Проект "Юные пожарные"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад «Рыбка» города Асино Томской области
Проект " ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ "
(Долгосрочный)
Разработали воспитатели группы №1:
Шатова Алёна Владиславовна
2024-2025 учебный год
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В современных условиях проблема пожарной безопасности носит особую актуальность, которая продиктована следующими обстоятельствами:
- увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человеческого фактора;
- наличие игровой деятельности детей пожароопасными предметами;
- недостаточная компетентность и халатное отношение к данной проблеме.
В современных условиях ДОУ необходимо формировать правильное отношение к противопожарной безопасности, т.к. детский возраст является самым благоприятным.
Мы считаем, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Цель проекта:
-формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
-формировать умение оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Мы считаем, что, если воспитывать детей быть ответственными за собственную безопасность и безопасность окружающих, соблюдение противопожарных норм и правил- постоянный процесс, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и сотрудники пожарной охраны, тогда жизнь наших детей будет в безопасности.
Принципы реализации проекта:
-систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
-целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
-формирование новых знаний, умений, навыков в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний;
-принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемые результаты:
-повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.
I этап-Организационно-подготовительный.
Предварительный мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала.
II этап - Рефлексивно-диагностический.
На этом этапе выявляем исходные показатели знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.
Уточнение представлений детей о ППБ, их личный опыт
Беседы, наблюдения, первичный мониторинг
Выявление уровня знаний родителей по данной теме
Анкетирование, индивидуальные и групповые консультации
III этап - Практический.
На этом этапе происходит реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.
Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации
Беседы, занятия.
Сентябрь - май
Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми
Непрерывная образовательная деятельность в традиционных и нетрадиционных формах, экскурсии, ознакомление с художественной литературой.
Приобщение к проблеме в предметно-развивающей среде
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов для закрепления ППБ
Ознакомление с ППБ в досуговой деятельности
Досуги, развлечения, праздники, спортивные мероприятия
Решение проблемы во взаимодействии с родителями
Выставки детского творчества, консультации, беседы, папки-передвижки
Приобщение к проблеме работников пожарной части
Совместные мероприятия с пожарными
Формы реализации проекта:
Непрерывная образовательная деятельность.
Досуговая деятельность.
Игровая деятельность.
Экскурсии, встречи.
Занятия на базе пожарной части
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Формы реализации проекта в непрерывной образовательной деятельности.
Познавательное развитие :
1. «Огонь-друг, огонь-враг»
2. «Почему поезд бывает пожарным?»
3. «Спичка- не игрушка, огонь- не забава»
5. «Стихия- огонь»
6. «Электрические приборы в доме»
7. «Пожарная безопасность в лесу»
8. «Знакомство со службой 01»
9. «Чтобы не было беды, лучше правила учи»
Речевое развитие :
1. «Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар», беседа по содержанию»
2.Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.
3. «Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»
4.Загадки по правилам пожарной безопасности.
5. Составление творческих рассказов на тему.
6. Постановка кукольного театра «Кошкин дом»
7.Моделирование ситуаций.
8. Литературная викторина «Огонь в литературе»
9. Составление рассказов с заданными словами, по картинкам.
10.Чтение, беседа, моделирование ситуаций по рассказам «Бумажный самолётик», «Украшаем ёлку»
11. Инсценировка стихотворения И.Солнышко «Пожарная машина»
Ознакомление с художественной литературой:
1. С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Сказка про спички»
2. Б. Житков «Пожар», «Дым»
3.Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»
4.Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»
5. О. Сенатович «Осенний пожар»
6. Н. Белянина «На досуге», «От горящей спички летом»
7. Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»
8.И.Демьянов «Коробок-чёрный бок»
9. Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» [«Дошкольное воспитание» №5 2006 стр.120]
Беседы:
1. «Огонь -наш друг»
2. «Как люди овладели огнём»
3. «О пользе огня в жизни человека»
4. Эта спичка-невеличка.
5. «Отчего происходят пожары»
6. «Отчего происходят пожары» с рассматриванием иллюстраций
7. Беседы о труде пожарных с рассматриванием иллюстраций, плакатов.
8.Рассматривание иллюстраций с изображением экипировке пожарного, беседа.
9. «В жизни всегда есть подвигу место» с чтением стихотворений С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Стёпа»
10.Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах безопасного поведения возле ёлки»
11. Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, беседа о её назначении.
12.Беседы по иллюстрациям, плакатам на тему «Огнеопасные предметы»
13. «Электрические предметы в доме»
14. Рассматривание и беседа по плакатам «Пожарная безопасность»
15. «Действия при пожаре»
16. Беседа о правилах безопасного поведения на природе с рассматриванием иллюстраций
17. Правила безопасности в детском саду.
Формы реализации проекта в досуговой деятельности:
1.Развлечение на тему: «Добрый и злой огонь»
2.Спортивное развлечение: «Отважные пожарные»
3.Игра «Мы пожарными растём»
4.Литературно- спортивное развлечение по пожарной безопасности.
6.Досуг на тему: «Что мы знаем об огне»
7. Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»
8. Блицтурнир «Пожарная безопасность»
9.Литературная викторина «Огонь в литературе»
10. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»
Формы реализации проекта в игровой деятельности.
Дидактические игры:
«Угадай профессию»
«Собери картинку»
«Кому что нужно для работы»
«Опасные соседи»
«Слушай внимательно»
«Если возник пожар»
«Доскажи словечко»
«Что на картинке?»
«Огнеопасные предметы»
«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»
«Чудесные спички»
Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.
1.Организация выставки детских рисунков «Спички- детям не игрушки»
2. Аппликация «Костёр»
3.Иллюстрирование причин пожаров «Отчего происходят пожары»
4. Конструирование из бумаги «Пожарный автомобиль»
5.Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»
6.Оформление выставки детско-родительского творчества по ППБ.
7.Творческое рисование на асфальте «Спичка»
8. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
9. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Слонёнок»
Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч.
1. Экскурсии в пожарную часть.
2.Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ.
3.Встречи с пожарным инспектором.
4. Знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями. Учебная эвакуация.
Формы работы с родителями.
Консультации:
1. «Опасные предметы в доме»
2. «Детям о труде пожарных»
3. «Новогодние забавы»
4. «Знакомим детей со службой 01»
5. «Ребёнок один дома»
6. «Детям об электричестве»
7. «Откуда опасность?»
8. «Учим детей правильному поведению в лесу»
9. «Безопасность наших детей- в наших руках»
Папки-передвижки:
1. «Спички детям не игрушка»
2. «Чем нельзя украшать новогоднюю ёлку»
3. «Пожарная безопасность»
4. «Возможные причины возникновения пожаров»
5. «Безопасность детей дома от спичек до бытовой химии»
Мероприятия, совместные с родителями:
1. Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о правилах пожарной безопасности»
2. Конкурс детско-родительских рисунков на тему: «Пожарная безопасность».
3. Досуг «Отважные пожарные»»
4. Конкурс детско-родительского творчества на тему: «Знаки по ППБ»»
IV этап- Заключительный.
На этом этапе осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.
Мы предполагаем, что, проведённая работа даст положительные результаты. Будем стараться чтобы у детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности и работе пожарных, выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье.
Литература.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность.Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008
Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.М.:Скрипторий 2003,2007
Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.:Вако, 2007
Житков Б.С.Что я видел. М.: Эксмо,2010
Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа.Разработки занятий.М.:Корифей, 2011
Каминская Н.В.Чудесные спички. //Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006
Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008
Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.:Центр педагогического образования, 2008
Маршак С.Я. Кошкин дом. Ростов-на-Дону:Проф-Пресс, 2010
Маршак С.Я.Пожар. М.:Астрель,2005
Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.М.:Детская литература,1984
Паустовский К.Г. Барсучий нос.М.:Малыш,1977
Паустовский К.Г. Заячьи лапы.М.:Детская литература,2010
Пермяк Е. Рассказы.М.:Стрекоза,2010
Пидручная С. Огонь-наш друг,огонь-наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006
Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007
Тимофеева Л.Л.Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. Метод.пособие –СПБ.ООО «Издательство «Детство- Пресс».2015-192.
Подольный Р. Как человек огонь приручил.М.:Малыш, 1981
Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006
Толстой Л.Н. Пожарные собаки.М.:Малыш, 1986
Фетисов Т. Куда спешат пожарные машины.м.:Малыш, 1979
Циферов Г.М. Жил на свете слонёнок.М.:Малыш, 1975
Чуковский К.И. Путаница.М.:Самовар, 2003
Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.М.:Сфера, 2008
Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности.М.:Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Помощь пожарных» Конспект организованной образовательной деятельности по пожарной безопасности и расширению знаний о назначении пожарной машины (для детей младшей группы ДОУ)
Данный конспект поможет воспитателям научить детей избегать возникновения пожаров и предвидеть последствия своих неправильных действий поведения в быту, а так же осознанно действовать в сложившейся об...
Досуг по пожарной безопасности «Юные друзья пожарных» с привлечением сотрудников пожарной части .
Цель: совершенствование знаний детей по правилам противопожарной безопасности , доставить детям эмоциональное удовольствие ....
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
Развлечение по пожарной безопасности с детьми 5-7 лет Правила пожарные без запинки знайте, Правила пожарные строго соблюдайте!
Цел: Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях....
30 апреля - ДЕНЬ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: пожарное дело - отвага и честь, пожарное дело - так было и есть!
30 апреля - ДЕНЬ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: пожарное дело - отвага и честь, пожарное дело - так было и есть!...
Экскурсия в пожарную часть города. Цель экскурсии – Дать представление о городской пожарной части. Познакомить детей с назначением и строением пожарной машины. Научить детей избегать возникновения пожаров.
В современном обществе приоритетной задачей является – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Важно научить ребёнка уже в дошкольном возрасте правильно действовать в различных жизненных сит...
Юная пожарная дружина «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» проект по формированию элементарных представлений о пожарной безопасности на природе и дома у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность ...