Статья "Почему разновозрастная группа детского сада - многодетная семья"
статья
Статья "Почему разновозрастная группа детского сада - многодетная семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_raznovozrastnaya_gruppa_detskogo_sada_-_mnogodetnaya_semya.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему разновозрастная группа детского сада -
многодетная семья.
Мартынова Г.С., воспитатель
г. Красноярск,
МБОУ СШ № 99 СП ДС «Волшебники»
Из младшей группы в среднюю группу, из средней группы – в старшую группу, из старшей группы в подготовительную группу... Такой путь дошкольников многим воспитателям привычен и понятен. Путь детей от младшей группы до подготовительной – это традиционный путь в системе дошкольного образования. Но может быть и по-другому, когда воспитанник детского сада на протяжении нескольких лет посещает разновозрастную группу. Разновозрастные группы в детских садах в настоящее время не являются нововведением, в практике дошкольного воспитания они существовали всегда. Чаще всего разновозрастные группы есть в малокомплектных детских садах сельской местности и в частных детских садах, но организация жизни дошкольников в таких группах вызывает у педагогов ряд вопросов и трудностей.
В этой статье я расскажу вам о том, как проживают детство наши дошкольники в условиях разновозрастной группы и в рамках реализации программы «Золотой ключик» и почему дошкольникам психологически комфортно в такой группе.
В настоящий момент в нашем детском саду функционирует 4 разновозрастных группы, в каждой такой группе одновременно находятся дети всех возрастов от трех до семи лет в равной пропорции, примерно от шести до восьми детей каждой возрастной категории.
Что же представляет собой разновозрастная группа? Разновозрастная группа детского сада представляет собой такое социальное объединение детей, в котором дошкольники всех возрастных категорий занимают разное положение, и при этом каждый ребенок одновременно осуществляет социально-коммуникативное взаимодействие по нескольким направлениям: «ребенок - взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок». Что напоминает вам такое взаимодействие? Такое взаимодействие в разновозрастной группе между дошкольниками и взрослыми максимально близко отражает модель большой многодетной семьи, внутри которой дети всех возрастов обучаются социальному и коммуникативному взаимодействию, приобретают бесценный жизненный опыт, учатся выбирать партнера для деятельности, разносторонняя социализация внутри такого разновозрастного коллектива происходит быстро и эффективно.
Сама атмосфера в такой группе, как и в многодетной семье, воспитывает ребенка. Воспитателю не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок естественным путем получает опыт, творчески или механически повторяя действия старших. А принцип развивающего обучения, который лежит в основе программы «Золотой ключик» позволяет ребенку любого возраста в разновозрастной группе делать шаги в своем развитии намного быстрее. Ведь в разновозрастной группе естественным образом предусмотрены ситуации, в которых дошкольники могут у кого-то поучиться и сами кого-то поучить.
Общение в разновозрастной группе дает дошкольникам много полезного - старшие дети становятся образцом для подражания, становятся авторитетом для младших. Важные культурно-гигиенические навыки осваиваются малышами в несколько раз быстрее под влиянием старших детей, младшие дошкольники на примере старших учатся преодолевать трудности, стремятся довести начатое дело до конца.
У старших дошкольников формируется внимание и забота в отношении к младшим, умение помогать и защищать их, прислушиваться к их мнению. Через совместные игры старшие дошкольники помогают младшим преодолеть трудности адаптационного периода. Эмоциональное состояние малышей становится стабильным.
Все воспитанники со временем начинают выстраивать отношения как братья и сестры, где кто-то играет роль старшей сестры или брата, а кто-то играет роль младшего братика или сестренки. При этом в процессе повседневного общения им приходится постоянно помогать друг другу, учиться друг у друга.
Дети в разновозрастных группах последовательно и гармонично переживают свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, старшие видят, какими они были. А на примере старших, младшие представляют, какими они будут. Они видят и знают, что у старших детей есть свои «взрослые» обязанности, что они главные помощники воспитателей, что им разрешается то, чего не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересного, умеют быстро передвигаться, спокойно разбираются в спорной ситуации.
И со временем младшие дети постепенно осваивают все сложные действия, как бы дорастают до них. Им начинают доверять сложные и ответственные дела. Ребенок становиться «взрослым». И это ощущение «взрослости» у младшего ребенка созревает в самом ребенке, что очень важно.
Осуществление парной педагогики, когда во время образовательной деятельности одновременно присутствуют два педагога, в рамках реализации программы «Золотой ключик» в разновозрастной группе, дает дошкольникам возможность увидеть многогранность общения мира взрослых и детей, как и в настоящей большой семье. Парная педагогика в разновозрастной группе дает возможность быстрого перевоплощения одного из педагогов в сказочного героя, делая при этом жизнь дошкольников эмоционально насыщеннее, позволяет задавать увлекательный, быстрый и интересный темп происходящим событиям, которые дети проживают.
Работа воспитателей в разновозрастных группах может показаться кому-то сложной и ответственной, но не соглашусь с этим, такая работа интересна и продуктивна. Да, она требует больших сил и умений, знаний и навыков, терпения и «большого доброго сердца», но такая работа оправдывает себя в большей степени, чем в группах одного возраста.
Жизнь дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада, как вы смогли убедиться, очень похожа на жизнь в большой любящей семье. А реализация программы «Золотой ключик» в разновозрастной группе детского сада делает жизнь дошкольников яркой, интересной, веселой, содержательной и насыщенной, постоянно пересекаясь с игрой. Умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста способствует тому, что со временем в разновозрастном коллективе начинают формироваться правильные взаимоотношения, у детей появляется интерес к совместным играм, общим занятиям, коллективной трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада
Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...
"Организация праздников и развлечений в разновозрастной группе детского сада"
Данная презентация готовилась как отчетный материал по работе в разновозрастных группах. Презентовалась в курганском ИРОСТе на областном вебина...
«Особенности адаптации дошкольников в разновозрастной группе детского сада»
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский са...
"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".
В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе детского сада «Моя семья — глазами детей»
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе детского сада «Моя семья — глазами детей»...
Исследовательская работа в разновозрастной группе на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в разновозрастной группе детского сада»
. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы ...