Проект во второй младшей группе детского сада "Волшебница Осень"
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель проекта:
расширить представления детей младшего дошкольного возраста о признаках осени и природных явлениях в осенний период; познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи:
1. Учить правильно называть признаки осени. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы в осенний период;
3. Расширять и активизировать словарный запас детей;
4. Формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 4 Г. КИРОВСКА
Проект (тема)
«Волшебница Осень»
Группа: вторая младшая
Педагоги: Кримжалова С.Н., Воронова А.С., муз.руководитель- Шефнер О.В.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители, музыкальный руководитель
Актуальность (почему взяли): Общение с природой даёт большие возможности для нравственного, речевого и интеллектуального развития ребёнка. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы? », «Зачем опадает листва? », «Куда прячутся насекомые? » и т. д. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Тип проекта (подчеркнуть/дописать):
- по доминирующему методу: творческий, информационный;
- по характеру содержания включает в себя ребенка и: художественно-эстетическую, познавательную, социально-коммуникативную, физкультурную, музыкальную среду ;
- по характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до результата;
- по открытости/характеру контактов: осуществляется внутри возрастной группы, в контакте с семьей;
- по количеству участников: фронтальный;
- по продолжительности: краткосрочный (14.10 - 30.10.2024)
Цель проекта:
расширить представления детей младшего дошкольного возраста о признаках осени и природных явлениях в осенний период; познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи:
1. Учить правильно называть признаки осени. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы в осенний период;
3. Расширять и активизировать словарный запас детей;
4. Формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Задачи проекта для родителей:
1. Изготовление поделок из природного материала
2. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: осенний праздник «Осенние гости»
Реализация задач осуществляется по трем основным направлениям: 1) расширения знаний детей о семье, традициях и праздниках своей семьи 2) развитие познавательной деятельности у детей 3) участие в творческой деятельности
План проекта:
1.Тема и ее происхождение:
2.Смежные занятия и понятия , которые можно изучить в ходе реализации проекта: познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, аппликация, музыка
3.Необходимые материалы: иллюстрации, беседы, игры
4.Вопросы к детям:
-Что мы знаем о осени?
-Как нам узнать?
-Кто(что) нам поможет?
5.Оценка: что нового и интересного вы узнали о семье? (с точки зрения детей и воспитателя).
6.Продукты проектной деятельности: лепка «Овощи», пластилинография «Осень в гости к нам пришла», рисование «Тучка и дождик», аппликация «Овощи в банках», аппликация из природного материала «Совушка», совместная (дети + родители) выставка поделок «Осенние фантазии», коллективная работа детей группы (аппликация + рисование ладошками) «Осень золотая», праздник для детей «Осенние гости»
7.Этапы проекта:
1 этап | Подготовительный этап | - Подбор методической литературы. - Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой и продуктивной деятельности, материала для бесед с детьми на тему проекта - Доведение до участников проекта важности проведения работы по проекту. - Разъяснительная работа с родителями о необходимости работы по проекту. -Подбор пословиц, загадок, стихов и рассказов про осень, осенних признаках -Подбор хороводных и подвижных игр -Подбор материала в родительский уголок |
2 этап | Основной Организационный | 1) Интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначенные взрослым проблемы: Просмотр иллюстраций, чтение стихотворений, сказок, рассказов, отгадывание загадок про осень 2) Привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана 3) Блоки: 1- в детском саду; 2-дома Направления: Что знаем, Что узнали, Как узнали. 4) Совместное движение взрослых и детей к результату 1день- рассматривание репродукции картины «Осень» Беседа «Что такое осень?», чтение потешки «Дождик, дождик веселей», пальчиковая гимнастика «Осенние листья», консультация для родителей «Как правильно одевать ребенка в межсезонье», раскрашивание раскрасок по теме проекта, лэпбук с дидактическими играми для детей «Осень», наблюдение на улице за листопадом, сбор листьев и их рассматривание; подвижная игра «Солнышко и дождик», аппликация из природного материала «Совушка». Сказка «Девочка Осень и волшебные деревья». Предложить родителям дома вместе с детьми сделать поделки на выставку в д/сад -21.10.24 2день-беседа «Какая сегодня погода», игра «Оденем куклу Машу на прогулку», рассматривание картины «Прогулка в лесу», физминутка «Ветер дует нам в лицо», чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»; пальчиковые игры «Грибы», сюжетно-ролевая игра «Магазин», ситуация: «Купим у продавца овощи для супа»; прогулка- рассматривание деревьев в осенний период, п/и «У медведя во бору». Предложить родителям прогуляться вместе с детьми по осеннему парку, увидеть красоту осенних деревьев -22.10.24 3день- беседа «Дары осени», рассматривание картин «Уборка урожая», пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», отгадывание загадок об овощах, лепка «Овощи», хороводная игра «Есть у нас огород», театр.