Теоретическая справка «Алгоритм занятия (технология) при реализации программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"»
методическая разработка
Современное государство нуждается в специалистах с инженерным образованием, поэтому с самого детского сада мы формируем и развиваем у дошкольника техническую пытливость мышления, аналитический ум, занимаемся подготовкой к зарождению склонностей к техническому творчеству, проектированию и изготовлению объектов техники. Подготовить детей к изучению технических наук, значит научить их самостоятельно создавать технические объекты с использованием конструкторов.
Учитывая теоретические основания образовательной деятельности в работах В.Т.Кудрявцева, Т.В. Волосовец, А.Н. Коротковой, предлагается технология образовательной деятельности, предусматривающая определенный алгоритм.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоретическая справка
«Алгоритм занятия (технология)»
Комова Т.Н.,
воспитатель МБДОУ д/с № 26
Современное государство нуждается в специалистах с инженерным образованием, поэтому с самого детского сада мы формируем и развиваем у дошкольника техническую пытливость мышления, аналитический ум, занимаемся подготовкой к зарождению склонностей к техническому творчеству, проектированию и изготовлению объектов техники. Подготовить детей к изучению технических наук, значит научить их самостоятельно создавать технические объекты с использованием конструкторов.
Учитывая теоретические основания образовательной деятельности в работах В.Т.Кудрявцева, Т.В. Волосовец, А.Н. Коротковой, предлагается технология образовательной деятельности, предусматривающая определенный алгоритм.
Процесс организации каждого занятия проходит по следующим этапам.
1. На первом этапе мы определяем новые слова, понятия понятные детям, которые «обживаются» не только на занятии, но и в течение дня.
2. Второй этап – проговариваем правила безопасности на занятиях.
3. Намечаем цель для создания той или иной модели или вещи. Так же заносим графические схемы, символы в инженерную книгу.
4. Обсуждаем с детьми идеи, связанные с их играми, задаем вопросы и вводим новую информацию для развития мышления детей.
5. Используем разные ситуации, чтобы побудить детей к общению. Задаем открытые вопросы, например, Что хочешь делать? Из чего или на чем? И т. д.
6. Дети самостоятельно выбирают себе рабочее место, инструменты и материал для работы.
7. Конструктивно-модельная деятельность.
8. После занятия дети обыгрывают свои модели через различные игры.
9. Вовремя и после занятия фотографируем детские модели и детскую деятельность по их созданию.
10. Работы детей в итоге образовывают общий продукт (оформляем выставку, коллажи, панно и т. д.)
Инженерная книга является обязательным этапом технологии реализации программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров".
Что такое инженерная книга?
Это подробный индивидуальный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения, описываются «детским языком».
Используя рисунки, схемы, простейшие чертежи дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности.
В инженерную книгу заносят схематическое изображение хода конструктивно-модельной деятельности, зарисовывают выбранные материалы, инструменты, которые понадобились.
Книга должна вестись регулярно, отражать реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные аспекты детской деятельности по созданию моделей.
Выбрав тему, проводится большая предварительная работа: интерактивная беседа, лепка, аппликация, чтение энциклопедий, просмотр мультфильмов, сюжетно-ролевая игра, рассматривание иллюстраций и т. п.
Инженерные книги могут быть разного вида и форм. Инженерная книга может быть оформлена в скоросшиватель, на титульном листе написаны фамилия и имя ребенка, можно наклеить фотографию ребёнка что облегчит не читающим детям поиск своей тетради.
В инженерной книге дети отмечают:
1. Тема постройки
2. Выбор конструктора или материала.
Детям в ходе работы необходимо найти нужный рисунок и поставить любой значок (галочку, крестик, исходя из того, что им необходимо в работе.
3. Инструменты (с помощью, каких инструментов будет изготовляться постройка: ножницы, клей, проволока, нитки, ключ гаечный и т. д.)
4. Правила техники безопасности на занятиях по конструированию и в различных ситуациях, связанных с темой непосредственно образовательной деятельности (на производстве)
5. Выбираем участников постройки. Будем работать по одному, парами или группами.
6. Части постройки
7. Алгоритм, схему, простейший чертёж или рисунок постройки.
8. Результат конструктивно-модельной деятельности. Фотография готового объекта. Самооценка.
Работа с инженерной книгой является одним из ключевых этапов реализации программы, которая осуществляется не только в процессе НОД, но и в самостоятельной деятельности ребенка. Возможности инженерной книги велики. В ходе взаимодействия с инженерной книгой ребенок получает навыки, которые помогают не только в развитии инженерно – технического творчества и много других, среди которых:
- Навыки планирования
- Становление целенаправленности своих действий
- Умение выполнять инструкцию взрослого
- Навыки работы с символьным материалом
- Ориентация на листе бумаги
- Творчество, аккуратность, фантазия
Первый лист инженерной книги, с которой могут работать воспитанники – титульный лист. Этот лист может быть ярким и красочным, чтобы привлечь внимание ребенка и формировать у него эмоционально положительный фон.
Второй лист- это тематическое планирование. Здесь распределены темы парциальной программы с учетом лексических тем, по которым работает образовательное учреждение. Каждой теме присвоен свой символ или знак.
Символ это закодированный условный знак, которым можно обозначать не только условный предмет, но и сложную систему понятия.
Символ несет за собой главное, отделяя не существенное. По мнению психологов, работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует его переходу на более высокий уровень. Поэтому символизация упрощает работу детей в инженерной книге.
В инженерной книге необходимо уделять внимание технике безопасности. Помимо таблиц с изображением общих правил безопасности на занятии с конструкторами и бросовым материалом. На каждом занятии можно знакомить с правилами безопасности на производстве, которому посвящено занятие.
На каждом занятии дети осуществляют выбор конструктора и материалами, с которыми они будут работать и фиксируют галочкой на картинке с предложенным вариантом. А участников своего проекта они изображают схематично. Если ребенок создает индивидуальную постройку – он изображает одного человечка. Если ребята работают в паре –он изображает двух человечков, а если микрогруппой, то трех.
Далее фиксируем схему постройки. Дети схематично изображают тот объект, который они будут конструировать. Схему постройки дети могут изобразить в начале занятия, а потом, основываясь на схему создавать постройку. Ну а могут зафиксировать в конце занятия, в соответствии с заданной конструкции.
Если дети работают в микрогруппе, работу в инженерной книге осуществляет каждый ребенок.
Важным пунктом работы в инженерной книге является определение и фиксация этапов работы. Дети как бы раскладывают свою постройку на составляющие части. Ребенок пробует прорисовать тот Алгоритм работы, которым будет пользоваться на занятии. Такая деятельность помогает детям ориентироваться в своей постройке. Разделять ее на составляющие, выделять главные элементы. Планировать свою работу.
В конце инженерной книги страница, которая может называться «Мои успехи». На этой странице может быть изображен домик, который состоит из того количества кирпичиков, сколько определено занятий программой, т.е. каждый кирпичик посвящен одному занятию. Этому помогает тематическое планирование. Ребенок выбирает кирпичик, самостоятельно фиксирует символ, который соответствует определенной теме и закрашивает его в определенный цвет.
Зеленый цвет используется в том случае, если у ребенка на занятии получилось все, что он планировал, и он остался доволен своей работой, своим результатом.
Желтый цвет обозначает то, что ребенок остался чем-то недоволен, у него что то не получилось, или остались не решенными какие то вопросы.
Красный цвет сигнализирует о том, что ребенок остался недоволен своей постройкой, ну не смог реализовать свой замысел и постройка абсолютно не соответствует его замыслу.
Взаимодействие с инженерной книгой не ограничивается только совместной деятельностью с педагогом, детям нравится возвращаться к своим схемам. Они с удовольствием просматривают свои работы, дополняют их какими то дополнительными элементами, раскрашивают их, обмениваюся своими впечатлениями со своими друзьями, конструируют в свободной деятельности по имеющимся в книге схемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
Освоение парциальной программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"
В своей статье я рассказываю о работе по парциальной программе "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров" с детьми подготовительной к школе группы....
Конспект занятия в подготовительной к школе группы (комбинированной направленности) к парциальной программе « от Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Самолет.
Задачи:1. Формировать у детей позитивные установки к конструктивно-модельному творчеству, формировать навыки сотрудничествам со сверстниками. Способность совместно решить проблему.2....
Удостоверение о повышении квалификации "Особенности реализации образовательной программы "От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров" 15.10.2021г.
Удостоверение о повышении квалификации "Особенности реализации образовательной программы "От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров" 15.10.2021г....
Презентация по реализации парциальной программы "От фрёбеля до робота. растим будущих инженеров"
Предаставляю текст для конференции по обмену опытом в котором описан наш путь по вхождению в парциальную программу. От Фрёбеля до робота....
«Инженерная книга как один из этапов технологии внедрения программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
laquo;Инженерная книга как один из этапов технологии внедрения программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»Это педагогическая практика, которая направлена на воспитанников с...