Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»
проект по теме
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что взрослым необходимо «Нацелить» ребенка, заинтересовать, «замотивировать», помочь обнаружить проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Моя задача, как педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Я постоянно в поиске содержания, средств, методов работы с дошкольниками и выбираю такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.
Большой интерес вызывают у детей занятия-поездки, занятия-путешествия, поэтому я уделяю этому особое внимание в своей работе. По-моему мнению основной формой организации детей являются интегрированные, тематические занятия, при реализации проектов различной длительности: краткосрочных и длительных и т.д. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. Другими словами можно сказать, что интеграция разных видов деятельности детей осуществляется не на отдельных занятиях, а в интегрированных циклах занятий, экскурсий, вечеров-развлечений, праздников и т.д. Целью таких интегрированных проектов является развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального потенциала через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям. Главное пробудить у ребенка фантазию, творчество, любознательность, вырастить его физически развитым, эмоционально устойчивым, социально адаптированным. Для этого необходима естественная деятельность ребенка – игра, объединенная одним общим сюжетом, наполняющим жизнь радостью, весельем, удовольствием. Все эти требования лежат в основе проектного метода.
Этапы реализации проекта в работе с дошкольниками:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ» в рамках «Школы молодого педагога»
Педагог Стеклова Ирина Алексеевна
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем , сформулировать проблему, определить цель(замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи . Специфика использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что взрослым необходимо «Нацелить» ребенка, заинтересовать, «замотивировать», помочь обнаружить проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Моя задача, как педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Я постоянно в поиске содержания, средств, методов работы с дошкольниками и выбираю такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.
Большой интерес вызывают у детей занятия-поездки, занятия-путешествия, поэтому я уделяю этому особое внимание в своей работе. По-моему мнению основной формой организации детей являются интегрированные, тематические занятия, при реализации проектов различной длительности: краткосрочных и длительных и т.д. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Изучение истории, общественно-важных событий, дает возможность расширять кругозор детей, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к самостоятельному получению информации.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. Другими словами можно сказать, что интеграция разных видов деятельности детей осуществляется не на отдельных занятиях, а в интегрированных циклах занятий, экскурсий, вечеров-развлечений, праздников и т.д. Целью таких интегрированных проектов является развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального потенциала через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям. Главное пробудить у ребенка фантазию, творчество, любознательность, вырастить его физически развитым, эмоционально устойчивым, социально адаптированным. Для этого необходима естественная деятельность ребенка – игра, объединенная одним общим сюжетом, наполняющим жизнь радостью, весельем, удовольствием. Все эти требования лежат в основе проектного метода.
Этапы реализации проекта в работе с дошкольниками
- Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения, исходя из тематики проекта.
- Проанализировать и выделить программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
- Отобрать из этих областей содержание, интеграция которого наиболее важна.
- Поставить развивающую задачу.
- Использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом: путешествие по сказкам с использованием знаний из области познания, развития речи, музыки и рисования.
- Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и демонстрационного материала.
- В процессе реализации проекта продумать каким образом будет организована работа детей с изучаемыми материалами и предметами (познание ребенка идет через деятельность): решение проблемных ситуаций, логических задач, экспериментирование, моделирование и т.д.)
- Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения НОД, проектов.
- Продумать организацию работы детей (парами, подгруппами, всей группой)
В своей практике работы с детьми мы проводили различные проекты. Особенно запомнился проект «Космос», в котором перед детьми старшего дошкольного возраста ставилась проблема - что мы не знаем о космосе или хотим узнать подробнее? Каждым ребенком на начальном этапе реализации проекта была самостоятельно инициирована идея.
Космос психологически представляет для дошкольников сочетание непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего. Материал о космосе создает богатые возможности развития творческих способностей у детей, отходом от обыденности, ориентирует на поиск не только «известного для неизвестного», но и для «неизвестного для неизвестного».
Пятьдесят лет космической эпохи дали возможность человечеству как бы взглянуть на себя со стороны, увидеть земной шар из космоса и осознать себя частью Вселенной. Новое космическое мышление становится необходимым атрибутом интеллектуальной личности. Спрос на такие личности будет неизбежно возрастать, так как именно они будут проводить те глобальные преобразования в обществе, которые назрели: экологические, социальные, политические.
Формы работы со старшими дошкольниками по теме «Космос»
- Конспект тематического занятия «Путешествие в космос»
- Памятка для родителей «Учимся определять звезды»
- Перспективное планирование занятий по теме «Космос»
- Дидактические игры по теме «Космос»
- Гимнастика для глаз «Космическая зарядка»
- Координационная игра «Картина Вселенной»
- Космические опыты
- Спортивные праздники по теме «Космос»
- Сюжетно-ролевая игра «Космос».
- …
Давайте попробуем продолжить данный перечень вместе.
Интегрировано построенный проект дает ребенку возможности:
- Реализовать свой творческий потенциал, поскольку на таких занятиях он сочиняет, фантазирует, думает.
- В интересной, игровой форме обогатить свой словарь, развить коммуникативные умения (свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо).
- Развить познавательную активность. Так, как вопросы и задания требуют от детей активизации речевого опыта и применения опыта в реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного проекта.
- В результате обогащается речь, углубляются знания детей о предметах и явлениях, идет эффективное развитие коммуникативных способностей. Реализация потребностей в самовыражении в творческих видах деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве.
- Получив о предмете или явлении знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого создает цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не отдельно, а в системе других свойств и связей предмета. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует), он легко переключается с одного свойства на другое. Чем шире ориентировка ребенка в данном предмете, тем легче идет его анализ и выделение признаков.
Одним из важных принципов планирования интегрированного проекта является определения соотношения знакомого и нового материала. Последний, обязательно основывается на уже имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Приобретение новых знаний и способов действия происходит в игровой форме, когда ребенок, увлечен ее замыслом, не замечает, сталкиваясь с трудностями, скрытой учебной задачей.
Деятельностный подход, лежащий в основе проекта или занятия, предполагает полноправное сотрудничество педагога и ребенка. Содержательная сторона такой деятельности оказывает большое влияние на познавательное развитие дошкольника.
Проводимые диагностические исследования показывают, что уровень развития детей, принимавших участие в интегрированных проектах, выше на 10% -15%.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4.
- Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
- Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.
- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место проекта в педагогическом процессе ДОУ Изачик-Исаева А.Н.
Проект в детском саду...
Сообщение из опыта работы:" Краткосрочный проект на тему: Гендерное воспитание детей 1 младшей группы через игровую деятельность"
Сообщение из опыта работы:" Гендерное воспитание детей 1 младшей группы через игровую деятельность"...
Консультация "Определение места проекта в педагогическом процессе ДОУ"
Выступление на педсовете....
«Место проекта в педагогическом процессе МАДОУ на примере проекта «Поклонимся великим тем годам…»
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже завис...
Семинар-практикум в рамках работы Школы молодого педагога "Проведение педагогической диагностики в ДОУ"
Педагогическая диагностика осуществляется на основе результатов наблюдения педагога за детьми в разных видах деятельности, анализа продуктов их творчества (рисунков, работапо лепке и аппликации, постр...
Сообщение из опыта работы «Методика и технология педагогической поддержки в воспитании одаренных детей»
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни....
План практикумов для воспитателей в рамках "Школы молодого педагога".
Материал будет полезен старшим воспитателям дошкольных организаций, педколлектив которых обновился несколькими педагогами без опыта работы, и если в организации реализуется наставничество.Практика реа...