деятельность сказка «Репка»; прогулка- п/и «Огуречик, огуречик», беседа «Как изменилась одежда людей?», консультация «Осеннее творчество» -23.10.24 4день- чтение стихотворений про осень, показ картинок и обсуждение с детьми «Осенние признаки», физминутка «Мы листики осенние», дид.игры «Найди такой же листик», «Чудесный мешочек», пальчиковая гимнастика «Собираем листочки», сюж.рол. игра «Варим вкусный компот на кухне»; прогулка- наблюдение за небом и облаками, п/и «Воробушки и автомобиль»- 24.10.24 5день- пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять», хороводная игра «Раздувайся, пузырь», чтение осенней сказки «Дубушка и Зайка»-обсуждение, рассматривание иллюстраций по теме «Осень»; коллективная работа детей «Осень золотая», прогулка – наблюдение за птицами - 25.10.2024 6 день-составление рассказа по картине «Осень в лесу», чтение сказки «Вершки и корешки», физминутка «Сороконожка», рисование «Дождик», игра «Тихий и сильный дождик», заучивание песни «За окошком кто шалит?»-28.10.2024 7 день- словесная игра с мячом «Что бывает осенью»(признаки) ,раскраски по теме проекта, пластилинография «Осень в гости к нам пришла», развивающая игра «Вершки и корешки. Подбери пару», физминутка «Тучи в небе кружатся», консультация «Необходимость витаминов осенью», подвижная игра «Солнышко и дождик», прогулка- наблюдение за работой дворника в д/саду- 29.10.2024 8 день- выставка поделок детей и родителей, сюж/рол.игра «Мама одевает дочку на прогулку» чтение сказки «Лиса Красота и Зайчонок», дид.игра «Четвертый лишний», праздник для детей «Осенние гости»- 30.10.2024 |
3 этап | Заключительный | Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата Дети с большим интересом узнали о том, что такое осень, что бывает осенью, какие овощи мы собирае осенью. С удовольствием отгадывали загадки, слушали стихи и сказки. Дети активно принимали участие в аппликации, лепке, рисовании, пении. Совместно с родителями создали предметно - развивающую среду, которая влияет на формирование личности ребенка и возможностей для его творческого развития (мастерили поделки). |
Сетевая паутинка проекта
Формы
| Методы
|
Рефлексия проекта (выводы): В результате проектной деятельности дети узнали больше . Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности. У родителей появилась возможность разнообразить совместное с детьми времяпрепровождение. | Средства
|
Загадки про осень, овощи
Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. (Морковь) Не книжка, А с листьями. (Капуста) Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Вверху зелено, Внизу красно, В землю вросло. (Свекла) Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка) Маленький, горький, Луку брат. (Чеснок) Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры) Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (Горох) Летом — в огороде, свежие, зеленые, А зимою — в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы) | Лес разделся, Ветер тучу позовёт, |
Стихотворения про осень
Октябрь Вот на ветке лист кленовый. Нынче он совсем как новый. Весь румяный, золотой. Ты куда, листок? Постой! (В. Берестов) *** Наступила осень, Пожелтел наш сад. Листья на берёзе Золотом горят. Не слыхать весёлых Песен соловья. Улетели птицы В дальние края. (А. Ерикеев) *** | Под кустом свернулся ёжик Мокрый и колючий. И косит над лесом дождик, Разгоняя тучи. В листья красные одетый Улыбается пенёк. Простоял сухой всё лето, А теперь насквозь промок. (И. Могилевская) *** Следом за летом осень идёт, Тихие песни ей ветер поёт. Красную под ноги стелет листву, Белой снежинкой летит в синеву.(В. Степанов) | Осень наступила -Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах. Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья. Птички улетели В теплые края. (А. Плещеев) *** Осень, осень, не спеши И с дождями подожди. Дай еще нам лета, Солнышка и света. (А. Тесленко) |
Чтение художественной литературы
«Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья. (К. Д. Бальмонт)
«Сказка про лису Красоту и зайчонка»
Жила-была в густом лесу лиса по имени Красота. У нее была пушистая рыжая шубка и хвост, который казался, словно из солнечного света сотканный. Лиса была не только красивая, но и добрая, любопытная и очень сообразительная.
Однажды, гуляя по лесу, Лиса Красота встретила маленького зайчонка, плакавшего под кустом.
– Что случилось, зайчонок? – спросила она мягким голосом.
Зайчонок сказал, что потерял свой домик и теперь не знает, как туда вернуться. Лиса Красота, не раздумывая, решила помочь.
– Не плачь, я помогу тебе найти дорогу. Давай вспомним, что ты видел, когда убегал из дома. Может быть, мы найдем какие-то следы.
Зайчонок вспомнил, что по пути видел высокое дерево с дуплом, в котором жила мудрая сова. Лиса Красота решила, что это хорошая подсказка, и вместе с зайчонком они отправились на поиски.
Когда они дошли до дерева с дуплом, их встретила мудрая сова. Лиса Красота вежливо попросила сову помочь, и сова согласилась, рассказав, что заметила, как зайчонок недавно пробегал мимо её дерева.
– После этого он свернул направо и побежал за кусты шиповника, – сказала сова.
Следуя подсказке, Лиса Красота и зайчонок дошли до шиповника, а там увидели маленький дорожный знак – это место зайчонок сразу узнал!
– Теперь я знаю дорогу домой! – воскликнул зайчонок радостно.
Лиса Красота проводила его до самого домика, где их встретили мама и папа зайцы. Они были так благодарны Лисе за помощь, что предложили ей пообедать вместе с ними. На обед были сочные морковки и свежая капуста, какая нравилась всем лесным жителям.
С тех пор Лиса Красота стала настоящей подругой семьи зайцев. Она часто приходила в гости и слушала забавные истории, которые рассказывал зайчонок о его новых приключениях.
А главная мораль этой сказки такова: если ты добрый и отзывчивый, то у тебя всегда будут друзья, которые помогут в трудную минуту. Ведь дружба – это самое ценное сокровище в нашем лесу и в жизни!
«Сказка про девочку Осень и волшебные деревья»
Жила-была маленькая девочка Осень. Её волосы были рыжими, а платье из лёгких прозрачных тканей переливалось всеми оттенками осенних листьев. Каждый год, когда наступала её пора, Осень в своей волшебной стране брала кисточки и краски и отправлялась на земле раскрашивать деревья.
Первым на её пути всегда встречалось стройное дерево с белой корой — Берёза. Она была хорошей подругой Осени и всегда первой приветствовала её. Осень улыбнулась, взяла золотую краску и начала бережно превращать зелёные листья берёзы в золотистые. Те, кто видел это волшебство, не могли не восхищаться красотой золотой берёзы.
Далее на пути девочки встречался величественный Дуб. Его могучие ветви тянулись высоко к небу. Осень знала, что Дубу нравятся тёплые, насыщенные цвета, и поэтому брала кисть с тёмно-красной краской. Листья дуба обретали богатые оттенки, и казалось, что Дуб становится ещё более серьёзным и мудрым.
Затем Осень подходила к Клёну. Клён всегда с нетерпением ждал её прихода, ведь он знал, что скоро станет самым ярким деревом в лесу. Осень брала оранжевую, красную и желтую краски и, как художник, смешивала их на его листьях. Клён вспыхивал разноцветным костром, привлекая внимание зверей и птиц.
Не забывала Осень и про Рябину. Её кисти были увешаны ярко-красными ягодами, и Осень раскрашивала её листья в мягкие желтые и оранжевые тона. Рябина становилась настоящим украшением леса, словно нарядная королева.
В конце своего пути Осень дошла до стройной и изящной Сосны. Сосна не меняла свои иголки, они всегда оставались зелёными, но Осень всё равно пользовалась своим волшебством. Она взяла мягкую пушистую кисточку и аккуратно нанесла на шишки нежные оттенки бежевого и коричневого. Сосна не могла не улыбнуться, чувствуя лёгкое прикосновение волшебства на своих ветвях.
Так и шагала маленькая девочка Осень по лесу, раскрашивая деревья и даря всем яркие краски. Лес оживал, превращаясь в настоящую сказку, а жители леса благодарили Осень за её труд и красоту, которую она приносила.
И вот заканчивалась работа Осени, и наступала зима. Но все знали, что через год она вновь вернется, чтобы снова раскрасить лес своими волшебными красками и превратить его в яркую сказку.
«Сказка про осеннего Кленушку и зайчика»
В одном живописном лесу жили деревья, каждое из которых было особенным и чудесным. Там были грациозные берёзы с белыми стволами, могучие дубы с раскидистыми ветвями и величественные ели с зелеными иголками, которые оставались зелеными круглый год. Но больше всего жители леса восхищались кленом по имени Кленушка.
Кленушка был необычным деревом. Каждую осень его листья превращались в настоящее волшебство: они переливались всеми оттенками красного, желтого и оранжевого. Лесные зверюшки собирались под кленом и с восхищением наблюдали за этим чудом.
Однажды осенним утром, когда солнце только начало подниматься над горизонтом, Кленушка заметил, что его листья начали менять цвет. Он радостно встряхнул ветвями, и листья заполнили воздух разноцветным каскадом. «Наступила моя волшебная пора!» — с восторгом подумал он.
Но тут Кленушка заметил, что маленький заяц по имени Пушик выглядит грустным. Он сидел совсем один и опустил уши. Кленушка тихонько пошелестел своими листьями и позвала его: «Пушик, что случилось? Почему ты грустишь в такую прекрасную осень?»
Пушик поднял глаза и сказал: «Каждую осень ты становишься таким красивым, а я остаюсь обычным серым зайцем. Мне бы так хотелось хоть раз почувствовать, что значит быть таким же ярким и заметным, как ты.»
Кленушка задумался и через мгновение предложил: «Пушик, не грусти. Твои друзья здесь, в лесу, любят тебя таким, какой ты есть. Но если ты хочешь стать немного ярче на время, возьми мои листья и сделай себе осенний наряд»
Зайчик широко улыбнулся и начал собирать разноцветные листья. Он прикрепил их к своим ушкам, спине и даже хвостику. Вскоре Пушик стал выглядеть так, словно осень сама поцеловала его в макушку.
Лесные обитатели, увидев Пушика в его новом наряде, восхищенно зааплодировали. Пушик гордо прыгал по лесу, показывая всем свой осенний костюм. Он чувствовал себя особенным, а его сердце наполнилось теплом и радостью.
С тех пор каждый год, когда наступала осень, Кленушка щедро делился своими листьями с лесными друзьями, чтобы все могли почувствовать осеннее волшебство. И даже когда листья опадали и приходила зима, лес оставался наполненным дружбой и теплом, которые согревали всех до самой весны.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Потешка «Дождик, дождик веселей»
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:
- Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!
- Не ешь меня, - говорит мужик, - я с тобой поделюсь: тебе все вершки, а мне - корешки.
Согласился медведь.
Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погрузил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать. А медведь и говорит:
- Дай твои корешки попробовать. Попробовал и как зарычит:
- Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.
Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждёт. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить. Грызёт медведь корешки - невкусно. Понял он что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь в лесу мёд да малину собирает.
Пальчиковые игры
«Листья осенние тихо кружатся»
Листья осенние тихо кружатся,
(плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
(плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
(трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
"Грибы"
(ладонь сжата в кулак и по - очереди отгибаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и растолстел.
