Планирование работы в школе молодого педагога
материал

Ткачева Ирина Владимировна

Цель «Школы молодого педагога»: повышение профессиональной компетентности молодого воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_v_shkole_molodogo_pedagoga.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 2 городского округа г. Райчихинска

Планирование работы

в школе молодого педагога

в МДОАУ детском саду № 2

г. Райчихинск

Пояснительная записка

 Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов, и у меня многие учились.

                           А.С.Макаренко 

Современное дошкольное образование остро нуждается в педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогической деятельности, новые условия профессиональной деятельности. Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как педагог пройдет, зависит состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела.

Работа в «Школе молодого педагога» проводится с:

- выпускниками образовательных учреждений, работающих первые 3-5 лет.

- с педагогами, которые пришли в ДОУ из других сфер профессиональной деятельности, например учителей.

Цель «Школы молодого педагога»: повышение профессиональной компетентности молодого воспитателя.

Задачи:

  • Помочь адаптироваться в новом коллективе педагогам.
  • Систематизировать знания молодых специалистов в области использования разнообразных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при проведении различных режимных моментов.
  • Способствовать активному освоению способов взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Познакомить с возможностями и способами повышения профессиональной компетентности.

Принципы наиболее значимые на начальном этапе работы:

  • Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов, несмотря на возраст.
  • Принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;
  • Принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.

Формы и методы работы.

  • обучение на рабочем месте;
  • осуществление практики наставничества;
  •  участие в работе методических объединений (Д0У, города);
  •  самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;  
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.

        Занятия проводятся 2 раз в месяц и по необходимости. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ.

План работы  «Школы молодого педагога» на учебный год

Форма занятия

Содержание работы

Сроки

Ответственный

 

1.

 

 

     

 

Организационный

диалог

 

 

 

Принятие плана работы на учебный год.

Оформление документации педагога.

 Ознакомление со структурой образовательной программы

Сентябрь

 

 

Заместитель  заведующей

Старший воспитатель

2.

Консультация

Составление индивидуальной карты ребенка (диагностика)

Познакомить с инструментарием, используемым при составлении индивидуально карты ребенка.

Сентябрь

 

Старший воспитатель

Круглый стол

Методы и приемы, используемые при организации  организованной деятельности.

Систематизировать знания об использовании игровых, словесных, наглядных методов  при организации образовательной деятельности.

Октябрь

Заместитель  заведующей

Старший воспитатель

2.

Консультация

Тема: «Оформление портфолио-как одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов»

Объяснить цели, задачи и функции портфолио педагога. Порядок оформления и варианты использования материалов. Структуру и основные разделы портфолио.

Октябрь

Старший воспитатель

3.

Консультация

Практикум

Тема: «Требования к организации предметно-развивающей среды ДОУ, отвечающей требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО».

Цель:  Научить проектировать предметно-пространственную развивающую среду ДОУ в соответствии с ФГОС.

Задание. Проанализировать предметно-развивающую среду своей возрастной группы.

Ноябрь

Заместитель  заведующей

4.

Консультация

Практикум

Формы работы с родителями. Выработка навыков взаимодействия с родителями.

Ноябрь

Старший воспитатель 

5.

Практикум

 

Тема: «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности молодых педагогов к организации игровой деятельности детей в ДОУ.

Декабрь

 

Заместитель  заведующей

6.

Консультация

 

 

Тема: «Формирование связной речи детей» (обучение рассказыванию)

Цель: Активизация форм повышения квалификации молодых педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования связной речи детей.

Январь

Учитель-логопед

Старший воспитатель 

7.

Коллективные просмотры у педагогов - стажистов 

Тема: «Неделя профессионального мастерства»

Цель: Повышение педагогического мастерства и престижа профессии воспитателя дошкольного учреждения.

Февраль

Старший воспитатель  

Педагоги наставники

8

Консультация

 

 «Работаем с проектами» Составление плана организации работы над проектами (этапы работы).

Февраль

Старший воспитатель  

9

Анкетирование

Консультация

 Анкетирование молодых специалистов по проблемам в образовательной деятельности.

 Обеспечение роста профессиональной компетентности педагога через организацию работы по самообразованию

Март

Заместитель  заведующей

Старший воспитатель  

10

Индивидуальное консультирование по запросам педагогов

Март

Заместитель  заведующей

Старший воспитатель  

11

Консультация

Тема: Планирование подвижных игр в разных возрастных группах

Цель: Расширение представлений об использовании подвижных игр в работе с дошкольниками.

