МАСТЕР-КЛАСС «Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР посредством Даров Фрёбеля»
материал

СТЕПАНОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель: повышение компетентности педагогов при использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития познавательных способностей у детей ЗПР.

Повышение компетентности педагогов в вопросах практического использования игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Задачи:

Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля. Познакомить педагогов с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками.

Развивать творческую активность педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_gotovyy.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие познавательных
способностей у детей с ЗПР посредством Даров Фрёбеля»

Степанова Ольга Александровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка»

г. Нефтеюганск

Цель: повышение компетентности педагогов при использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития познавательных способностей у детей ЗПР.

Повышение компетентности педагогов в вопросах практического использования игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Задачи:

Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля. Познакомить педагогов с дарами Фрёбеля, с возможностями его применения в работе с дошкольниками.

Развивать творческую активность педагогов.

Ожидаемый результат:

- овладение слушателями элементами методики использования игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер-класса.

Ход мастер – класса.

Слайд 1 В рамках данного мастер-класса, я хочу представить вам игровой набор «Дары Фребеля» и продемонстрировать приемы его использования в развитии познавательных способностей детей ЗПР.

(Слайд 2, фото Фрёбеля)Мало кто из педагогов знает, что это за методика, кто и для чего её создал. Автором набора «Дары Фрёбеля» был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Он же является создателем первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Слайд 3 В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было.

Фридрих Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься воспитанием детей дошкольного возраста. Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей.

В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Слайд (* картинки первых детских садов Фребеля + цитата: «Дети - цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы».)

Слайд 4         Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, пространственное мышление, сенсорное восприятие; способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Играя, дети знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности. Слайд (Фотографии детей, играющих в набор «Дары Фребеля»)

Итак, что же собой представляют эти «Дары».

Слайд 5, 6  Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Его использование предполагается с 3 месяцев до 4 лет. Основное назначение - знакомство сенсорными эталонами; развитие мелкой моторики. Шарики помогают ребенку начать различать форму, цвет и движение — физические свойства материи.

Слайд  7 Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Подходит для использования с 2 лет, и предназначен для знакомства с формами , свойствами предметов, сравнения фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой, развивает исследовательские навыки.

Слайд 8 Третий дар, куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры используются как конструктор для построек.  Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях.

Слайд 9 Фрёбель предлагает три основных типа игр:

2.Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.

Существуют правила работы на занятиях:

  • Готовые фигуры не разрушаются.
  • Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Слайд 10 1.Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни, Работая с такими формами детям предлагается посчитать их слева направо и наоборот, сверху вниз и снизу вверх, разделить на две части и определить равенство кубиков в «шпилях». Кроме того, предлагается придумать, на что это похоже: на стол, дорожку, башенку (шпиль).
Он разработал образцы сборки в соответствии с образами знакомых детям окружающих предметов, примеры образцов можете увидеть на слайде.

Слайд 11 3. Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала. На слайде наглядно показано соотношение целого и части.

Слайд 12  Четвертый  дар Фребеля – это куб разделенный на 8 кирпичиков каждый, дети могут рассматривать их как кирпичи или плитки, и это будет для них знакомой формой. ФОРМЫ ЗНАНИЙ

Расширяйте словарный запас понятиями дробей — половина, четверть, треть и т.д. Можно обнаружить пропорции. Введите новые слова, такие как прямоугольник, продолговатый, направленный, вертикальный, горизонтальный, высота, ширина, длина и т.д. Это лишь вариация подарка №3

Слайд 13 Пятый шестой дар

Фигуры наглядно показывают деление куба на 3, 9 и 27

частей.

При этом каждый раз задействован целый куб, но разделить его можно по-разному.

По мнению Ф. Фрёбеля, это является подтверждением различия формы при единстве содержания, где в качестве содержания выступает куб.

 из деталей такого дидактического конструктора можно построить здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут конструировать их по образцу или по условиям.

Слайд 14 Седьмой дар состоит из 8ми цветных геометрических фигур. Используется для изучения разных плоскостных геометрических фигур, их сортировки по цвету, упорядочивания по величине, тренировки мелкой моторики рук, развития зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности.

Слайд 15 В восьмой дар входят 6 наборов палочек разной длины и цвета. Материал способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, сортировке и упорядочиванию фигур по цвету, форме, соотношению количества и размера, обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовке руки к письму.

Слайд 16 Девятый дар включает кольца и полукольца 3-х разных размеров и цвета.  Способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, развитию творческих способностей. Помогает познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.

Слайд 17 Десятый дар – это фишки разного цвета. Используются для сортировки и упорядочивания фигур по цвету, форме; обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих способностей и игровой деятельности.

Слайд 18 Одиннадцатый дар называется «Цветные тела», состоит из цилиндров, шаров, кубов разного цвета и шнурка для нанизывания. Предназначен для тренировки мелкой моторики рук, развития сенсомоторных навыков, изучения геометрических форм, развития умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развития речевых способностей и игровой деятельности.

Слайд 19 Двенадцатый дар - это «Мозаика. Шнуровка». Представляет собой перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки. Способствует развитию умения действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучения комбинаций форм и цветов.

Слайд 20 Тринадцатый дар состоит из кубиков и треугольных призм. Нацелен на закрепление названий геометрических фигур, конструирование. При объединении с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции.

Слайд 21 Четырнадцатый дар – «Арки и цифры», состоит из дуг разных размеров и кубиков с цифрами. Используется для формирования понятий часть и целое, навыков как количественного, так и порядкового счета, закрепления образа цифры.

Игра «Тайные агенты» 11дар

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах; развитие переключаемости внимания.

* Картинка собранных бус из модуля №11 (J1) (цветные тела)

Инструкция: Ваша задача – расшифровать код, верно выбрать фигуру и продеть её ниткой.

Если я показываю ладонь – вы берете шар, палец вверх – куб, хлопок – цилиндр.

Цвет может быть разный, главное верно выбрать фигуру!

- Давайте проверим, все ли верно продели фигуры.

(Достаю образец, и мы сверяем)

Так же, можно попросить детей назвать какие фигуры они нанизывали на нитку, какого цвета, посчитать их.

И можно предложить кому-то из детей стать ведущим.

Ход игры: Участники и ведущий договариваются, какую фигуру будет обозначать определенный жест. Ведущий дает им зашифрованные послания (ладонь, палец вверх, хлопок и т.д.) – задача участников верно расшифровать «код» и продеть нужную фигуру ниткой.

Схема: шар-куб-цилиндр-куб-шар-куб-цилиндр-шар

Время: до 2х мин.

ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА»

Оборудование: Дары Фрёбеля (набор 7), игровое поле с признаками времен года.

Задачи:

  • Развитие внимания (переключаемость и концентрация);
  • развитие восприятия времен года;
  • уточнение и расширение словаря по лексической теме;
  • развитие мышления (классификация)

Содержание игры:

Игровая ситуация: «Времена года перепутали свои признаки, давай поможем им разобраться».

Уровень 1: Ребенку предлагается закрыть синими кругами признаки зимы.

Уровень 2: Нужно закрыть желтыми квадратами признаки осени, а зелеными треугольниками – весны.

Уровень 3: Ребёнку необходимо закрыть признаки лета – красными кругами, зимы – синими кругами, весны – зелеными треугольниками, осени – желтыми квадратами. Дается зрительная опора.

Д/и «Чего не стало?», Д/и «Что изменилось?», Д / и «Запомни и разложи по порядку»

Задачиразвивает память, внимание, закрепляет сенсорные навыки;

Содержание игры:

1. Педагог выкладывает на столе от 6 до 8 фигур и предлагает ребенку внимательно посмотреть и запомнить их. Затем одну убирает, а ребенок отгадывает, какой фигуры не стало.

2. Педагог меняет 2 фигуры местами, а ребенок называет те фигуры, которые поменяли местами.

3. Педагог перемешивает все фигуры, а затем предлагает ребенку разложить их так, как было вначале.

Таким образом, игровой набор «Дары Фребеля», представленный на данном мастер-классе, эффективно можно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования, успешно решая задачи всех образовательных областей.

Таким образом, «Дары Фребеля» - это современная эффективная и уникальная технология, которая успешно развивает интеллектуальныепознавательныеигровыекоммуникативные и личностные способностей у детей с ОВЗ.

Сейчас я вам предлагаю подумать, что же вам дал этот мастер - класс:

Каждый возьмите себе круг определенного цвета.

Красный - будет означать, что вам было интересно, познавательнобудете использовать в своей работе.

Синий - будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома.

Желтый – информацию необходимо переработать, принять к сведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по развитию познавательных способностей детей через проектную деятельность.

формировать у детей представления о профессиях  взрослых в ближайшем окружении....

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Проект «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке познавательную активность, интерес к новым открытиям, создать для этого необходимые условия....

Презентация проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Презентация проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора  «Дары Фрёбеля»...

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Игра - это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательн...

Проект «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках»

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ре...

Мастер- класс «Волшебство вокруг нас». Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством универсальной развивающей игрушки- счетных палочек.

Счетные палочки действительно, можно назвать волшебными. Традиционно они используются для счета. Но задача счетных палочек этим не ограничивается. С этой игрушкой можно играть по-разному, использ...