«Засолка капусты»
Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)
И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солим")
Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)
Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)
В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)
Крышкой закрывали. (хлопаем правой ладошкой по левой)
«Собираем листочки»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
«Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")
Физкультминутки
«Сороконожка»
Шла сороконожка по лесной дорожке. (Дети маршируют)
Вдруг закапал дождик кап (Дети имитируют как капает дождик, стучат пальчиком по ладошке)
Ой, промокнут сорок лап.
Насморк мне не нужен, обойду я лужи (Изображает. Как обходят лужи0
Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу.
И потопаю потом (дети топают)
Ой, какой от лапок гром.
«Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
«Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
«Тучи в небе кружатся»
Тучи в небе кружатся,
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица.
(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится,
(Руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.
Подвижные игры
«У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Огуречик, огуречик», «Воробышки и автомобиль». Цель- формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Консультации для родителей
«Осеннее творчество»
«Одежда детей в межсезонье»
Беседа «Что такое осень?»
Цель: формирование представлений детей об основных признаках осени. Задачи: Продолжать знакомить детей с основными признаками осени (листья меняют цвет, листопад, птицы улетают в тёплые края); показать красоту осени; развивать наблюдательность, внимание и память детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Словарная работа: золотая осень, листопад. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме осень; наблюдение за изменениями в природе на прогулке, чтение стихотворений об осени. Ход ОД.
Воспитатель: Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, на улице было жарко или холодно? (холодно) Да, ребята, закончилось лето, и наступила осень. Послушайте стихотворение об осени.
Наступила осень, Пожелтел наш сад. Листья на берёзе Золотом горят
Осень очень красивое время года, и она тоже хочет познакомиться с вами. Чтобы вы узнали о ней, осень приготовила для вас подсказки о себе, но спрятала их в разных местах. В этих местах есть картинки с любимыми цветами осени: жёлтым, красным, зелёным.
Давайте внимательно посмотрим по сторонам и найдём первую подсказку от осени.
Воспитатель обращает внимание детей на стоящую на столе коробку с приклеенным жёлтым берёзовым листочком. В коробке лежат разноцветные листья (жёлтые, зелёные и красные). - Посмотрите, какие красивые листья прислала нам осень. В какие цвета она их раскрасила? (жёлтый, красный, зелёный) Да, ребята, это и есть первая осенняя примета.
Тонкая берёзка В золото одета. Вот и появилась осени примета.
Осенью листья на деревьях меняют свой цвет с зеленого на желтый или красный. Чаще всего встречаются деревья с жёлтыми листьями, поэтому осень называют золотой. Позднее все листья падают на землю. Это явление называется листопад(повторяют)
Золотые листики С дерева летят, Кружит ветер листики— Это листопад.
Воспитатель: Как называется это осеннее явление? (листопад) Воспитатель предлагает детям найти следующую подсказку. На другом столе стоит коробка с красным листочком. Внутри коробки лежат картинки с перелётными птицами.
Воспитатель: Осенью на улице становится всё холодней, жучки и червячки прячутся до весны и птичкам не хватает еды. Поэтому они собираются в стаи и улетают в тёплые края.
Птицы улетают В край тепла и света, Вот вам и другая Осени примета.
Воспитатель: Куда улетают птички? (в тёплые края) Почему они улетают? (нет еды)
Дети с воспитателем находят следующую подсказку от осени. Это – изображение зонтика.
Сеет капли дождик Целый день с рассвета. Этот дождик тоже Осени примета.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Этот дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал красивый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо погуляли. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вот мы и познакомились и подружились с осенью. Мы узнали, что осень раскрасила листья на деревьях. В какие цвета?( жёлтые, красные) Листья падают на землю. Это…(листопад) Куда улетают птицы? (в тёплые края)
Осень рада, что вы с ней познакомились и просит вас найти на какой картинке нарисована она ( воспитатель предлагает детям выбрать из предложенных иллюстраций осенний пейзаж и уточняет у детей почему они выбрали именно его)
Молодцы, ребята. Осень ещё долго будет гостить у нас в городе, а мы с вами узнаем о ней очень много нового.
Беседа «Дары осени»
Цель: развитие творческих, и познавательных интересов.
Задачи: формировать знания детей об овощах, умения отгадывать загадки про овощи, соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи по отличительным признакам, активизировать в речи понятия «большой -маленький», развивать умение различать по внешнему виду наиболее распространенные овощи и называть их, расширять представления детей об осени, времени сбора урожая. Методы и приемы: игровые, практические, словесные, наглядные.
Наглядные средства обучения: Цветные иллюстрации овощей, сюжетная иллюстрация с изображением огорода и грядок на нем, цветные карандаши или фломастеры, альбомные листы
Предварительная работа: Беседа об осени, рассматривание иллюстраций с изображением овощей, сбора урожая, загадывание загадок про овощи.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, наступила золотая осень. А вы знаете, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, я предлагаю вам отгадать загадки:
Лоскуток на лоскутке,
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке (Капуста)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок,
К земле прирос крепко.
Что это? (Репка).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (Лук).
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (Морковь).
Лежит меж грядок, зелен и сладок (Огурец).
(Дети отгадывают загадки. По мере их отгадывания, воспитатель помещает на мольберте картинки с изображением отгаданных овощей).
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, о чем все эти загадки? (овощах)
- А где растут овощи? (ответы детей)
(Воспитатель ставит перед детьми картинку с изображением огорода)
- Я предлагаю вам сейчас послушать стихотворение А.Прокофьева «Огород»:
Поднялся наш огород,
Все под солнышком растет,
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.
- Напомните, какие овощи растут на огороде? (ответы детей)
- Прежде, чем мы продолжим нашу работу, давайте немного отдохнем, выходите на середину группы.
Физминутка
Иван, Иван, вырывай бурьян!
(Дети наклоняются и обеими руками вырывают воображаемые сорняки, отбрасывают их в сторону от себя).
Чтоб росла редиска,
Чтоб росла морковка,
Зеленел лучок-
Не ленись, дружок!
(Имитируют посев семян: берут из левой руки семечко и сажают его в землю, то же делают другой рукой).
Чтоб была репка
Сладкая и крепкая,
Чтоб капусты кочанок
Рос с большущий чугунок!
(Имитируют работу граблями- широко расставив пальцы рук, затем на последние слова- округляют руки, показывая размер кочана капусты).
- Ребята, посмотрите на картинки. Какой замечательный огород у нас получился. Я предлагаю вам поиграть в словесную игру «Большой - маленький»:
- Помидор - помидорчик.
- Огурец - огурчик.
- Капуста - капустка.
- Баклажан - баклажанчик.
- Морковь - морковочка.
- СвЕкла - свекОлка.
- Лук - лучок.
- Перец - перчик.
(Повторяет игру несколько раз, пока дети не усвоят принцип словообразования).
- А теперь, я предлагаю вам раскрасить овощи, но нужно подобрать правильный цвет. У вас на столах находятся раскраски с овощами, рассмотрите их внимательно.
(По окончании работы, воспитатель предлагает детям разложить свои рисунки на столе и посмотреть какой огород получился).
- Мы сегодня с вами собрали большой урожай.
А что мы собирали и рисовали? Про какие овощи были загадки? Когда собирают урожай овощей и фруктов? Вы молодцы, занятие окончено.
Сценарий музыкального праздника «Осенние гости»
Дети под музыку входят в зал и останавливаются стайкой возле ведущего
Вед. Ребята, сегодня я приглашаю вас погулять в осеннем лесу. Но путь туда далек и, чтобы не устали наши ножки – мы поедем на поезде.
Дети становятся друг за другом и за ведущим идут по залу под музыку.
Вед. Вот мы и приехали в лес. Мы про осень песенки дружно распеваем, приходи, мы ждем тебя, Осень золотая
Песня «Осень» Вересокиной. Затем в зал под музыку входит Осень.
Осень. Здравствуйте мои друзья, очень рада встрече я. Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем, под ногами шелестят, и летят, летят, летят. Посмотрите ребята, какие у меня красивые листики, давайте потанцуем с ними.
Осень под музыку раздает детям листья, затем исполняется «Танец с листочками».
