Участие в инновационной или экспериментальной деятельности
материал

Приказ об организации деятельности МАДОУ ЦРР-д/с в 2024 г. в рамках инновационного проекта "ЮГРА" (детская научная лаборатория)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Публикации ВК

Реализация инновационного проекта «ЮГРА»

Модуль «НаукоГрад»

C:\Users\zmuly\OneDrive\Рабочий стол\7e53dfd5-cfb2-45aa-a577-31fc88b47c87.jpg

C:\Users\zmuly\OneDrive\Рабочий стол\669c8d7d-2e20-49ec-a7f1-e090c01f62d6.jpg



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников шестого года жизни  

с использованием цифровой лаборатории 

«Наураша в стране Наурандии»

Тема: «Путешествие в Наукоград»

C:\Users\zmuly\Downloads\maxresdefault (1).jpg

Подготовила: Мулюкова Зиля Таврисовна

воспитатель первой квалификационной категории

г. Покачи, 2024

                                                                                             

Цель:  познакомить детей с электричеством, научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока.

Образовательные:

  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Учить  устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений.
  • Познакомить с устройством батарейки, ее свойствами.
  • Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории.
  • Обобщить знания об электроприборах и правилах безопасности при работе с электричеством.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные вопросы.
  • Активизировать речевую деятельность.

 Воспитательные:

  • Формировать умение работать сообща, готовность помогать и сотрудничать.
  • Воспитывать умение слушать товарища, не прерывая; подчинять свои эмоции правилам общения.
  • Вызвать радость открытий, полученных из опытов.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

По содержанию непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, сочетая в себе следующие образовательные области:

  • познавательное развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  • речевое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, исследовательская.

Средства реализации: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», модуль «Электричество», датчик «Божья коровка», цинковый и медный электроды, динамо-машина, лампочка на платформе, часы, батарейный блок, батарея АА, апельсин, картофель, картинки с изображением электростанций и правилами безопасного обращения с электричеством, ноутбук, плоскостные лампочки красного и зеленого цвета.

Методы и приемы:

  • практические (игровая ситуация, сюрпризный момент, исследовательская деятельность, динамическая пауза);
  • наглядные (показ способов действия, цифровая лаборатория «Наураша в Наурландии»);
  • словесные (художественное слово, объяснение, беседа).

Предварительная работа: рассматривание альбома «Бытовая техника», беседа на тему «Электроприборы. Как работают электроприборы?», беседа на экологическую тему «Спасем планету»

Содержание образовательной деятельности.

I . Мотивационно – побудительный этап.

Воспитатель.

- Доброе утро, ребята!

(Воспитатель приглашает детей встать в круг).

 - Давайте дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.

          Поиграем мы с утра,

          Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем –

Ждет нас опыт, наблюденье.

Введение в игровую ситуацию. Сегодня мы отправимся в путешествие в Наукоград. Сопровождать нас будет Наураша, но сначала он просит помочь отгадать загадки.

  • Полюбуйся, посмотри –

          Полюс северный внутри!

          Там сверкает снег и лед,

          Там сама зима живет.

                         (холодильник) 

- Ребята, как вы думаете, для чего нужен холодильник? Правильно, чтобы хранить продукты.       

  • Машина сама постирает белье,

          Для этого есть барабан у нее.

          Однако машина на нем не играет-

          Одежду она в барабане стирает!

                                (Стиральная машина)       

  • Пыль найдёт и вмиг проглотит                  

          Чистоту для нас наводит.                          

          Длинный шланг, как хобот-нос,                  

          Коврик чистит……….                                                              

                           (Пылесос)

- Ребята, как вы думаете, почему пылесос так называется? Правильно, потому что он засасывает внутрь пыль.

  • Гладит платья и рубашки,

          Отутюжит нам кармашки.

          Он в хозяйстве верный друг-

           Имя у него …..

                                               (утюг)

Ребята, для чего нужен утюг? Правильно, все мы любим носить красивую одежду, но вот беда, она часто мнется, и чтобы привести одежду в порядок, нам нужен утюг.

  • Из горячего колодца,

          Через нос, водица льётся

                                    (чайник)

  • Только я, только я                                        

          Я на кухне главная.                                        

          Без меня как не трудитесь                              

          Без обеда насидитесь.                                    

                                (Электроплита)  

Воспитатель.

- Что объединяет все эти предметы? Как они называются все вместе? (Ответы детей)

- Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы детей)

- Молодцы! Вы отгадали все загадки об электробытовой технике.

- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Ответы детей)

II. Организационно – поисковый этап.

Воспитатель.

-  Все бытовые приборы мы подключаем к электричеству. А что такое  электричество? (ответы детей)

Электричество можно представить в виде множества маленьких пчелок, которые летят в одном направлении или в виде реки, в которой течет вода. По проводам текут маленькие – премаленькие частицы - электроны. Электрический ток бежит по проводам и заставляет приборы работать.

Правила работы в ЛАБОРАТОРИИ.

- Прежде чем, начать работу, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило №1. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Правило №2. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Правило №3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №4. Не пробовать на вкус жидкости в стаканах.

Правило №5. Сначала дослушай задание Наураши до конца, а потом выполняй его.

Воспитатель.

- А вы знаете, где живет электрический ток? Вы хотите узнать, откуда он приходит в ваш дом? Электрический ток рождается на электростанциях и  (фото электростанции) и по проводам, спрятанным глубоко в землю или протянутым высоко над землей, приходит в дома, на заводы и помогает человеку.

- Ребята, посмотрите в нашей лаборатории  есть маленькая уменьшенная электростанция. Только ей мы будем управлять вручную. От нее отходят линии электропередач, то есть провода, по которым идет ток. Сверху такой провод одет в резиновую рубашку, а под ней пучок проволочек. По этим проволочкам текут маленькие частицы – электроны. Потом ток попадает в розетку, а затем – в электроприборы.

- А как вы думаете, живет ли ток в природе? (Ответы детей)

- А как вы думаете, может ли, например, апельсин вырабатывать электричество? Сейчас мы это узнаем.

Опыт 1. «Электроапельсин»

- В плод вставляем специальные пластинки – электроды, они разного материала и цвета. Серебристый – это цинк, золотистый – это медь. К электродам подсоединяем датчики электричества (синий к цинку, красный к меди). Мелкие частички атома начинают заряжаться зарядами + и -Теперь наблюдаем за происходящим на экране и фиксируем наличие электричества.

- Мы узнали, что апельсин может вырабатывать электричество, поэтому его можно назвать «электроапельсин». А как вы думаете, сможет ли картофель вырабатывать электричество? (ответы детей) Сейчас мы это узнаем

Опыт 2. «Картофель под напряжением»

- В клубень вставляем электроды. К электродам подсоединяем датчики электричества. И что мы видим? Картофель так же может вырабатывать электричество.

Вывод: эти плоды могут вырабатывать электричество, поэтому их можно назвать электроплодами. В плодах происходит данная реакция, потому что в них содержится кислота (лимонная).

По такому же принципу работают батарейки, в них тоже содержится специальная химическая кислота, поэтому использованную батарейку нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором, а утилизировать в специальных контейнерах, чтобы не навредить природе.

Физкультминутка

Ток бежит по проводам, (Дети, бегут по кругу).

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы, (Делают круговые движения руками, перед собой.)

Холодильник, мониторы. (Повороты влево, вправо.)

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс.

Воспитатель.

- Теперь узнаем, сколько электричества в батарейках.

Опыт 3. «Три батарейки»

- Берем батарейный блок и вставляем в него батарейки. Подсоединяем синий провод к синему датчику, а красный провод к красному. Теперь смотрим, что происходит на экране и измеряем количество электричества в батарейках.

- Где больше электричества? В картофеле, апельсине или батарейках? (Дети озвучивают результаты опытов и формулируют выводы).

- В электростанциях ток вырабатывается при помощи Динамо-машины. Динамо-Машина – это моторчик, у которого имеется колесо (воспитатель показывает образец динамо-машины). Что бы ток начал вырабатываться, нужно крутить колесо (воспитатель демонстрирует динамо-машину).

Теперь мы проверим, кто больше всего выработает электричества.

Опыт №4 «Динамо-машина».

(Дети поочередно заводят динамо-машину (подсоединяют провода к контактам динамо-машины, а к ним подсоединяют провода датчика) и следят за изменениями на экране телевизора (монитора).

- В электростанциях колесо крутится при помощи воды (гидроэлектростанция).

Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: чем быстрее крутится колесо, тем больше электричества вырабатывает динамо-машина.

Воспитатель.

- Ребята, а опасно ли электричество? (ответы детей)

Электрический ток очень опасен, он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. С ними нужно правильно общаться. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды.

- Приглашаю вас в наш «Уголок безопасности» где мы с вами вспомним правила безопасности.

  • НЕЛЬЗЯ засовывать в розетку посторонние предметы, особенно металлические!
  • НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками!
  • НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, электрообогреватель, утюг, плита и т. п.
  • НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
  • НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками и электроприборами!
  • НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

III.  Рефлексивно-корригирующий этап.

Воспитатель

- Что нового мы узнали, какие новые слова (понятия) сегодня прозвучали.

- Чему научились?

- Из каких продуктов можно добыть ток?

- Чему удивились? ….

- Где испытывали трудности? ….

- Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали и узнали много нового.

Воспитатель.

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу, если было интересно, легко – возьмите зелёную лампочку, если испытывали трудности - красную лампочку. Объясните свой выбор.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников шестого года жизни  

с использованием цифровой лаборатории 

«Наураша в стране Наурандии»

Тема: «Магия электричества»

C:\Users\zmuly\Downloads\maxresdefault (1).jpg

Подготовила: Мулюкова Зиля Таврисовна

воспитатель первой квалификационной категории

г. Покачи, 2024

                                                                                               

Цель: Дать первичные представления об электричестве, посредством экспериментального решения поставленных задач.

Образовательные:

  • Познакомить детей с физической величиной «электричество», «электрический ток», «динамо-машина», «электроды».
  • Расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.
  • Познакомить с устройством батарейки, ее свойствами.
  • Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории.
  • Обобщить знания об электроприборах и правилах безопасности при работе с электричеством.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Способствовать развитию мыслительной активности, любознательности, умению делать выводы.
  • Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать сообща, готовность помогать и сотрудничать.
  • Воспитывать умение слушать товарища, не прерывая; подчинять свои эмоции правилам общения.
  • Вызвать радость открытий, полученных из опытов.
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

По содержанию непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, сочетая в себе следующие образовательные области:

  • познавательное развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  • речевое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, исследовательская.

Средства реализации: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», модуль «Электричество», датчик «Божья коровка», цинковый и медный электроды, динамо-машина, лампочка на платформе, часы, батарейный блок, батарея АА, апельсин, картофель, картинки с изображением электростанций и правилами безопасного обращения с электричеством, ноутбук.

Методы и приемы:

  • практические (игровая ситуация, сюрпризный момент, исследовательская деятельность, динамическая пауза);
  • наглядные (показ способов действия, цифровая лаборатория «Наураша в Наурландии»);
  • словесные (художественное слово, объяснение, беседа).

Предварительная работа: рассматривание альбома «Бытовая техника», беседа на тему «Электроприборы. Как работают электроприборы?», беседа на экологическую тему «Спасем планету»

Содержание образовательной деятельности.

I . Мотивационно – побудительный этап.

Воспитатель.

- Доброе утро, ребята!

(Воспитатель приглашает детей встать в круг).

 - Давайте дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.

          Поиграем мы с утра,

          Заниматься нам пора,

Но не лепкой, и не чтеньем –

Ждет нас опыт, наблюденье.

Введение в игровую ситуацию. К нам сегодня в гости пришел Наураша и просит помочь отгадать загадки.

Воспитатель.

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать в нашей исследовательской цифровой лаборатории «Наураша». А  это значит, что мы будем ставить опыты, решать научные и технические задачки. Кстати, о задачках. Отгадайте-ка загадку!

  • Полюбуйся, посмотри –

          Полюс северный внутри!

          Там сверкает снег и лед,

          Там сама зима живет.

                         (холодильник) 

- Ребята, как вы думаете, для чего нужен холодильник? Правильно, чтобы хранить продукты.       

  • Машина сама постирает белье,

          Для этого есть барабан у нее.

          Однако машина на нем не играет-

          Одежду она в барабане стирает!

                                (Стиральная машина)       

  • Пыль найдёт и вмиг проглотит                  

          Чистоту для нас наводит.                          

          Длинный шланг, как хобот-нос,                  

          Коврик чистит……….                                                              

                           (Пылесос)

- Ребята, как вы думаете, почему пылесос так называется? Правильно, потому что он засасывает внутрь пыль.

  • Гладит платья и рубашки,

          Отутюжит нам кармашки.

          Он в хозяйстве верный друг-

           Имя у него …..

                                               (утюг)

Ребята, для чего нужен утюг? Правильно, все мы любим носить красивую одежду, но вот беда, она часто мнется, и чтобы привести одежду в порядок, нам нужен утюг.

  • Из горячего колодца,

          Через нос, водица льётся

                                    (чайник)

  • Только я, только я                                        

          Я на кухне главная.                                        

          Без меня как не трудитесь                              

          Без обеда насидитесь.                                    

                                (Электроплита)  

Воспитатель.

- Что объединяет все эти предметы? Как они называются все вместе? (Ответы детей)

- Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы детей)

- Молодцы! Вы отгадали все загадки об электробытовой технике.

- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Ответы детей)

II. Организационно – поисковый этап.

Воспитатель.

-  Все бытовые приборы мы подключаем к электричеству. А что такое  электричество? (ответы детей)

Электричество можно представить в виде множества маленьких пчелок, которые летят в одном направлении или в виде реки, в которой течет вода. По проводам текут маленькие – премаленькие частицы - электроны. Электрический ток бежит по проводам и заставляет приборы работать.

Правила работы в ЛАБОРАТОРИИ.

- Прежде чем, начать работу, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило №1. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Правило №2. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Правило №3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №4. Не пробовать на вкус жидкости в стаканах.

Правило №5. Сначала дослушай задание Наураши до конца, а потом выполняй его.

Воспитатель.

- А вы знаете, где живет электрический ток? Вы хотите узнать, откуда он приходит в ваш дом? Электрический ток рождается на электростанциях и  (фото электростанции) и по проводам, спрятанным глубоко в землю или протянутым высоко над землей, приходит в дома, на заводы и помогает человеку.

- Ребята, посмотрите в нашей лаборатории  есть маленькая уменьшенная электростанция. Только ей мы будем управлять вручную. От нее отходят линии электропередач, то есть провода, по которым идет ток. Сверху такой провод одет в резиновую рубашку, а под ней пучок проволочек. По этим проволочкам текут маленькие частицы – электроны. Потом ток попадает в розетку, а затем – в электроприборы.

- А как вы думаете, живет ли ток в природе? (Ответы детей)

- А как вы думаете, может ли, например, апельсин вырабатывать электричество? Сейчас мы это узнаем.

Опыт 1. «Электроапельсин»

- В плод вставляем специальные пластинки – электроды, они разного материала и цвета. Серебристый – это цинк, золотистый – это медь. К электродам подсоединяем датчики электричества (синий к цинку, красный к меди). Мелкие частички атома начинают заряжаться зарядами + и -Теперь наблюдаем за происходящим на экране и фиксируем наличие электричества.

- Мы узнали, что апельсин может вырабатывать электричество, поэтому его можно назвать «электроапельсин». А как вы думаете, сможет ли картофель вырабатывать электричество? (ответы детей) Сейчас мы это узнаем

Опыт 2. «Картофель под напряжением»

- В клубень вставляем электроды. К электродам подсоединяем датчики электричества. И что мы видим? Картофель так же может вырабатывать электричество.

Вывод: эти плоды могут вырабатывать электричество, поэтому их можно назвать электроплодами. В плодах происходит данная реакция, потому что в них содержится кислота (лимонная).

По такому же принципу работают батарейки, в них тоже содержится специальная химическая кислота, поэтому использованную батарейку нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором, а утилизировать в специальных контейнерах, чтобы не навредить природе.

Физкультминутка

Ток бежит по проводам, (Дети, бегут по кругу).

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы, (Делают круговые движения руками, перед собой.)

Холодильник, мониторы. (Повороты влево, вправо.)

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс.

Воспитатель.

- Теперь узнаем, сколько электричества в батарейках.

Опыт 3. «Три батарейки»

- Берем батарейный блок и вставляем в него батарейки. Подсоединяем синий провод к синему датчику, а красный провод к красному. Теперь смотрим, что происходит на экране и измеряем количество электричества в батарейках.

- Где больше электричества? В картофеле, апельсине или батарейках? (Дети озвучивают результаты опытов и формулируют выводы).

- В электростанциях ток вырабатывается при помощи Динамо-машины. Динамо-Машина – это моторчик, у которого имеется колесо (воспитатель показывает образец динамо-машины). Что бы ток начал вырабатываться, нужно крутить колесо (воспитатель демонстрирует динамо-машину).

Теперь мы проверим, кто больше всего выработает электричества.

Опыт №4 «Динамо-машина».

(Дети поочередно заводят динамо-машину (подсоединяют провода к контактам динамо-машины, а к ним подсоединяют провода датчика) и следят за изменениями на экране телевизора (монитора).

- В электростанциях колесо крутится при помощи воды (гидроэлектростанция).

Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: чем быстрее крутится колесо, тем больше электричества вырабатывает динамо-машина.

Воспитатель.

- Ребята, а опасно ли электричество? (ответы детей)

Электрический ток очень опасен, он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. С ними нужно правильно общаться. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды.

- Приглашаю вас в наш «Уголок безопасности» где мы с вами вспомним правила безопасности.

  • НЕЛЬЗЯ засовывать в розетку посторонние предметы, особенно металлические!
  • НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками!
  • НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, электрообогреватель, утюг, плита и т. п.
  • НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
  • НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками и электроприборами!
  • НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

III.  Рефлексивно-корригирующий этап.

Воспитатель

- Что нового мы узнали, какие новые слова (понятия) сегодня прозвучали.

- Чему научились?

- Из каких продуктов можно добыть ток?

- Чему удивились? ….

- Где испытывали трудности? ….

- Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали и узнали много нового.

Воспитатель.

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу, если было интересно, легко – возьмите зелёную звездочку, если испытывали трудности - красную звездочку. Объясните свой выбор.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

для дошкольников пятого года жизни

Тема: «Лаборатория профессора Почемучкина»

https://sun9-75.userapi.com/impg/tu3hU7sm7fhvG6sS3aPrJ-DaFhsioO028t-XGw/psPybFpM6gA.jpg?size=960x720&quality=95&sign=672464df8d702c2e07f70c487cb5a99c&c_uniq_tag=Sx6oeSUFc6R91AAvxON0d3P0i2EgJModuimaP4hfzik&type=album

Подготовила: Мулюкова З.Т.

воспитатель

Цель:  привлечь внимание детей к экспериментированию.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность детей, любознательность в процессе экспериментирования.
  • Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса с научной точки зрения».
  • Научить проводить несложные опыты с использование простых средств;
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

По содержанию непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, сочетая в себе следующие образовательные области:

  • познавательное развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  • речевое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, исследовательская.

Методы и приемы:

  • практические (игровая ситуация, сюрпризный момент, исследовательская деятельность, динамическая пауза);
  • наглядные (показ способов действия);
  • словесные (художественное слово, объяснение, беседа).

Содержание образовательной деятельности.

I . Мотивационно – побудительный этап.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите познакомиться с волшебником?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, сегодня к вам придет волшебник. Давайте произнесем 3 раза «Волшебник появись».

Профессор Почемучкин: Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Почемучкин. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Да, это место, где проводят опыты.

