Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе
консультация

консультация для родителей на тему "Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»

        Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

        Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

        Исходя из моих наблюдений, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

        Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

        В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и НОД (непосредственная образовательная деятельность), основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирование умений.

Игра

        Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации познания приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, познают новое.

        В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

        Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается НОД.

Непосредственная образовательная деятельность:

        В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации образовательного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

        Наиболее эффективным, на мой взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные задания). Более общие образовательные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

        Педагог, организовывая непосредственную образовательную деятельность в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

        Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

        Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

1. Воспитатель, организовывая НОД в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. При проведении НОД в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие НОД целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"

В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....

«Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты....

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА»

Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения....

Опыт работы «Планирование и организация образовательного процесса в разновозрастной группе общеразвивающей направленности» (выступление на МО)

Материал помогает воспитателем планировать и организовывать образовательную деятельность в разновозрастной группе...

Консультация для родителей «Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»

Консультация для родителей«Особенности организации образовательного процесса  в разновозрастной группе»...

Консультация для родителей. «Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»

Консультация для родителей об особенностях  проведения в разновозрастной группе занятий и игр....