Осень. Молодцы ребята, мне очень понравился танец. Ой, ребята, тише- тише, кто-то к нам сюда спешит.
Звучит музыка и в зал входит Тучка. В руках у нее султанчик.
Тучка. Я тучка осенняя, синяя- синяя, пусть небольшая, но очень сильная! Если тлько захочу- всех вас дождиком смочу!
Тучка под музыку бегает около ребят и «брызгает» их дождиком- султанчиком.
Осень. Милая Тучка, подожди, и ребяток не мочи, а лучше поиграй с нами.
Тучка. Осенью часто идут дожди. Дождик бывает тихий, легкий, а бывает сильный ливень- стучит по крыше и по стеклам. Я буду говорить, какой дождик, а вы будете хлопать в ладоши. Если сильный дождик- хлопайте громко, А если тихий- то тихонечко.
Проводится игра «Тихий и сильный дождик»
Тучка. Дождик слабенький бывает, вот такой…(тихо хлопает). Ну-ка, хлопайте ребятки все со мной. Все тихо хлопают. А бывает дождик сильный, вот такой…(сильно хлопает). Снова хлопайте ребятки все со мной.
Вед. Уважаемая Тучка, а еще ребята знают песенку про дождик, послушай ее.
Песня «За окошком кто шалит?»
Тучка. Какая хорошая песенка, спасибо вам ребята, но кого- то нам не хватает.
Осень. Не хватает Солнца нам, давайте позовем его в гости. Скажем все дружно –Солнышко улыбнись в зале нашем покажись
Дети повторяют слова и в зал входит Солнышко.
Солнце. Здравствуйте, а вот и я! Солнце все ребята знают. Солнце очень уважают. Солнце светит ярко- ярко и под солнцем очень жарко. Солнце всех важнее, солнце всех нужнее.
Тучка. Солнце, Солнце, подожди, на меня ты посмотри…(кружится). У меня внутри вода, А вода всегда нужна. Значит, я важнее. Значит, я нужнее!
Солнце и Тучка спорят, топая ногами, кто из них важнее.
Солнце. А вот мы и посмотрим сейчас, кто из нас важнее.
Игра «Солнышко и дождик». Под веселую музыку дети идут за солнышком следом. На музыку дождика дети бегут к Тучке. Солнышко сердится, отворачивается спиной к ребятам.
Осень. Успокойтесь, не сердитесь, а друг с другом помиритесь. С нами в круг скорей вставайте, танец дружбы начинайте.
Исполняется танец «Пальчики- ручки»
Осень. Ах, как весело плясали, дружно ножками стучали, Но пришла пора прощаться, домой пора вам возвращаться. Хорошо мне с вами было! Всех ребят я полюбила! Но прощаться нам пора. Что поделать? Ждут дела! А на прощанье я хочу вам подарить угощение. До свидания ребята!
Осень дарит детям угощение и уходит вместе с Тучкой и Солнцем.
Вед. Простилась с нами осень. Теперь впереди зима. И всем нам поскорее домой вернуться пора. Садитесь в вагончики. Поехали!
Дети под музыку паровозиком выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для второй младшей группы «Животные в осеннем лесу»
Проект групповой, краткосрочный, исследовательско - творческий направлен на изучение диких животных в осенний период времени....

Проект во второй младшей группе «Что нам осень подарила…»
Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты». Задачи: расширять знания детей об осе...

Проект во второй младшей группе "Заходи в осенний дом-чудеса увидишь в нем!!!!"
Данный проект может быть использован в работе с детьми 3-4 лет на занятиях по развитию речи,по ознакомлению с окружающим миром,по ознакомлению с художественной литературой,по изобразительной деятельно...
ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "Что нам осень принесла"
ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ"Что нам осень принесла"...
Проект во второй младшей группе по теме "Осень золотая!"
Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы, пополнить и обогатить знания детей по теме «Осень»....

Проект во второй младшей группе по теме "Осень золотая!"
Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы, пополнить и обогатить знания детей по теме «Осень»....

Педагогический проект во второй младшей группе на тему: «Осень, осень, в гости просим!»
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическо...