Проект "По дороге к творчеству"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка»
Проект «По дороге к творчеству»
Автор-составитель:
Борисова Т. А.
Дорогобуж, 2023
Тип проекта: творческий
Продолжительность: 2 года
Автор проекта: воспитатель Борисова Т. А.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе групп, воспитатели, родители.
Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, то есть не стремятся проявлять творчество.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.
Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности
- дает возможность для творчества;
- формирует умение предвидеть будущий результат;
- воспитывает самостоятельность;
- развивает пространственно-образное мышление;
- дает толчок обогащению речи;
- улучшает координацию глаз – рука;
- повышает уровень подготовки к школьному обучению.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством экспериментирования в продуктивной деятельности.
цели были определены следующие задачи:
1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.
2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
4.Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.
Объектом является: процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет: виды продуктивной деятельности.
Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.
Новизна.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.
Практическая значимость заключается в создании условий для развития эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Тип проекта: художественно – эстетический, познавательный, групповой.
В основу опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в продуктивной деятельности является развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения в познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в продуктивной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Основные методы и приемы работы:
рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,
наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;
чтение художественных произведений,
игры (дидактические, подвижные)
Здоровье развивающие технологии:
пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз,
дыхательная гимнастика,
артикуляционная гимнастика,
динамические паузы
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.
Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества
Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.
У детей будет развита мелкая моторика рук.
Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.
Инструменты и материалы:
Цветная бумага, цветной картон, салфетки
Клей ПВА, клей-карандаш
Гуашевые краски
Восковые мелки
Кисточка
Ватные палочки, поролон
Пластилин
Трафареты, шаблоны
План реализации проекта
1 этап - организационный
Подготовительные мероприятия
1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.
2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.
3. Постановка проблемы.
4. Составление плана.
2 этап – основной
Рисование
Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой. (Занятия: «Рябинка» «Котенок»)
Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги (Занятия: «Подснежники» «Мишка»)
Познакомить с техникой - оттиск пробкой. (Занятие: «Шарики», «Цветы»)
Познакомить с техникой рисования восковыми мелками (Занятия: «Любимая игрушка» «Салют»)
Лепка
Закреплять знания детей о приемах работы с пластилином и тестом в нетрадиционных техниках (Занятия: «Весенняя история», «Мухомор», «Корзинка с яблоками», «Дружба зверей»)
Аппликация
Закреплять знания детей о приемах работы с бумагой и тканью в нетрадиционных техниках (Занятия: «Зимушка-зима», «Моя любимая игрушка», «Птичка», «Необычные облака»)
Дидактические и развивающие игры Эксперименты с красками «Волшебная поляна», «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др. «Подкрасим воду» «Разноцветные льдинки».
Выставки детского творчества
Работа с родителями
Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей. Опросы, беседы, консультации
3 этап заключительный
Изготовление папки с детскими работами.
Проведение консультации для родителей. Выставка детских работ. Разработка памятки для родителей. Анализ выбора детьми вида деятельности.
Список использованной литературы:
1. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ, 2016. – 112 с.
2. Дыбина О.В. Занятия по изобразительному искусству в старшей группе детского сада. – М., 2009 год.
3. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: 4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2010год.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. – М., 2021 год.
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников».
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество - деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребенка.
Изобразительное детское творчество является массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребенка со взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Любые задатки, прежде чем превратить в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет начинает изображать узнаваемые предметы.
Как развивать творческие способности?
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1) Развитие воображения. Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.
2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, чтобы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.
2. Второе - создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.
3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.
5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых - это пятое условие. Главное - не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям.
Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«Занятие рисованием способствует
разностороннему развитию личности ребенка».
Аристотель
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.
Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.
Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации"
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника:
- Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь.
- Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
- Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
- Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
- Эстетическое воспитание – развивается чувство цвета, эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей.
Аппликация (лат. applicatio — прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
В настоящее время редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники аппликации с разнообразными элементами: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создание поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
В совместной деятельности с детьми по аппликации можно использовать следующие нетрадиционные техники работы:
Мозаика из яичной скорлупы. Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились, их можно раскрасить.
Мозаика из крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп. На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её раскрашивают. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Мозаика из салфеток. Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
- возможность создавать шедевры без ножниц;
- развитие мелкой моторики маленьких ручек;
-развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
- широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из резанных шерстяных нитей. Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.
Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу (в старшем дошкольном возрасте можно использовать собственный рисунок ребёнка), определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Орига́ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из гофрированной бумаги — один из видов так называемой поделочной бумаги. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из ткани - разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к обучению детей нетрадиционным техникам аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Рекомендации родителям.
*занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира;
*не стремиться навязать ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными видами деятельности;
*не ограничивать детскую свободу и раскованность;
*доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка.
Детские поделки - благодатная нива для взрослого, ведь ребенку интересно все, что можно потрогать, не боясь испортить или создать что-то собственными силами. Простор для такой приятной работы может дать любой подручный материал, найденный в закромах вашего дома.
Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, для образования дошкольников исторически и научно доказано. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Используя нетрадиционные техники аппликации, усиливается интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка»
Конспект занятия по изобразительной деятельности
в старшей группе
Тема: «Подснежники»
Воспитатель:
Борисова Т. А.
Дорогобуж, 2023
Образовательные задачи:
- расширять представление детей весне;
- рисовать красками и кистью, цветы зубной пастой (тычком) - придавая им объём, цвет и форму;
Развивающие задачи:
- закрепить признаки поздней весны;
- закрепить цвет, форму, счет и величины;
- закрепить весенние месяца;
- закрепить знания о садовых цветах, луговых и лесных;
- закрепить строение цветка - работа по модели;
- развивать связную речь детей , обогащать словарь, воображение;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные задачи:
- вызвать у детей интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинок (объектах) природы в доступной изобразительной деятельности;
- вызвать эмоциональный отклик, у детей на красоту, изящество и нежный аромат весенних первоцветов;
- воспитывать любовь к природе (цветы рвать нельзя, их можно только нюхать);
Предварительная работа:
- рассматривания картинок с цветами;
- заучивание стихов;
- загадывание загадок работа по модели;
- чтение рассказов о весне материал;
- лист бумаги, краски, кисточка, баночка с водой, губка для смачивания кисти, зубная паста, ватные палочки-тычки.
Оборудование:
Аудиозапись "Времена года", "Вальс цветов" П.И.Чайковского, предметные картинки с цветами, дидактические игры, разрезные картинки, модели: строение цветов.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с цветами и живых цветов.
Ход мероприятия:
Орг. момент
Загадка:
«Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
(весной)
В: Ребята ходили ли, вы в весенний лес? - хотите отправиться туда?
Д: (Да)
В: Чтобы попасть в весенний лес на полянку лесную, мы должны пройти путь. Надо пройти по кочкам и посчитать их, чтобы не провалиться в болото. Перепрыгнуть через ручеек. (Дети выполняют)
В: Вот мы и оказались с вами на цветущей лесной полянке. Какие первоцветы мы видим на картинке?
Д: Подснежники, мать и мачеха и т.д.
В: Украсился весенний лес скромными, удивительно нежными, но такими изящными и милыми цветами -подснежниками. Давайте же внимательно рассмотрим их. Расскажите (по модели) из чего состоит цветок? (стебелёк, тоненький но прочный, цветок и листочки.
Дидактическая игра: «Собери цветок».
В: А как вы думаете, кто ухаживает за цветами в саду?
Д: Ответы детей.
В: А как вы думаете, кто посеял цветы в лесу?
Д: Предположения детей.
В: Ребята, действительно, цветы разносят в клювах птицы, ветром, лапками животных и людей, потоком воды. Благодаря солнцу и дождю цветы растут в лесу.
В: Можно ли рвать цветы в лесу?
Д: Ответы детей.
В: Да, ребята, многие цветы очень редки и занесены в Красную книгу, их рвать запрещено.
Физминутка:
«Говорит цветок цветку,
Подними-ка свой листок (дети поднимают руки и опускают руки)
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка (наклоны влево, вправо, вперед назад)
Вот зарядка для цветка
Отряхнись и успокойся (умываются и встряхивают кистями рук)
В: Ребята, я предлагаю нарисовать подснежник своими руками.
Объяснение выполнения работы.
Пальчиковая гимнастика:
«Наши милые цветы,
Распускают лепестки (разжимают пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (помахать пальцами)
Наши милые цветы,
Закрывают лепестки (плавно сжимают пальцы в бутон)
Тихо засыпают,
Головой кивают (плавно пальцами кивают и отпускают руки на стол)
Самостоятельная деятельность детей (Звучит аудиозапись «Вальс цветов»)
Выставка работ детей – «Подснежники на поляне»
Итог занятия:
В: Чем мы занимались?
Куда ходили?
Что больше всего понравилось вам делать?
Можно ли рвать цветы? И почему?
В: Замечательные цветы получились у вас, ребята, молодцы!
Список используемой литературы
- А.С. Галанов «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». Москва, 2010.
- В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников. М.:ВАКО, 2010
- Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» МТЦ «Сфера», Москва 2005
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Конспект занятия по лепке в старшей группе
«Весенняя история»
Воспитатель:
Борисова Т. А.
Дорогобуж, 2023
Цель: обобщить знания, умения полученные в течении года.
Задачи:
- расширять представления детей о характерных признаках весны, образе жизни лесных обитателей (птиц, насекомых), первых весенних цветах. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Активизировать в речи употребление прилагательных, правильно использовать грамматические формы, формировать словарь по теме.
- пробуждать особую эмоционально-эстетическую отзывчивость в общении с природой, стремление любоваться и одновременно заботиться о ее сохранении.
- упражнять детей в использовании приема вырезания симметричного изображения путем складывания бумаги пополам, или в несколько раз.
- учить использовать природный и бросовый материал в художественно-декоративном оформлении поделки.
Воспитывать: чувство прекрасного, бережное отношение к природе и цветам.
Оборудование: набор картинок из серии «Первоцветы», «Насекомые», «Перелетные птицы», «Деревья», разрезные картинки, модель «цветка», аудиозапись «Голоса птиц», «Времена года», незавершенный макет цветочной поляны, пластилин, стеки, клеенки.
Ход занятия
Организационный момент.
- Прислушайтесь, дети. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окошком?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот,
Тихо так прийти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки
Сняв зеленые ботинки
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду красота.
Это значит, это значит:
В гости к нам пришла весна!
Весна – удивительное время года. Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко и подует теплый ветерок?
- назовите «приметы весны»
- назовите весенние месяцы.
А чем пахнет весна?
Воздух наполнен ароматами молодой клейкой листвы, почек, свежей зелени.
Физминутка «Деревья в лесу»:
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, руки встряхнули
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут покажем –
Крылья сложили назад.
- какие деревья растут в лесу? (по картинкам: ель, дуб, береза, рябина, клен)
- а как просыпаются деревья? (появляются почки, листочки)
- дети, хотите к весне в гости в весенний лес попасть?
Дети (водят хоровод и декламируют):
Идет матушка весна, отворяй ворота,
Первый март пришел, всех детей провел.
А за ним апрель – отворяй окно и дверь,
А уж как пришел май – веселись и не скучай!
- вот мы и попали в весенний лес. Закройте глазки и прислушайтесь. Что здесь можно услышать? Кого встретить?
Звучит фрагмент «Голоса птиц».
- о чем поют, о чем хлопочут птицы? (птицы строят гнезда и высиживают птенцов)
- каких перелетных птиц вы знаете? (картинка: «перелетные птицы»)
- а каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над цветами? (бабочки, жучки насекомые – по картинкам насекомых). Чем они полезны?
Фонетическая зарядка «На поляне»
Птицы щебечут, а жуки жужжат (ж-ж),
Ручейки журчат, а комарики звенят (з-з),
Бабочки порхают, а листочки шелестят (ш-ш),
- а сейчас проверим, знаете ли вы, как называются птенцы у разных птиц?
Д.и. «Кто у кого» - с мячом.
У скворца – скворчата
У грача – грачата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У аиста – аистята.
Весна – утро года: природа просыпается от зимнего сна. Как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку. Самая большая и яркая радость – это первые весенние цветы. Какие вы знаете весенние цветы? Ответы детей по картинкам – цветы (подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, одуванчик).
- почему их надо беречь?
- в красной книге написано «не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами и лугами, но и душой». И вот однажды Весна-красна решила собрать все эти прекрасные цветы на одной поляне. Пусть люди красоте порадуются. Хотите увидеть эту поляну?
- нужно закрыть глаза, сказать волшебные слова. «Крибле-крабле-бумс» полянка, появись! (дети подходят к закрытому макету).
- что такое? Где цветы, куда они пропали?
- а может, это проделки волшебницы зимы? Может она прокралась на полянку и «заморозила» все цветы? Чтобы не было у людей весенней радости, а были только мороз и стужа. Что же нам делать, дети? Как помочь весне? (дети дают разные ответы).
- может быть, сами сделаем чудесную полянку, где будут цвести на радость людям первоцветы?
Предлагаю сделать из пластилина цветы и украсить их имеющимися материалами (дети изготавливают макет цветочной поляны из пластилина).
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Подводится итог занятия.
Список используемой литературы
1. Р.Г. Казакова «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий по продуктивной деятельности» ТЦ «Сфера». Москва 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественному творчеству (лепка) в младшей группе «К нам гости пришли, Дорогие пришли…….»
Занятие по художественному творчеству в младшей группе....
НОД Художественное творчество (Аппликация) Тема: «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!»
НОДХудожественное творчество(Аппликация) Тема: «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход!»Цели: 1. учить путём аппликации создавать изображение светофора...
Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»
Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога» (Дошк...
Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...
Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.
Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....
По дорогам сказок. Творчество Шарля Перро
Интерактивное занятие.Для детей подготовительной к школе группы по сказкам Шарля Перро....
Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...