Профессор Почемучкин: Какие вы умные, ребятки, да, лаборатория, это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?

Дети: Да.

Профессор Почемучкин: Приглашаю вас в свою лабораторию.

Профессор Почемучкин: Сегодня мы с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности. А вы знаете как нужно вести себя в лаборатории?

Дети:

  1. На столах ничего нельзя трогать без разрешения;
  2. Соблюдать тишину;
  3. Ничего нельзя пробовать на вкус;
  4. Бережно обращаться с оборудованием.

II. Организационно – поисковый этап.

Профессор Почемучкин: А как вы думаете, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?

Дети: Дети отвечают.

Профессор Почемучкин: Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка:

- Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час.
Но не видим он для нас.

Дети: Воздух.

Опыт №1. «Буря в стакане воды» (садимся на стульчики)

Профессор Почемучкин: Что вы видите на столе?

Дети: Стаканчики с водой и трубочки.

Профессор Почемучкин: Мы сейчас опустим трубочки в стакан с водой и подуем в нее. Что происходит?

Дети: На поверхность воды поднимаются пузырьки воздуха.

Профессор Почемучкин: Какой вывод можно сделать?

Дети: воздух легче воды.

Опыт № 2. «Поймай воздух»

Профессор Почемучкин: Ребята, давайте попробуем поймать воздух руками. Ну как получилось?

Дети: Нет.

Профессор Почемучкин: А теперь возьмите пакеты, и поймайте воздух пакетом, спрятав его внутри закручивая пакет. Теперь пакет полон воздуха, но он какой?

Дети: воздух легкий, прозрачный, невидимый.

Опыт № 3. «Чем пахнет воздух?»

Профессор Почемучкин: Ребята, давайте вдохнем воздух. Чем пахнет?

Дети: Ничем.

Профессор Почемучкин: Чищу мандарин. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем запах мандарина.

Профессор Почемучкин: Какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух не имеет собственного запаха, но может передавать запахи окружающих предметов.

Физкульминутка:

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо - влево)
Выходи гулять! (зовут)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо - влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого - пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! (Фонарики)

Опыт № 4. « Пузыри спасатели»

Профессор Почемучкин: На столе стоят два стаканчика с водой. В одном стаканчике простая вода, в другом минеральная с газом. Кусочек пластилина опустим в стаканчики. Что мы видим?

Дети: В стакане с минеральной водой, пластилин не утонул, а с простой водой пластилин лежит на дне.

Профессор Почемучкин: Почему?

Дети: Пузырьки минеральной воды прилипают к пластилину, и делает его легче, поэтому он всплывает.

Опыт № 5. «Почему надувается шарик?»

Профессор Почемучкин: Наливаем в бутылку воду 1\2 стакана, добавляем лимонную кислоту 2 ч.л. Насыпаем в шарик соду 2 ч.л. с помощью воронки. Надеваем шарик на горлышко бутылки так, чтобы сода не высыпалась. Поднимаем шарик, чтобы сода высыпалась полностью. Вот видите процесс, как они соединяются. Вот так выделяется газ. Что у нас было в бутылочке?

Дети: лимонная кислота.

Профессор Почемучкин: Да, и мы сделали с водичкой раствор. Что было насыпано в шарике?

Дети: пищевая сода.

Профессор Почемучкин: И когда соединилась пищевая сода и с раствором лимонной кислоты. Что выделился?

Дети: Газ, он надул нам шарик.

Профессор Почемучкин: Какой можно сделать вывод?

Дети: Шарик начинает надуваться за счет выделения углекислого газа.

Профессор Почемучикин: Ребята, мне было интересно проводить с вами опыты. Ну что ж, пора возвращаться в группу. (Вставайте в круг). Давайте скажем волшебные слова. Раз, два, три в группе окажись. А теперь садимся на стульчики.

III.  Рефлексивно-корригирующий этап.

Воспитатель (задает детям вопросы)

- Где мы сегодня с вами побывали?

- Какие опыты сегодня проводили (Буря в стакане воды, поймай воздух, чем пахнет воздух, пузыри спасатели, как надуть шарик)

Воспитатель: Сегодня все были молодцы, все старались. Давайте скажем всем до свидания.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей пятого года жизни

       

Тема: «Удивительные свойства магнита»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676604266_gas-kvas-com-p-magniti-dlya-risunkov-v-detskii-sad-41.png

Составила: воспитатель

Мулюкова З.Т.

                                                                   

                           

Пояснительная записка

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Удивительные свойства магнита»

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Образовательные:

- формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер);

- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

- дать понятие о практической значимости магнита.

Развивающие:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие мыслительных операций, умения делать выводы;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

- воспитание навыков сотрудничества;

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Используемые методы и приемы:

- словесный рассказ воспитателя;

- беседа;

- наглядный показ картинок и видео.

Предварительная работа:

- беседа на тему: «Что такое магнит?»;

- игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитом «Рыбалка»«Бабочка».

Словарная работа: магнетические предметы, примагнитились.

Оборудование:

магниты для каждого ребенка, металлический и пластмассовые болты, металлические и неметаллические предметы, металлические скрепки, стаканчики с водой и ключики на пару детей, подносы с песком на пару детей, картинки, ноутбук.

Планируемые результаты:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Содержание образовательной деятельности.

I . Мотивационно – побудительный этап.

Воспитатель вводит детей в группу.

 «Утром рано проснулись,
Солнышку улыбнулись,
Мама в комнату войдет
Как только петушок споет.
- Что же надо маме тогда сказать?
- Спокойной ночи?
- С добрым утром, надо маме сказать
Доброго утра, папе пожелать.
Всему миру с утра
Мы желаем лишь добра!
С добрым утром!»
(Музыка утреннего приветствия переходит в песенку про фиксиков)
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
Дети: Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришел Нолик и что - то принес. Да ведь это магнит.

Воспитатель: Нолик хочет узнать все о магнитах. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем? Для этого нам нужно пройти в лабораторию (дети проходят за столы)
- Давайте узнаем о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы.
Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).


II. Организационно – поисковый этап.


Воспитатель: Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
Воспитатель: Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит?

Дети: из железа.
Воспитатель: Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь?

Дети: холодный, гладкий, твёрдый.
Воспитатель: А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
Дети: Магнит может притягивать предметы.
Воспитатель: Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает? »
Воспитатель: Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Это предмет сделан из стекла,
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
Воспитатель: Я сейчас предлагаю взять из контейнера один из предметов и посмотреть как данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе или нет.

Воспитатель: Предлагаю первым  взять стеклянный  предмет.

Воспитатель: Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет? (Воспитатель демонстрирует опыт со стеклянным предметом).
Дети: Нет, не притягивает.

Воспитатель: А теперь продолжите экспериментирование самостоятельно.
Воспитатель: Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
Дети: Сила магнита не действует на стеклянные, деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги.
Воспитатель: На какие предметы действует сила магнита?
Дети: На железные предметы.
Воспитатель: Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)

Проблемная ситуация:
Воспитатель: У меня в руках два железных болта. Я подношу магнит к первому болту, и он притягивается. Подношу ко второму, а он?
Дети: Не притягивается.
Воспитатель: Ребята не все металлы притягиваются магнитом. Предлагаю вам посмотреть совет от Симки (видео)
Вывод: не все металлы притягиваются магнитом.

Воспитатель: Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах? В нашей лаборатории хранится все оборудование: инструменты, различные вещества. Скажите пожалуйста, в чем хранят свои инструменты фиксики? Как называется этот чудо ранец?
Дети: Помогатор.
Воспитатель: Правильно, Нолик предлагает немного повеселиться под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).


Музыкальная физминутка «Помогатор»

Воспитатель: Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Ребята, существуют магниты постоянные, временные и электрические. Постоянные магниты изготавливаются на предприятии. Их делают из сплава железной руды, которую добывают глубоко в земле. Руда обладает свойством притягивать железные предметы.
Временный магнит вы можете сделать сами. Для этого нужно взять любой железный предмет и приложить на некоторое время к магниту. И он приобретет магнитные свойства на время.

