Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «День и ночь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шконда Юлия Никитична

Задачи: развивать интерес к астрономии, закреплять элементарные представления об астрономии как науки о Вселенной; Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу. Закрепить представления детей о строении Солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_i_noch.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию «День и ночь»

Цели занятия: развивать интерес к астрономии, закреплять элементарные представления об астрономии как науки о Вселенной; Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу. Закрепить представления детей о строении Солнечной системы.

Материал к занятию: Презентация;  глобус, на котором в определенном месте прикрепляется флажок; настольная лампа.

Ход занятия:

Ребята, давайте вспомним, как устроена наша Солнечная система?

Слайд 2  (Строение солнечной системы).

Самая близкая к солнцу планета - небольшая планета Меркурий.

 Следующая планета – Венера. За Венерой расположена планета Земля, еще дальше – красная планета Марс. За Марсом  - гигантская планета Юпитер (самая большая планета солнечной системы). За Юпитером  -  Сатурн (это тоже большая планета у которой есть особый признак : Сатурн окружает тонкое кольцо). Затем идет планета Уран (эта планета похожа на Юпитер и Сатурн, но намного меньше этих гигантов). Самая маленькая из планет-гигантов – это Нептун. И самая удаленная от солнца планета -  холодный Плутон (он так далеко находится от Солнца, что до него практически не доходит тепло и свет звезды). Поэтому на Плутоне очень  холодно и он покрыт льдом.

- А на какой из планет Солнечной системы мы живем?

Слайд 3 (изображение Земли).

- Мы, люди, живем на одной из планет – Земле. Какая она по счету от солнца?

- Как вы думаете, влияет ли солнце на нашу жизнь на земле?

-  Как влияет?

- А Солнце когда-нибудь отдыхает?

 - Что делает солнышко ночью (ведь мы его не видим)?

Слайды 4,5,6,7 (ночь, восход, закат, день).

Люди часто говорят про Солнце: «Просыпается солнышко», «Солнце под гору скатилось, за лес село».

 Как вы думаете, Солнце движется?

 Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте. Солнце никогда не отдыхает, Солнце - вечный труженик, всегда светит, всегда греет.

 Наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится и по очереди подставляет солнцу то один бок, то другой. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли.

Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Слайд 8 (видео «земля крутится»).  

-Какие части суток кроме дня и ночи вы знаете?

Слайд 9 

- Что делают зверята?

Демонстрационный опыт с использованием  глобуса и настольной лампы.

- Давайте представим себе, что лампа – это наше Солнце и посмотрим, как происходит смена времени суток. Мы с вами находимся вот здесь, поставим на это место флажок.  Солнышко не движется, а Земля вращается вокруг себя.

- Я буду вращать глобус, а вы смотрите, как перемещается наш флажок, как меняется его освещенность. Сейчас у нас утро, теперь день, вечер и ночь.

- Расскажите, что вы обычно делаете утром (днем, вечером, ночью)

Игра «Когда это бывает?»

Произвольно устанавливает метку по отношению к Солнцу и предлагает детям назвать части суток.

ФИЗМИНУТКА (звучит музыка, дети стоят на ковре).

Над Землёю ночью поздней, 
Только руку протяни, 

Ты ухватишься за звёзды: 
Рядом кажутся они. 
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах, 
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней, 
Если бросить в небо взгляд, 
Ты увидишь, словно гроздья, 
Там созвездия висят.

Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх

руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия

Слайд 10 Мульфильм  «День и ночь»

Подведение итогов:

 Вопросы детям.

-Что движется, Земля или Солнце?

-Как влияет Солнце на нашу жизнь на Земле?

-Какие части суток вы знаете?

Предложить детям нарисовать рисунок или раскрасить картинку в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «23 февраля — День Защитника Отечества» для детей подготовительной группы.

Ознакомление детей с понятием "защитники Отечества",  развитие патриотических чувств. Поддержиать познавательный интерес к истории  своей страны, воспитывать чувство гордости за свою армию, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Синичкин день» для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) ДОУ

Конспект будет полезен воспитателям ДОУ. Материал разработан для расширения представлений детей дошкольного возраста об экологических праздниках; для приобщения детей и их родителей к Всероссийской ак...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «День народного единства».

- закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;- закреплять знания о географическом положении страны на карте;- расширять представление о государс...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «День – ночь»

Познакомить с зависимостью смены дня и ночи.Помочь сформулировать учебную цель, как последующее действие, направленное на решение проблемной задачи, для активизации деятельности детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. "Кто ночью не спит".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. "Кто ночью не спит"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «День Защитника Отечества»

Тема НОД по познавательному развитию «День Защитника Отечества»Программное содержание:Цель: Ознакомление детей с понятием «защитники Отечества»; развитие патриотических чу...