Рождественские чтения. Круглый стол "Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста"
проект
Предварительный просмотр:
Рюмина Наталья Викторовна,
воспитатель
МАОУ «Гимназия г.Троицка» дошкольное отделение №7
Патриотическое воспитание
как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Основная цель моей работы по патриотическому воспитанию – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребёнка. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение. Моя работа по патриотическому воспитанию основывается на событиях Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. И рассказать о тех далеких днях детям можем только мы, взрослые. Прочитать книги, рассказы, вместе посмотреть фильм о войне, сходить в музей, возложить цветы к мемориалу, рассказать о родных людях, прошедших войну, выучить стихотворение. Наконец, 9 мая выйти на улицу и поучаствовать в праздничных мероприятиях.
Разрабатывая систему работы по патриотическому воспитанию, я старалась вовлечь детей в разнообразные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, изобразительную, музыкальную, игровую. В этом направлении мною проделана значимая работа с детьми. Интегрированные занятия по темам: «Что такое война?», «Дети-герои Великой Отечественной войны», «Военная техника», «Города-герои». Подготовили и провели цикл бесед о Великой Отечественной войне. Тематика бесед следующая: «Давным-давно была война», «Вставай страна огромная», «Мы победим!», «Тройчане - герои Великой Отечественной войны», «Битва под Москвой» и др.
Чтение художественных произведений и стихов о войне: «День Победы» Т. Белозерова, «Победой кончилась война» С. Михалкова, «Еще тогда нас не было на свете» М. Владимова и т.д.; чтение повести С. Алексеева «Первый ночной таран», Л.А. Кассиль «Твои защитники».
Рассматривание иллюстраций к книгам о Великой Отечественной Войне, репродукции плаката военных лет «Родина – мать зовет». Просмотр фильмов, изучение стихов, театрализованная постановка, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Был реализован проект «Защитники Отечества», который стал подходящим повод рассказать детям, что такое смелость и отвага, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, привить чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.
Каждый год воспитанники нашего детского сада посещают и возлагают цветы к Мемориалу Великой Отечественной войны.
Но самый неизгладимый след в пытливых душах дошколят, их памяти, оставляет живое общение с ветеранами ВОВ, которых мы приглашали к нам в гости. Такие встречи побуждают мальчишек и девчонок с трепетом относиться к боевым наградам ветеранов, затаив дыхание слушать рассказы ветеранов о событиях далёкой войны.
Работая по данной теме, пришла к выводу, что без тесного взаимодействия с семьей, не будет полноценного воспитания патриота. Такой союз, как «воспитатель-ребенок-семья» решила использовать как основной механизм для обеспечения активности ребенка на всех этапах формирования исторических представлений и воспитания патриотических чувств.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач – это залог успеха всей нашей работы. Взаимодействие с родителями требует большого такта и терпения.
Огромный вклад внесли родители в создание книги памяти «Мы помним героев!» - на страницах которой рассказы об участниках ВОВ, о их подвигах и наградах. Рассказы получились разные: большие и маленькие, с фотографиями и без, об одном или нескольких родственниках. Главное, что ребята узнали о своих родных, внесших посильный вклад в дело Великой Победы и поделились этими знаниями со всеми детьми. Журнал «Военные среди нас» содержит рассказы про пап, дедушек и дядь наших воспитанников, которые несут, либо несли службу в Вооруженных силах РФ.
Совместно с родителями был организован мини-музей и выставка военной техники. Дети с трепетом и волнением держали в руках ордена и медали, фронтовые «треугольники».
Родители вместе с детьми приняли активное участие в акции «Поздравь ветерана» и совместно изготовили поздравительные открытки. Так же родители приняли участие в мастер-классе «Брошь к 9 Мая».
Одной из активных форм и методов работы с родителями являются совместные экскурсии. Со средней группы мы вместе с детьми и родителями посещаем музеи. Так как приоритетное направление моей работы патриотическое воспитание, тематика музеев соответствующая. В рамках проекта «Защитники Отечества», первый музей, который мы посетили – это «Музей Вооруженных Сил России». В старшей группе в преддверии 9 Мая мы посетили «Музей Победы», «Выставочная техника музея Победы», «Моторы войны» и «Парк Победы». В этом году мы посетили Музейный комплекс «Патриот» и «Партизанская деревня».
В преддверии значимой даты для нашей страны – 75-й годовщины Победы, совместно с родителями и детьми запланирован ряд мероприятий: проекты, открытые занятия, мастер-классы, посещение музея и т.д.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что кропотливые усилия родителей и педагогов обязательно приведут к формированию личности, которая будет переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, испытывать гордость за свое Отечество.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Я не утверждаю, но с уверенностью могу сказать, что мои воспитанники подрастают патриотами своей страны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей детских садов в рамках рождественских чтений
Мастер-класс по лепке из соленого теста рождественской овечки в рамках рождественских чтений "За окошком Рождество" для воспитателей детских садов г. Троицка....
«Рождественские чтения»
дать детям представление о празднике Рождество Христово; дать понять, что этот праздник существовал с незапамятных времён на Руси; вызвать эмоциональный отклик у детей....
Опыт работы на XIV Рождественских чтениях
«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников»...
Методическая разработка. "Рождественские чтения"
Подборка стихов к Рождеству для детей подготовительной группы"...
Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения"
Сценарий тематического мероприятия "Рождественские чтения" будет интересен воспитателем и музыкальным руководителям, работающим в направлении духовно- нравственного воспитания детей.Мама с д...
XI Рождественские чтения г.Москва, г.Троицк «Прекрасен человек, думающий о других»
hellip; А если это так, то что есть красота,И почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?...