Статья "Модели организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"
статья

Мартынова Галина Степановна

В статье раскрывается опыт работы в разновозрастной группе и рассказано о моделях организации образовательного процесса в разновозрастном коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модели организации образовательного процесса

в разновозрастной группе детского сада»

Мартынова Г.С., воспитатель

г. Красноярск,

МБОУ СШ № 99 СП  ДС «Волшебники»

Разновозрастная группа детского сада представляет собой такое социальное объединение детей, в котором дошкольники всех возрастных категорий занимают разное положение, и при этом каждый ребенок одновременно осуществляет социально-коммуникативное взаимодействие по нескольким направлениям: «ребенок - взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок». В связи с этим, у педагогов возникает вопрос: каким же образом организовать процесс обучения, чтобы он соответствовал возможностям каждого ребенка, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в различных видах деятельности и получил необходимый социальный опыт, учитывая при этом, что каждый ребенок  индивидуален и каждый возраст имеет свои особенности развития.

 Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить учения Льва Семеновича Выготского. По его утверждениям, та сумма знаний и умений, которые есть у ребенка на данный, текущий момент – это его актуальное развитие. Если же ребенок чего-то не умеет – это его зона ближайшего развития. Особенность зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг у ребенка готов к определенной деятельности, но без определенных условий дело не сдвинется с места. Этими определенными условиями являются помощь взрослого и наличие игровой деятельности. Сначала именно в игре и с помощью взрослого ребенок учится справляться с поставленной задачей, обучается чему-то, и если через какое-то время ребенок может  справляться с этой задачей самостоятельно, то его зона ближайшего развития трансформируется в актуальное развитие и ребенок в своем развитии делает шаг вперед. В группе детского сада, в которой присутствуют дошкольники одного возраста, педагогу очень легко создать игровую ситуацию, а вот оказать индивидуальную помощь каждому воспитаннику одновременно не представляется возможным. Совсем иначе происходит в разновозрастной группе детского сада, ведь именно разновозрастная группа является той средой, в которой ребенок любого возраста получает разнообразное и разностороннее общение со взрослыми и именно в разновозрастной группе естественным образом предусмотрены ситуации, в которых дошкольники могут у кого-то поучиться и сами кого-то поучить. Использование игровых технологий и теории Выготского в организации деятельности детей в условиях разновозрастной группы,  способствует познавательному, умственному, эмоциональному и коммуникативному становлению дошкольников.

Таким образом, в разновозрастной группе детского сада ребенок любого возраста делает шаги в своем развитии намного быстрее.

На основе своего практического опыта, хочу рассказать вам о двух наиболее часто применяемых моделях взаимодействия дошкольников и воспитателей, при организации образовательного процесса в нашем детском  саду в разновозрастной группе, где одновременно находятся дети всех возрастов от трех до семи лет в равной пропорции, примерно от шести до восьми детей каждой возрастной категории. Хочется отметить, что в нашей разновозрастной группе реализуется программа «Золотой ключик» и во время образовательного процесса всегда присутствуют одновременно два воспитателя.

Одна из форм, применяемая нами, заключается в том, что для решения какой-либо поставленной задачи, дошкольники самостоятельно делятся на микрогруппы. Каждый раз при делении получающиеся мини-группы оказываются разными по количеству детей и разные по возрастному составу. При таком регулярном делении детского разновозрастного коллектива на мини-группы, дошкольники обучаются социальному и коммуникативному взаимодействию, приобретают бесценный жизненный опыт работы в небольшом коллективе и учатся выбирать партнера для деятельности. Многие сложности в коммуникативном поведении детей разновозрастной группы решаются как раз за счет общения дошкольников в мини-группах и расширения круга общения. Ведь помимо мира детей различных возрастов, каждый ребенок налаживает контакт и с миром взрослых. А, следовательно, в дальнейшем, перейдя в школу и став младшим школьником, такой ребенок будет легче налаживать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками внутри класса, а так же с иными членами любой социальной группы. Кроме того, когда все действия мини-групп постоянно происходят в игре, то выполнение совместной задачи становится веселым и увлекательным делом: для каждого ребенка находится своя роль и каждый дошкольник чувствует себя частичкой большой команды.

