Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа для детей с ОВЗ "Магия песка" (световой стол)
рабочая программа (младшая группа)

Южакова Лариса Алексеевна

В основе данной Программы лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка, успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социуме.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она позволяет решать важные педагогические задачи в рамках дополнительных занятий: посредством знакомства детей с новыми для них, но вызывающими стабильный интерес сферами изобразительного искусства.

Педагогические аспекты использования песка огромны – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 469 г. Челябинска»

г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, д.41-А, тел.: 795-91-92, e-mail: mdoukalin469@mail.ru

Принята на заседании

Педагогического Совета

МБ ДОУ «ДС № 469 г. Челябинска»

Протокол № 1 от 31.08.2023 года

Утверждаю: Заведующий

МБ ДОУ «ДС № 469 г. Челябинска»

********** Л.В. ________________

Приказ № 74 от 31.08.2023 года

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

«МАГИЯ ПЕСКА» (световой стол)

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 2-4 года

Срок реализации: 1 год

Составитель: Южакова Л.А.

педагог дополнительного образования

Челябинск, 2023

Оглавление

1. Пояснительная записка ………………………………..……………….………………….…….….. 3

2. Условия реализации Программы ………………………………....…………………………………5

3. Содержание рабочей программы ………………………………………………………………,,…..6

4. Список литературы ………………………………………………………….......................................8

5. Приложение …………………………………………………………………..………….……………9

1. Пояснительная записка

При составлении адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ОВЗ «Магия песка» для детей раннего и младшего дошкольного возраста были учтены задачи ДОУ: сохранение и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей.

АДООП для детей с ОВЗ «Магия песка», далее Программа, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ». Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).

4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".

5. Устав МБ ДОУ «Детский сад № 469 г. Челябинска».

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961 годы жизни), впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Лоуэнфелд. «Песочная терапия» как метод психотерапии была разработана швейцарским психотерапевтом Дорой Калфф (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

Программа основывается на позиции «Песочной терапии», которая известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейду, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической, психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании.

Песочная терапия для детей позволяет ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния ребенка.

Направленность Программы предусматривает дополнительное образование детей по развитию творческого потенциала каждого ребенка, способствует формированию самосознания, а также эффективна при снятии нервно-психического и мышечного напряжения детей.

Программа предназначена для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности, как качества личности ребенка, существенно повышает мотивацию детей, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Новизной Программы является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, обогащение словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии, она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, снятием застенчивости, зажатости, страхов и другое.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи, эмоциональное состояние которых неустойчивое, отмечается повышенная нервозность, агрессивность, тревожность.

Это связано как с особенностями воспитания, социальной ситуацией, так и с биологическими факторами (наследственность, течение беременности, родов и другое).

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

В основе данной Программы лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка, успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социуме.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она позволяет решать важные педагогические задачи в рамках дополнительных занятий: посредством знакомства детей с новыми для них, но вызывающими стабильный интерес сферами изобразительного искусства.

Педагогические аспекты использования песка огромны – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Цель: Содействие гармоничному и всестороннему развитию личности каждого ребенка и его самовыражение через познание окружающего мира, развитие эмоционально волевой сферы, адаптации детей с ОВЗ в освоении окружающего мира.

Задачи:

  • Обучающие задачи:
  • Углублять познавательную активность детей, учить детей последовательно и точно выполнять определенные упражнения.
  • Формировать систему умений, навыков работы с песком (сухим, мокрым, кинетическим).
  • Развивающие задачи:
  • Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.
  • Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь и другое).
  • Развивать умение действовать по инструкции.
  • Воспитательные задачи:
  • Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей.
  • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  • Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать положительные качества личности: внимание, усидчивость, терпение и т. д.
  • Воспитывать слуховое внимание.

Отличительные особенности данной Программы с использованием песочной терапии имеют свои преимущества – песок является природным материалом, приятным на ощупь. Сыпучий, мягкий, вне зависимости от того, сухой он или мокрый. С ним можно проводить много манипуляций, он дает больше возможностей для раскрытия внутреннего мира ребенка. А главное, здесь не нужно иметь никаких особых навыков – что особенно важно для детей с ОВЗ.

Ребёнок не будет переживать, что у него ничего не получается.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

2. Условия реализации Программы

Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СП 2.4. 3648-20.

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МБ ДОУ.

Условия приема и работы с детьми:

  • Возраст детей: детей 2-4 года.
  • Согласие и желание ребенка.
  • Основанием для приема детей является письменное заявление родителей.

Противопоказания к работе детей с песком:

  • СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью).
  • Эпилепсия.
  • Невроз навязчивых состояний.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.
  • Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.

Дезинфекция песка:

  • обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут.

Сроки реализации Программы для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Программа рассчитана на один год обучения (64 учебных часа).

Продолжительность общеобразовательного процесса с 01.10.2023 по 27.05.2024 года.

Форма и режим занятий                                             Таблица №1

Форма организации занятий

Периодичность занятий

Длительность занятия

(учебного часа)

Количество детей в группе

Очная групповая

2 раза в неделю, в первой половине дня.

от 10 до 15 минут (зависит от возраста)

до 6 детей

Объем учебной нагрузки в течение года                         Таблица №2

Возраст

Количество (НОД)

Продолжительность (НОД)

В неделю

Уч. год

Время одного НОД

Время НОД в неделю (мин)

2-3

2

64

10

20

3-4

2

64

15

30

Методы и приемы реализации Программы

  • Словесные Беседа с детьми, активная речь детей, обсуждение игровых сюжетов, обсуждение проблемных ситуаций; рассказывание, сочинение вместе с детьми сказок. Ритуалы приветствия, прощания.
  • Наглядные Демонстрация картинок, карточек; коллекций игрушек, демонстрация игрового сюжета, работа с раздаточным материалом.
  • Практические Сюжетные игры (сперва осваиваются простые сюжеты, затем игры усложняются использованием дополнительного материала); исследовательская деятельность, эксперименты с песком; дидактические игры-упражнения: лабиринты, игры на обобщение, дифференциацию, игры на внимание, память, быстроту реакции; игры-инсценировки.

Рисование песком (начальный этап - рисунок на песчаном поле пальчиком, усложнение - рисунок методом высыпания песка из кулачка на чистое поле песочницы, методом выдувания песка через трубочку, с помощью бумажного кулечка и т.д.).

  • Конструирование (с использованием моделирующих фигурок)

Содержание Программы предусматривает обучение детей 2-4 лет. Занятия проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим и возрастным особенностям детей.

Ожидаемый (прогнозируемый) результат

К концу первого года обучения, у обучающихся формируются первичные навыки работы с песком. Правила гигиены. Умение применять различные декоративные и художественные элементы. Умение работать с формой, линиями, трафаретами.

У воспитанников, посещающих занятия песочной терапии:

  • снизится психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, страха, тревоги, злобы, обиды, гнева и других негативных проявлений психики;
  • формируется позитивное само отношение и восприятие мира, снятие мышечной напряженности, стабилизация эмоционального состояния;
  • повыситься тактильно-кинетическая чувствительность, познавательная активность и мелкая моторика рук, самооценка, уверенность в себе;
  • обогатится словарный запас, коммуникативные навыки детей;
  • формируются положительные нравственные качества личности.

Способы определения результативности:

Для отслеживания результатов работы по программе используются следующие психодиагностические методы: беседа, наблюдение, выполнение практических упражнений, заданий, тестирование.

Мониторинг проводится в два этапа – начало (сентябрь) и конец (май) учебного года.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.

Оборудование “педагогической песочницы”

1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. (2 шт.)

2. Чистый белый песок, кинетический песок.

3. Музыкальное сопровождение на CD.

4. Материалы для деятельности детей с песком: наборы миниатюрных предметов, пластмассовых, резиновых игрушек, различный природный материал; фигурки людей, животных (в том числе мифических, сказочных), обитателей водного мира, различные варианты жилища: домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуда и т. д. Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк), массажного мяча, ситечка, трафаретов, трубочки (выдувание рисунков), использование кистей и другое.

3. Содержание Программы

Структура занятий Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный:
  • Создание эмоционального настроя в группе;
  • Упражнения и игры (на снятие мышечного напряжения, элементы псих гимнастики, релаксационные и мимические).
  1. Мотивационный:
  • Сообщение темы, прояснение тематических понятий;
  • Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме.
  1. Практический:
  • Подача новой информации на основе имеющихся данных;
  • Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
  • Отработка полученных навыков на практике.
  1. Рефлексивный:
  • Обобщение полученных занятий;
  • Подведение итогов занятия.

Перспективный план – календарь тематических недель Программы “Магия песка”

(для детей 2-3 лет)

Месяц

Неделя

Тема

Кол-во часов

Октябрь

1

3-7

«Знакомство с детьми. Знакомство со свойствами песка и с правилами работы с ним» (мониторинг)

2

2

10-14

«Давайте дружить!» (мониторинг)

2

3

17-21

«День Рождения зайчонка»

2

4

24-28

«Необыкновенные следы»

2

Ноябрь

1

31-4

«Песочный город»

2

2

7-11

«Снежинка»

2

3

14-18

«Восприятие цвета»

2

4

21-25

«Восприятие формы»

2

Декабрь

1

28-03

«Восприятие величины» (большой-маленький)

2

2

05-09

«Восприятие величины» (широкий-узкий)

2

3

12-16

«Восприятие величины» (длинный-короткий)

2

4

19-23

«Снеговик в лесу»

2

Январь

1

09-13

«Путешествие с игрушками»

2

2

16-20

«Геометрические фигуры»

2

3

24-28

«Сказка ТЕРЕМОК»

2

4

30-31

«В гостях у сказки» (посуда)

2

Февраль

1

1-03

«Маша-растеряша» (одежда, обувь)

2

2

07-11

«Цветные ниточки»

2

3

14-18

«Умелые ручки»

2

4

21-25

«Сказка ТРИ МЕДВЕДЯ» (мебель)

2

Март

1

28-04

«Солнышко лучистое, Весна!»

2

2

07-11

«Мамина радость»

2

3

14-18

«Весенние цветы»

2

4

21-25

«Домашние питомцы»

2

5

28-01

«Морские жители»

2

Апрель

1

04-08

«Мои друзья»

2

2

11-15

«Космос»

2

3

18-22

«Птицы, насекомые»

2

4

25-29

«Дикие животные»

2

Май

1

02-06

«Эмоции жителей песочной страны» (тест)

2

2

09-13

Матрешки (тест)

2

3

16-20

«Солнечный денек, скоро лето!»

2

Всего:

32

64

Перспективный план – календарь тематических недель Программы “Магия песка”

(для детей 3-4 лет)

Месяц

Неделя

Тема

Кол-во часов

Октябрь

1

3-7

«Знакомство со свойствами песка и с правилами работы с ним» (мониторинг)

2

2

10-14

«Бусы» (мониторинг)

2

3

17-21

«День Рождения ежика»

2

4

24-28

«Сад-огород»

2

Ноябрь

1

31-4

«Человек (части тела)»

2

2

7-11

«Домашние животные»

2

3

14-18

«Динозавры»

2

4

21-25

«Листопад»

2

Декабрь

1

28-03

«Дикие животные»

2

2

05-09

«Зимние забавы, снеговик»

2

3

12-16

«Зима, ёлка»

2

4

19-23

«Зимние узоры»

2

Январь

1

09-13

«Следы маленькие и большие»

2

2

16-20

«Морской мир»

2

3

24-28

«Наша речка, мост»»

2

4

30-31

«В гостях у сказки» (посуда)

2

Февраль

1

1-03

«Большая стройка, замок»

2

2

07-11

«Цветные ниточки»

2

3

14-18

«Умелые ручки»

2

4

21-25

«Транспорт, машины»

2

Март

1

28-04

«Кулинар, торт»

2

2

07-11

«Мамина радость, цветы»

2

3

14-18

«Матрешка»

2

4

21-25

«Домашние питомцы»

2

5

28-01

«Колобок»

2

Апрель

1

04-08

«Ковер-самолет»

2

2

11-15

«Космос»

2

3

18-22

«Насекомые, бабочка-гусеница»

2

4

25-29

«Остров сокровищ»

2

Май

1

02-06

«Эмоции жителей песочной страны» (тест)

2

2

09-13

Матрешки (тест)

2

3

16-20

«Солнечный денек, скоро лето!»

2

Всего:

32

64

4. Список литературы:

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия - Петропавловск, 2010.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке»: Методический практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
  3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. Речь, 2006.
  4. Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. Речь, 2011. – 61с.
  5. Зейц Мариэла «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М.: Инт, 2010.
  6. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
  7. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96 с.
  8. Мастерская сказок для детей\ Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич – Москва: Издательство АСТ, 320 стр., 2019
  9. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста. ФГОС: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  10. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. [Текст] / под ред. Н.Ю. Куражевой. - Спб.: Речь, 2014.
  11. https://pesok337.blogspot.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет по легоконструированию

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по LEGO - конструированию...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ледниковый период" для детей с ТНР

Адаптированная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Ледниковый период» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и  составлена в соответствии с нормативно-прав...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хочу всё знать"

Цель программы: развитие познавательных процессов у детей через опытно-экспериментальную деятельность....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)

Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и  определяет содержание и организацию работы с детьми 5 &nda...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛОГОРИТМИКА»

АДООП «Логоритмика» представляет собой реабилитационный инструмент, состоящий из комплекса упражнений и игр, предназначенных для решения коррекционных, образовательных и оздоровительных за...