Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа для детей с ОВЗ "Магия песка" (световой стол)
рабочая программа (младшая группа)
В основе данной Программы лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка, успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социуме.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она позволяет решать важные педагогические задачи в рамках дополнительных занятий: посредством знакомства детей с новыми для них, но вызывающими стабильный интерес сферами изобразительного искусства.
Педагогические аспекты использования песка огромны – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 469 г. Челябинска»
г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, д.41-А, тел.: 795-91-92, e-mail: mdoukalin469@mail.ru
Принята на заседании Педагогического Совета МБ ДОУ «ДС № 469 г. Челябинска» Протокол № 1 от 31.08.2023 года | Утверждаю: Заведующий МБ ДОУ «ДС № 469 г. Челябинска» ********** Л.В. ________________ Приказ № 74 от 31.08.2023 года |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
«МАГИЯ ПЕСКА» (световой стол)
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 2-4 года
Срок реализации: 1 год
Составитель: Южакова Л.А.
педагог дополнительного образования
Челябинск, 2023
Оглавление
1. Пояснительная записка ………………………………..……………….………………….…….….. 3
2. Условия реализации Программы ………………………………....…………………………………5
3. Содержание рабочей программы ………………………………………………………………,,…..6
4. Список литературы ………………………………………………………….......................................8
5. Приложение …………………………………………………………………..………….……………9
1. Пояснительная записка
При составлении адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ОВЗ «Магия песка» для детей раннего и младшего дошкольного возраста были учтены задачи ДОУ: сохранение и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей.
АДООП для детей с ОВЗ «Магия песка», далее Программа, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ». Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
5. Устав МБ ДОУ «Детский сад № 469 г. Челябинска».
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961 годы жизни), впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Лоуэнфелд. «Песочная терапия» как метод психотерапии была разработана швейцарским психотерапевтом Дорой Калфф (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).
Программа основывается на позиции «Песочной терапии», которая известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейду, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.
Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической, психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании.
Песочная терапия для детей позволяет ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния ребенка.
Направленность Программы предусматривает дополнительное образование детей по развитию творческого потенциала каждого ребенка, способствует формированию самосознания, а также эффективна при снятии нервно-психического и мышечного напряжения детей.
Программа предназначена для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности, как качества личности ребенка, существенно повышает мотивацию детей, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Новизной Программы является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, обогащение словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии, она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, снятием застенчивости, зажатости, страхов и другое.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи, эмоциональное состояние которых неустойчивое, отмечается повышенная нервозность, агрессивность, тревожность.
Это связано как с особенностями воспитания, социальной ситуацией, так и с биологическими факторами (наследственность, течение беременности, родов и другое).
Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
В основе данной Программы лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка, успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социуме.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она позволяет решать важные педагогические задачи в рамках дополнительных занятий: посредством знакомства детей с новыми для них, но вызывающими стабильный интерес сферами изобразительного искусства.
Педагогические аспекты использования песка огромны – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Цель: Содействие гармоничному и всестороннему развитию личности каждого ребенка и его самовыражение через познание окружающего мира, развитие эмоционально волевой сферы, адаптации детей с ОВЗ в освоении окружающего мира.
Задачи:
- Обучающие задачи:
- Углублять познавательную активность детей, учить детей последовательно и точно выполнять определенные упражнения.
- Формировать систему умений, навыков работы с песком (сухим, мокрым, кинетическим).
- Развивающие задачи:
- Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.
- Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь и другое).
- Развивать умение действовать по инструкции.
- Воспитательные задачи:
- Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей.
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать положительные качества личности: внимание, усидчивость, терпение и т. д.
- Воспитывать слуховое внимание.
Отличительные особенности данной Программы с использованием песочной терапии имеют свои преимущества – песок является природным материалом, приятным на ощупь. Сыпучий, мягкий, вне зависимости от того, сухой он или мокрый. С ним можно проводить много манипуляций, он дает больше возможностей для раскрытия внутреннего мира ребенка. А главное, здесь не нужно иметь никаких особых навыков – что особенно важно для детей с ОВЗ.
Ребёнок не будет переживать, что у него ничего не получается.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
2. Условия реализации Программы
Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СП 2.4. 3648-20.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МБ ДОУ.
Условия приема и работы с детьми:
- Возраст детей: детей 2-4 года.
- Согласие и желание ребенка.
- Основанием для приема детей является письменное заявление родителей.
Противопоказания к работе детей с песком:
- СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью).
- Эпилепсия.
- Невроз навязчивых состояний.
- Аллергия на пыль и мелкие частицы.
- Легочные заболевания.
- Кожные заболевания и порезы на руках.
- Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.
Дезинфекция песка:
- обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут.
Сроки реализации Программы для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Программа рассчитана на один год обучения (64 учебных часа).
Продолжительность общеобразовательного процесса с 01.10.2023 по 27.05.2024 года.
Форма и режим занятий Таблица №1
Форма организации занятий | Периодичность занятий | Длительность занятия (учебного часа) | Количество детей в группе |
Очная групповая | 2 раза в неделю, в первой половине дня. | от 10 до 15 минут (зависит от возраста) | до 6 детей |
Объем учебной нагрузки в течение года Таблица №2
Возраст | Количество (НОД) | Продолжительность (НОД) | ||
В неделю | Уч. год | Время одного НОД | Время НОД в неделю (мин) | |
2-3 | 2 | 64 | 10 | 20 |
3-4 | 2 | 64 | 15 | 30 |
Методы и приемы реализации Программы
- Словесные Беседа с детьми, активная речь детей, обсуждение игровых сюжетов, обсуждение проблемных ситуаций; рассказывание, сочинение вместе с детьми сказок. Ритуалы приветствия, прощания.
- Наглядные Демонстрация картинок, карточек; коллекций игрушек, демонстрация игрового сюжета, работа с раздаточным материалом.
- Практические Сюжетные игры (сперва осваиваются простые сюжеты, затем игры усложняются использованием дополнительного материала); исследовательская деятельность, эксперименты с песком; дидактические игры-упражнения: лабиринты, игры на обобщение, дифференциацию, игры на внимание, память, быстроту реакции; игры-инсценировки.
Рисование песком (начальный этап - рисунок на песчаном поле пальчиком, усложнение - рисунок методом высыпания песка из кулачка на чистое поле песочницы, методом выдувания песка через трубочку, с помощью бумажного кулечка и т.д.).
- Конструирование (с использованием моделирующих фигурок)
Содержание Программы предусматривает обучение детей 2-4 лет. Занятия проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим и возрастным особенностям детей.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат
К концу первого года обучения, у обучающихся формируются первичные навыки работы с песком. Правила гигиены. Умение применять различные декоративные и художественные элементы. Умение работать с формой, линиями, трафаретами.
У воспитанников, посещающих занятия песочной терапии:
- снизится психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, страха, тревоги, злобы, обиды, гнева и других негативных проявлений психики;
- формируется позитивное само отношение и восприятие мира, снятие мышечной напряженности, стабилизация эмоционального состояния;
- повыситься тактильно-кинетическая чувствительность, познавательная активность и мелкая моторика рук, самооценка, уверенность в себе;
- обогатится словарный запас, коммуникативные навыки детей;
- формируются положительные нравственные качества личности.
Способы определения результативности:
Для отслеживания результатов работы по программе используются следующие психодиагностические методы: беседа, наблюдение, выполнение практических упражнений, заданий, тестирование.
Мониторинг проводится в два этапа – начало (сентябрь) и конец (май) учебного года.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.
Оборудование “педагогической песочницы”
1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. (2 шт.)
2. Чистый белый песок, кинетический песок.
3. Музыкальное сопровождение на CD.
4. Материалы для деятельности детей с песком: наборы миниатюрных предметов, пластмассовых, резиновых игрушек, различный природный материал; фигурки людей, животных (в том числе мифических, сказочных), обитателей водного мира, различные варианты жилища: домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуда и т. д. Использование кондитерского шприца (бумажный кулёк), массажного мяча, ситечка, трафаретов, трубочки (выдувание рисунков), использование кистей и другое.
3. Содержание Программы
Структура занятий Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный:
- Создание эмоционального настроя в группе;
- Упражнения и игры (на снятие мышечного напряжения, элементы псих гимнастики, релаксационные и мимические).
- Мотивационный:
- Сообщение темы, прояснение тематических понятий;
- Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический:
- Подача новой информации на основе имеющихся данных;
- Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
- Отработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный:
- Обобщение полученных занятий;
- Подведение итогов занятия.
Перспективный план – календарь тематических недель Программы “Магия песка”
(для детей 2-3 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Кол-во часов | |
Октябрь | 1 | 3-7 | «Знакомство с детьми. Знакомство со свойствами песка и с правилами работы с ним» (мониторинг) | 2 |
2 | 10-14 | «Давайте дружить!» (мониторинг) | 2 | |
3 | 17-21 | «День Рождения зайчонка» | 2 | |
4 | 24-28 | «Необыкновенные следы» | 2 | |
Ноябрь | 1 | 31-4 | «Песочный город» | 2 |
2 | 7-11 | «Снежинка» | 2 | |
3 | 14-18 | «Восприятие цвета» | 2 | |
4 | 21-25 | «Восприятие формы» | 2 | |
Декабрь | 1 | 28-03 | «Восприятие величины» (большой-маленький) | 2 |
2 | 05-09 | «Восприятие величины» (широкий-узкий) | 2 | |
3 | 12-16 | «Восприятие величины» (длинный-короткий) | 2 | |
4 | 19-23 | «Снеговик в лесу» | 2 | |
Январь | 1 | 09-13 | «Путешествие с игрушками» | 2 |
2 | 16-20 | «Геометрические фигуры» | 2 | |
3 | 24-28 | «Сказка ТЕРЕМОК» | 2 | |
4 | 30-31 | «В гостях у сказки» (посуда) | 2 | |
Февраль | 1 | 1-03 | «Маша-растеряша» (одежда, обувь) | 2 |
2 | 07-11 | «Цветные ниточки» | 2 | |
3 | 14-18 | «Умелые ручки» | 2 | |
4 | 21-25 | «Сказка ТРИ МЕДВЕДЯ» (мебель) | 2 | |
Март | 1 | 28-04 | «Солнышко лучистое, Весна!» | 2 |
2 | 07-11 | «Мамина радость» | 2 | |
3 | 14-18 | «Весенние цветы» | 2 | |
4 | 21-25 | «Домашние питомцы» | 2 | |
5 | 28-01 | «Морские жители» | 2 | |
Апрель | 1 | 04-08 | «Мои друзья» | 2 |
2 | 11-15 | «Космос» | 2 | |
3 | 18-22 | «Птицы, насекомые» | 2 | |
4 | 25-29 | «Дикие животные» | 2 | |
Май | 1 | 02-06 | «Эмоции жителей песочной страны» (тест) | 2 |
2 | 09-13 | Матрешки (тест) | 2 | |
3 | 16-20 | «Солнечный денек, скоро лето!» | 2 | |
Всего: | 32 | 64 |
Перспективный план – календарь тематических недель Программы “Магия песка”
(для детей 3-4 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Кол-во часов | |
Октябрь | 1 | 3-7 | «Знакомство со свойствами песка и с правилами работы с ним» (мониторинг) | 2 |
2 | 10-14 | «Бусы» (мониторинг) | 2 | |
3 | 17-21 | «День Рождения ежика» | 2 | |
4 | 24-28 | «Сад-огород» | 2 | |
Ноябрь | 1 | 31-4 | «Человек (части тела)» | 2 |
2 | 7-11 | «Домашние животные» | 2 | |
3 | 14-18 | «Динозавры» | 2 | |
4 | 21-25 | «Листопад» | 2 | |
Декабрь | 1 | 28-03 | «Дикие животные» | 2 |
2 | 05-09 | «Зимние забавы, снеговик» | 2 | |
3 | 12-16 | «Зима, ёлка» | 2 | |
4 | 19-23 | «Зимние узоры» | 2 | |
Январь | 1 | 09-13 | «Следы маленькие и большие» | 2 |
2 | 16-20 | «Морской мир» | 2 | |
3 | 24-28 | «Наша речка, мост»» | 2 | |
4 | 30-31 | «В гостях у сказки» (посуда) | 2 | |
Февраль | 1 | 1-03 | «Большая стройка, замок» | 2 |
2 | 07-11 | «Цветные ниточки» | 2 | |
3 | 14-18 | «Умелые ручки» | 2 | |
4 | 21-25 | «Транспорт, машины» | 2 | |
Март | 1 | 28-04 | «Кулинар, торт» | 2 |
2 | 07-11 | «Мамина радость, цветы» | 2 | |
3 | 14-18 | «Матрешка» | 2 | |
4 | 21-25 | «Домашние питомцы» | 2 | |
5 | 28-01 | «Колобок» | 2 | |
Апрель | 1 | 04-08 | «Ковер-самолет» | 2 |
2 | 11-15 | «Космос» | 2 | |
3 | 18-22 | «Насекомые, бабочка-гусеница» | 2 | |
4 | 25-29 | «Остров сокровищ» | 2 | |
Май | 1 | 02-06 | «Эмоции жителей песочной страны» (тест) | 2 |
2 | 09-13 | Матрешки (тест) | 2 | |
3 | 16-20 | «Солнечный денек, скоро лето!» | 2 | |
Всего: | 32 | 64 |
4. Список литературы:
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия - Петропавловск, 2010.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке»: Методический практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. Речь, 2006.
- Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. Речь, 2011. – 61с.
- Зейц Мариэла «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. - М.: Инт, 2010.
- Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96 с.
- Мастерская сказок для детей\ Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич – Москва: Издательство АСТ, 320 стр., 2019
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста. ФГОС: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. [Текст] / под ред. Н.Ю. Куражевой. - Спб.: Речь, 2014.
- https://pesok337.blogspot.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет по легоконструированию
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по LEGO - конструированию...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ледниковый период" для детей с ТНР
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ледниковый период» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и составлена в соответствии с нормативно-прав...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хочу всё знать"
Цель программы: развитие познавательных процессов у детей через опытно-экспериментальную деятельность....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)
Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и определяет содержание и организацию работы с детьми 5 &nda...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛОГОРИТМИКА»
АДООП «Логоритмика» представляет собой реабилитационный инструмент, состоящий из комплекса упражнений и игр, предназначенных для решения коррекционных, образовательных и оздоровительных за...