Апрель

Старший воспитатель  

Инструктор по физической культуре

12

Консультация

Организация прогулки. Систематизировать навыки взаимодействия с детьми во время прогулки (в ходе трудовой, игровой и индивидуальной деятельности).

Апрель

Старший воспитатель  

13

Круглый стол

 

 

 

Подведение итогов работы за год.

Творческий отчёт молодых педагогов (представление «Портфолио»)

Определение перспектив на следующий учебный год.

Май

 Заместитель  заведующей

Старший воспитатель  

 

                           

Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что

доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

Ключ к тесту:

Если у Вас преобладают ответы:

«А» – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

«Б» – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

«В» – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

для ответов типа «А» – нормальная.

Для ответов типа « Б» – неустойчивая.

Для ответов типа «В» – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

  • «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
  •  Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  •  Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  •  Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  •  Не скупитесь на похвалу.
  •  Не создавайте конфликтных ситуаций.
  •  Следите за внешностью и поведением.
  •  Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  •  Любить ребенка таким, каков он есть.
  •  Уважать в каждом ребенке личность.
  •  Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  •  Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  •  Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  •  Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  •  Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

  •  Кричать и наказывать детей.
  •  Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  •  Приходить к детям с плохим настроением.
  •  Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  • Оставлять детей одних.
  • Унижать ребенка.

Анкета для молодого воспитателя ДОУ

1. Ф. И. О.

2. Дата рождения

3. Сведения об образовании (название учреждения, год окончания, специальность, квалификация)

4. Семейное положение

5. Какой стаж Вашей педагогической деятельности?

  • Только начал свою профессиональную деятельность;
  • От 1 до 2 лет;
  • От 2 до 3 лет;
  • От 3 до 5 лет;

6. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

7. Что в профессии воспитателя вы считаете самым главным?

8. Какими личностными качества, по-вашему мнению, должен обладать воспитатель?

9. Какие чувства Вы испытывали в период адаптации (в первое время работы в учебном заведении)?

10. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

11. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

  •  Да, изменилось в лучшую сторону;
  •  Да, изменилось в худшую сторону;
  •  Нет, осталось прежним;
  •  Затрудняюсь ответить;
  •  Другое

12. С какими трудностями Вы столкнулись в работе?

13. В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

  •  Тревожность, неуверенность в своих силах;
  •  Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
  •  Пессимизм, чувство собственной неполноценности;
  •  Повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  •  Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;
  •  Страх в общении с администрацией дошкольного заведения, родителями дошкольников;
  • Другое

14. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

15. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

16. Что является источником повышения вашего профессионального уровня?

  • Изучение методической литературы, учебных пособий;
  • Изучение научно-педагогических журналов;
  • Изучение научных статей в сети Интернет;
  • Изучение электронных учебников и книг;
  • Другое

17. Чего Вы хотели бы достичь на педагогическом поприще?

18. Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?

  • Признание Вашей работы;
  • Уважение со стороны коллектива;
  • Хорошая заработная плата;
  • Хорошие условия работы;
  • Возможность самосовершенствоваться;
  • Стабильность, надежность организации;
  • Творческая деятельность;
  • Высокое разнообразие деятельности;
  • Возможность работать с детьми;
  • Другое

19. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

20. Что Вам хотелось бы изменить?

21. Есть ли у Вас какие-либо идеи, предложения, которые хотели бы реализовать в детском саду?

22. Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить как опыт?

23. Что Вам больше нравится: думать, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, музыкой, читать художественную литературу, драматизация или что-нибудь другое?

24. Чем бы Вы хотели увлечь детей?

25. Чем на Ваш взгляд вы могли бы быть полезны детям?

26. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы "Школы молодого педагога"

План работы (без конспктов занятий) "Школы молодого пдагога" на учебный год....

Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).Поэтом...

Нетрадиционная форма работы с кадрами "Школа молодого педагога". Тема встречи "Если только захотим - на планету полетим"

Нетрадиционная форма работы с кадрами "Школа молодого педагога".Считается, что игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети. Данная форма ра...

Планирование работы наставника с молодым педагогом

В материале прелставлено планирование работы  наставника с молодым педагогом...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Формы работы с родителями». «Школа молодого педагога».

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общитель...