Однажды, дошкольники решили отправиться в увлекательное морское путешествие и чтобы осуществить задуманное, они разделились на три мини-группы. Каждая мини-группа выбрала себе посильную задачу, решение которой помогало подготовиться всем вместе к путешествию. Одна из мини-групп обсуждала, какое транспортное средство лучше подойдет для путешествия, почему и как его можно построить, другая мини-группа решала, что можно взять с собой из продуктов питания  и какие необходимые предметы понадобятся в путешествии, третья мини-группа обсуждала вопрос, касаемый одежды для путешествия. На обсуждение было решено отвести определенный промежуток времени, по истечении которого все три мини-группы собрались вместе и каждая мини-группа предложила решение вопроса, который они обсуждали. После обсуждения дошкольники опять разделились на мини-группы, и таких групп в этот раз получилось две. Та часть дошкольников, которых оказалось большинство, решили приступить к постройке корабля, а та группа детей, которая по численности оказалась меньше, чем первая, занялась сбором продуктов и необходимых предметов для путешествия. И пока постройка корабля шла полным ходом, дошкольники из второй мини-группы получили от медицинского работника медикаменты, необходимые в путешествии для оказания первой помощи. Повар на кухне дал ребятам с собой в путешествие воду, печенье и  консервы. Охранник в детском саду предположил, что ребятам в путешествии обязательно пригодится рация и спутниковый телефон и с удовольствием одолжил данные предметы детям. Секретарь рассказала, что в путешествиях отважный капитан всегда делал заметки в журнале и подарила детям книгу для путешествия. Логопед в детском саду одолжила ребятам компас, атлас и карту морей. А завхоз пополнила рюкзак дошкольников такими необходимыми предметами, как мыло, антисептик, бумажные полотенца… В результате такого  взаимодействия дошкольников и работающего персонала дети закрепили ориентировку в пространстве и в помещении детского сада, учились обращаться за помощью к взрослым и получали бесценный социально-коммуникативный  опыт.  Общими дружными усилиями корабль был построен, все необходимые предметы и продукты для путешествия были собраны в рюкзаки, ребята переоделись и тельняшки и увлекательное морское путешествие началось…

Вторая модель организации взаимодействия дошкольников и взрослых в разновозрастной группе нашего детского сада заключается в том, что решение поставленной проблемы или задачи осуществляется без деления на мини-группы, т.е. всем коллективом.

Например, Золушка прислала детям письмо, в котором рассказала, что злая мачеха потребовала приготовить ей и ее дочерям бальные платья. Бал совсем скоро и платья должны уже быть готовы через два часа. Вот только дочери у мачехи капризные и хотят иметь несколько платьев сразу. Одной Золушке никак не успеть изготовить большое количество платьев, и она просит ребят ей помочь. Дошкольники, конечно, берутся помочь Золушке все вместе. И в нашей творческой мастерской, используя разные художественные материалы, они дружно изготавливают платья для Золушки, не забывая при этом следить за временем… А однажды к дошкольникам разновозрастной группы заглянула Снежная Королева, уж такая она была злая, что заявила о том, что собирается построить новый ледяной дворец, да вот только не может решить, какой дворец она хочет. И не знает, где ей найти умельцев-мастеров, которые могли бы ей помочь? Дошкольники уверяют Снежную Королеву, что они смогут ей помочь: и нарисуют, и построят, и сделают эскизы. Все принялись за дело, работа закипела. Помогали не только Снежной Королеве, но и старшие дошкольники помогали  младшим.

В результате такого взаимодействия дошкольников в разновозрастной группе каждый продукт детской деятельности получается индивидуальным и неповторимым, исчезает шаблонность и действия по образцу, и  каждый ребенок любого возраста имеет  возможность реализовать свой творческий потенциал.

При такой организации жизни детей в условиях разновозрастной группы детского сада, жизнь дошкольников становится яркой, интересной, веселой, содержательной и насыщенной, тесно пересекаясь с игрой. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста способствует  формированию в  разновозрастном коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятиям, коллективной трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"

В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....

«Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты....

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА»

Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения....

Опыт работы «Планирование и организация образовательного процесса в разновозрастной группе общеразвивающей направленности» (выступление на МО)

Материал помогает воспитателем планировать и организовывать образовательную деятельность в разновозрастной группе...

Консультация для родителей «Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»

Консультация для родителей«Особенности организации образовательного процесса  в разновозрастной группе»...

Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе

консультация для родителей на тему "Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе"...

Рекомендации по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада

Рекомендации по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада...