Теоретическая справка «Патриотическое воспитание и духовно- нравственное развитие дошкольников в соответствии с ФОП ДО»
методическая разработка

Комова Татьяна Николаевна

Теоретическая справка «Патриотическое воспитание и духовно- нравственное развитие дошкольников в соответствии  с ФОП ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретическая справка

«Патриотическое воспитание и духовно- нравственное развитие

дошкольников в соответствии  с ФОП ДО»

Выполнила:

Комова Т.Н., воспитатель

МБДОУ д/с № 26

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности.

Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с  телевизионных экранов, неопределенность  в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

 В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка  в период дошкольного детства  с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,  исторических и национально-культурных традиций.

        Пункт 14.1 ФОП ДО

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

      Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

ПООП и ФОП: сходство и различи

Задачи:

Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи:

- Приобщение детей  в (соответствии с возрастными особенностями) и базовым ценностям российского народа:  жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм и гражданственность,

- высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,

- гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,

- единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.

- Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Ценности, как основа воспитания детей

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 

Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитие многонационального народа России.

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.

  • Ценности Родины и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
  • Ценности милосердия, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.
  • Ценности человека, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
  • Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
  • Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
  • Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
  • Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.

Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.

Основа патриотизма – это семья!

Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка.

 В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы.

Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.

Основы патриотизма для детей младшего возраста

  • 2-3 года: формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и близких членах семьи.
  • 3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

Содержание образовательной деятельности:

    Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях. Знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.

Область формирования основ гражданственности и патриотизма

Социально-коммуникативное развитие – область формирование основ гражданственности и патриотизма. Задачи и планируемые результаты расписаны в ФОП с возраста 3-4 лет.

Возраст 3-4 года

Задачи: обогащать представления детей о Малой Родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором живут; знакомит с близлежащим окружением детского сада (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями. Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Возраст 4-5 лет

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:

- воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам;

-  развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут.

Содержание образовательной деятельности:

- воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России.

Знакомит с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России, воспитывает уважительное отношение к символам страны.

Обогащает представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы.

Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику.

Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.). Поддерживает интерес народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Возраст 5-6 лет

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Формирует у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают).

Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащает представления детей о государственных праздниках:

День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.

Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный отклик и чувство гордости.

Педагог обогащаетпредставления детей о Малой Родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах.

Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Возраст 6-7 лет

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к нашей Родине – России. Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т.д.). Рассказывает, что Россия – самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).

Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке).

Расширять представление детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.

Знакомит детей с праздниками:

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации.

Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью города, - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

  • Воспитание уважения к труду.

  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

  • Формирование элементарных знаний о правах человека.

  • Расширение представлений о городах России.

  • Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).

  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Примерные темы занятий

  • Я люблю свой детский сад и район где я живу.

  • Малая родина. За что мы любим свой город.

  • История возникновения герба родного города.

  • Знаменитые земляки, памятные места города.

  • Флора и фауна родного края.

  • Наша страна – Россия. Государственные символы России – флаг, гимн.

  • Государственный символ России – герб.

  • Климатические зоны России.

  • Какие народы живут в России.

  • Русский лес – чудесный лес.

  • Что такое заповедник?

  • Голубые реки России.

  • Города России.

  • День защитников Отечества.

  • Моя мама.

  • Масленица.

  • Наши космонавты.
  • Главный город нашей страны.

  • История Московского Кремля.

  • День Победы.

  • Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.

  • День Петра и Февронии.

  • Богатыри земли Русской.

  • Герои Отечества.

  • День Конституции Российской Федерации.

  • День Бородинского сражения.

  • Международный день пожилых людей.

  • Международный день русского языка.

Федеральный календарный план воспитательной работы

При формировании календарного плана воспитательной работы организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей. Все мероприятия должны проводиться с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников.

Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО

Январь: 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Февраль: 8 февраля – День российской науки.

21 февраля – Международный день родного языка.

23 февраля – День защитника Отечества.

Март: 8 марта – Международный женский день.

18 марта – День воссоединения Крыма с Россией.

27 марта – Всемирный день театра.

Апрель: 12 апреля – День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли.

22 апреля – Всемирный день Земли.

30 апреля – День пожарной охраны.

Май: 1 мая – Праздник Весны и Труда.

9 мая – День Победы.

19 мая – День детских общественных организаций России.

24 мая – День славянской письменности и культуры.

Июнь: 1 июня – Международный день защиты детей.

5 июня – День эколога.

6 июня – День русского языка, день рождения великого русского поэта А.С.Пушкина (1799-1837).

12 июня – День России.

22 июня – День памяти и скорби.

Третье воскресенье июня – День медицинского работника.

Июль: 8 июля – День семьи, любви и верности.

30 июля – День Военно-морского флота.

Август: 2 августа – День Воздушно-десантных войск.

22 августа – День Государственного флага Российской Федерации.

Сентябрь: 1 сентября – День знаний.

7 сентября – День Бородинского сражения.

27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников.

Октябрь: 1 октября – Международный день пожилых людей; Международный день музыки.

5 октября – День учителя.

16 октября – День отца в России.

28 октября – День анимации.

Ноябрь: 4 ноября – День народного единства.

10 ноября – День сотрудника внутренних дел Российской Федерации.

27 ноября – День матери в России.

30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации.

Декабрь: 3 декабря – День неизвестного солдата; Международный день инвалидов.

5 декабря – День добровольца (волонтера) в России.

8 декабря – Международный день художника.

9 декабря – День Героев Отечества.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

31 декабря – Новый год.

Формы работы

О формировании национального самосознания

Современными исследованиями доказано, что в старшем дошкольном возрасте возникают предпосылки для развития национального самосознания, а именно:

  • в сфере самопознания происходит накопление знаний о себе и своих возможностях, выделяется собственное «Я», расширяются границы отношений ребенка с внешним миром;

  • в сфере самоотношений значительно увеличивается круг общения, расширяется общий эмоциональный опыт ребенка и формируется эмоционально-ценностное отношение к себе;

  • в сфере саморегуляции происходит осознание своих возможностей, соотнесение их с условиями реализации своих действий, усиливается регулирование своего поведения через отношение к себе и своим возможностям, развивается способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание и духовно- нравственное развитие дошкольников в соответствии с ФОП ДО Подготовила воспитатель: Комова Татьяна Николаевна г. Зеленогорск 2023 г

Слайд 3

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Слайд 4

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Пункт 14.1 ФОП ДО Цель ФОП ДО

Слайд 5

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Слайд 6

ПООП и ФОП: сходства и различие Задачи: Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности. Задачи: - Приобщение детей в (соответствии с возрастными особенностями) и базовым ценностям российского народа: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм и гражданственность, - высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, - гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, - единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. - Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности .

Слайд 7

Ценности, как основа воспитания детей

Слайд 8

Ценности Родины и природа Ценности милосердия, жизнь, добро Ценности человека, семья, дружба Ценность познание Ценности жизнь и здоровье Ценность труд Ценность культура и красота

Слайд 9

Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.

Слайд 10

Основа патриотизма – это семья! Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.

Слайд 11

Основы патриотизма для детей младшего возраста 2-3 года: формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и близких членах семьи. 3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении. Содержание образовательной деятельности: - педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях. - знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи .

Слайд 12

Область формирования основ гражданственности и патриотизма Социально-коммуникативное развитие – область формирование основ гражданственности и патриотизма. Задачи и планируемые результаты расписаны в ФОП с возраста 3-4 лет

Слайд 13

Возраст 3-4 года Задачи: обогащать представления детей о Малой Родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности. Содержание образовательной деятельности: п едагог обогащает представления детей о Малой Родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором живут; знакомит с близлежащим окружением детского сада (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения; о бсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке); д емонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями; п оддерживает отражение детьми своих впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.)

Слайд 14

Возраст 4-5 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: - воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам; - развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут. Содержание образовательной деятельности: - воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Знакомит с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России, воспитывает уважительное отношение к символам страны. Обогащает представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.). Поддерживает интерес народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Слайд 15

Возраст 5-6 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы. Содержание образовательной деятельности: Педагог воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Формирует у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают).

Слайд 16

Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный отклик и чувство гордости. Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Слайд 17

Возраст 6-7 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.

Слайд 18

Содержание образовательной деятельности: Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к нашей Родине – России. Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства его границы, столица и т.д.). Рассказывает, что Россия – самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны). Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке).

Слайд 19

Расширять представление детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации. Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью города, - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Слайд 20

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважения к труду. Развивать интерес к русским традициям и промыслам. Формирование элементарных знаний о правах человека. Расширение представлений о городах России. Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн). Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд 21

Примерные темы занятий Я люблю свой детский сад и район где я живу. Малая родина. За что мы любим свой город. История возникновения герба родного города. Знаменитые земляки, памятные места города. Флора и фауна родного края. Наша страна – Россия. Государственные символы России – флаг, гимн. Государственный символ России – герб. Климатические зоны России. Какие народы живут в России. Русский лес – чудесный лес. Что такое заповедник? Голубые реки России. Города России. День защитников Отечества. Моя мама. Масленица. Наши космонавты.

Слайд 22

Примерные темы занятий Главный город нашей страны. История Московского Кремля. День Победы. Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ. День Петра и Февронии . Богатыри земли Русской. Герои Отечества. День Конституции Российской Федерации. День Бородинского сражения. Международный день пожилых людей. Международный день русского языка.

Слайд 23

Федеральный к алендарный план воспитательной работы При формировании календарного плана воспитательной работы организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей. Все мероприятия должны проводиться с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников.

Слайд 24

Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО Январь: 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Февраль: 8 февраля – День российской науки. 21 февраля – Международный день родного языка. 23 февраля – День защитника Отечества. Март: 8 марта – Международный женский день. 18 марта – День воссоединения Крыма с Россией. 27 марта – Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля – День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли. 22 апреля – Всемирный день Земли. 30 апреля – День пожарной охраны. Май: 1 мая – Праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы. 19 мая – День детских общественных организаций России. 24 мая – День славянской письменности и культуры

Слайд 25

Июнь: 1 июня – Международный день защиты детей. 5 июня – День эколога. 6 июня – День русского языка, день рождения великого русского поэта А.С.Пушкина (1799-1837). 12 июня – День России. 22 июня – День памяти и скорби. Третье воскресенье июня – День медицинского работника. Июль: 8 июля – День семьи, любви и верности. июля – День Военно-морского флота. Август: 2 августа – День Воздушно-десантных войск. августа – День Государственного флага Российской Федерации. Сентябрь: 1 сентября – День знаний. 7 сентября – День Бородинского сражения. 27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников. Октябрь: 1 октября – Международный день пожилых людей; Международный день музыки. 5 октября – День учителя. 16 октября – День отца в России. 28 октября – День анимации.

Слайд 26

Ноябрь: 4 ноября – День народного единства. 10 ноября – День сотрудника внутренних дел Российской Федерации. 27 ноября – День матери в России. 30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 3 декабря – День неизвестного солдата; Международный день инвалидов. 5 декабря – День добровольца (волонтера) в России. 8 декабря – Международный день художника. 9 декабря – День Героев Отечества. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации. 31 декабря – Новый год

Слайд 28

О формировании национального самосознания Современными исследованиями доказано, что в старшем дошкольном возрасте возникают предпосылки для развития национального самосознания, а именно: в сфере самопознания происходит накопление знаний о себе и своих возможностях, выделяется собственное «Я», расширяются границы отношений ребенка с внешним миром; в сфере самоотношений значительно увеличивается круг общения, расширяется общий эмоциональный опыт ребенка и формируется эмоционально-ценностное отношение к себе; в сфере саморегуляции происходит осознание своих возможностей, соотнесение их с условиями реализации своих действий, усиливается регулирование своего поведения через отношение к себе и своим возможностям, развивается способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане.

Слайд 29

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Семинар –практикум для родителей     «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

В этой статье говорится о внедрении новых форм взаимодействия с родителями для ориентации семей на формирование патриотического воспитания детей....

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста посредством музейно-педагогической работы в детском саду

Презентация на тему «Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста посредством музейно-педагогической работы в детском саду»....