нарядное и светлое место в крестьянском доме. Посмотрите, ребята, здесь икона «Покрова Пресвятой Богородицы».

Дети осматривают икону.

- На Покров заканчивались осенние хороводы, начинались зимние посиделки. Женщины проводили долгие осенние и зимние вечера, занимаясь рукоделием. Как вы думаете, что такое рукоделие?

Ответы детей.

- Посмотрите, какая прялка.

- Об умелой хозяйке говорили: «Пряла и ткала, весь дом одевала». Предлагаю вам отгадать загадки про русскую одежду:

  • На красном молодце – кафтан, а на девице….(сарафан).
  • По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел (штаны).
  • Один вход – три выхода (рубаха).
  • Скорчится - с кошку, растянется – с дорожку (пояс).

- Украшали девушки и женщины одежду с любовью, поэтому она не только грела, но и радовала. Основа русского костюма – рубаха. У мужчин длина рубахи достигала колен. Крестьяне носили ее поверх штанов, которые называли порты. Рубаху обязательно опоясывали. Женская рубаха была длиннее и закрывала щиколотки. Верхнюю часть рубахи и рукава украшали вышивкой. На рубаху крестьянки надевали сарафан. Девушки могли ходить и в одних рубахах, которые опоясывали красивыми поясами. Широкие пояса из ткани называли кушаками, которые чаще использовали поверх верхней одежды и по праздникам. А для рубахи плели узкие опояски, без которых не принято было ходить. Хотите сплести свои опояски? Мы с вами сплетем тоненькие опоясочки – такие, как носили ваши ровесники в старину.

Воспитанники присаживаются за столы с уже прикрепленными к столу заготовками опаясок.

- Прежде чем приступить к работе, выполни пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы)

Вышли пальчики гулять, (изображают двумя пальцами)

Поиграли, постучали

И плести все вместе стали….

Дети плетут опояски по инструкции педагога.

Три пряди одного цвета скрепляются с помощью узла, который располагают на расстоянии 5 см от края. Концы опоясок крепятся к столам с помощью скотча, за которым будут работать дети. Дети заплетают свои пряди в косички, в конце оставляют 5 см, завязывают узлы в конце опоясок. С помощью расчески с мелкими зубчиками распушают концы опоясок. Длина прядей для опоясок должна быть 1 метр.

Дети повязывают опояски на себя.

- Вот наши опояски и готовы. Мы с вами потрудились на славу. Вся работа сделана можно и праздники устраивать. С праздником Покрова связано много примет и традиций. Обычно выпадает первый снег – снежный покров землю накрывает. Посмотрите, какой у меня красивый платок. В старину говорили: «Придет Покров – девке голову покроет». Только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой.

Мы сейчас поиграем в игру «Облупа» с этим платком. Вспомните, ребята, где мы уже с вами играли в эту игру?

Ответы детей.

- Напомните мне правила игры.

Ответы детей.

Игра «Облупа». Дети встают в круг спиной и закрывают глаза, в это время ведущий накрывает платком одного ребенка, посадив его в центр круга. Затем дети открывают глаза, поворачиваются в круг и должны отгадать, кого нет среди них. Игра повторяется несколько раз.

- Как говорили в народе: делу время, потехе час. Вот мы с вами и поиграли.

Подведение итогов.

- Посмотрите, ребята, сколько у меня разноцветных и черно-белых платочков. Я предлагаю вам выбрать себе цветной платочек, если на занятии вам все понравилось и было интересно. Если вы испытывали трудности или вам что-то не понравилось, вы возьмете черно-белый.

Дети делают свой выбор.

Воспитанники обсуждают совместно с педагогом, что сложного было при выполнении заданий и что интереснее всего. Какие новые слова дети узнали.

- «Батюшка – Покров, покрой нашу избу теплом, а всех нас – добром!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по «Познавательно – речевой области» («Познаю мир») «4 ноября — День народного Единства» в старшей группе. (01.11.13 год.)

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценно...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию группы среднего возраста: «День Победы».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  группы среднего возраста:«День Победы»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «День и ночь»

Задачи: развивать интерес к астрономии, закреплять элементарные представления об астрономии как науки о Вселенной; Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отнош...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое воспитание) на тему «День Земли» в старшей группе комбинированной направленности.

Цель. Формировать начала экологической культуры. Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы. Задачи.1. Дать представление об экологическом  п...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «День Победы»

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию«День Победы»  Цели: формирование у детей уважительного отношения к одному из главных исторических моментов с...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "День Победы"

 Данная работа – конспект образовательной деятельности по познавательному развитию представлена по направлению - дошкольное образование.    Образовательная деятельност...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весенний день 8 Марта!» для детей подготовительной группы.

Описание: Занятие представляет собой беседу о произведениях живописи и музыки, посвящённые мамам. В ходе занятия дети от...