Опыт№2 « Намагничивание»
Воспитатель: Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
Дети: Они намагнитились (они превратились в магниты).
Воспитатель: Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
Воспитатель: Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно (дети выполняют опыт самостоятельно).
Воспитатель: Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.
Воспитатель: Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.

Опыт - игра №3 «Поможем Золушке»
Воспитатель: Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? (картинка).
Дети: Золушка (картинка Золушка грустная)
Воспитатель: Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды.
Воспитатель: Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов(по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
Воспитатель: У кого быстрее получилось перебрать крупу?
Дети: У того, кто перебирал с помощью магнита.
Воспитатель: Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

Воспитатель: Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась (картинка где Золушка улыбается) и ей нужно поспешить на бал.
Воспитатель: Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
«У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?»

Дети: Буратино

Опыт - игра №4 «Золотой ключик».
Воспитатель: Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
Воспитатель: Подумайте, как можно достать ключик со дна озера, если у нас есть только магнит?
(
Дети выдвигают свои предположения)
Дети: Привязать к магниту веревочку и достать со дна.
(
Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан магнит)

Воспитатель: Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
Дети: Волшебная сила магнита действует даже в воде!
Воспитатель: Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь? Как из стакана с водой достать ключик, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
Дети: Магнитная азбука, магниты для доски.
Воспитатель: Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• Вентиляторы
• Магнитные замки

III.  Рефлексивно-корригирующий этап.


Воспитатель: Уважаемые коллеги-ученые, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
Дети: Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.
- Сила магнита действует через воду и стекло.
Воспитатель: Где используют магниты? (ответы детей)
Воспитатель: Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил магнитики.



Самоанализ НОД по познавательному развитию  «Опыты с магнитом» в средней  группе

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Образовательные:

- формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер);

- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

- дать понятие о практической значимости магнита.

Развивающие:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие мыслительных операций, умения делать выводы;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

- воспитание навыков сотрудничества;

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Используемые методы и приемы:

- словесный рассказ воспитателя;

- беседа;

- наглядный показ картинок и видео.

Предварительная работа:

- беседа на тему: «Что такое магнит?»;

- игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитом «Рыбалка»«Бабочка».

Словарная работа: магнетические предметы, примагнитились.

Оборудование:

магниты на каждого ребенка, металлический и пластмассовые болты, металлические и неметаллические предметы, металлические скрепки, стаканчики с водой и ключики на пару детей, подносы с песком на пару детей, картинки, ноутбук.

Место проведения: детская лаборатория

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней группе по блокам  и длилась 20 минут.

Все санитарно – гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствует нормам.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физкультминутка «Помогатор» для снятия мышечной усталости.

Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД)

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызвать и поддерживать интерес у детей на основе познавательной активности и любознательности и познакомить их  с проведением непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ.

Первая часть включала в себя организационный момент:  постановка проблемной ситуации, связанной с оказанием помощи фиксику Нолику для стимуляции деятельности детей.

Вторая часть состояла из своеобразных этапов – выполнения заданий - опытов , опытов – игр «Поможем Золушке», «Золотой ключик», физкультминутку, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог, рефлексия.

Методы и приёмы обучения

Методы и приемы  подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач.  

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием сюрпризного момента, игр.

Каждый этап непосредственно образовательной деятельности имел коррекционную направленность.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность.

Для расширения и закрепления знаний детей в познавательной области использовались такие приемы, как ситуативный разговор, физкультминутка. Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением словарного запаса детей.

Результативность НОД

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

«Юные исследователи в лаборатории соли».

Подготовила: Мулюкова Зиля Таврисовна

воспитатель первой квалификационной категории

г. Покачи, 2023

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные

-Познакомить детей со свойствами соли;

-Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?

-Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?

-Исследовать свойства соли опытным путём;

-Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие

-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-Развивать творческие способности, воображение, любознательность;

Воспитательные

-Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Ход деятельности

1. Организационный момент

Вос-ль:

 Собрались все дети вкруг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вос - ль:

Ребята, на нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Хотите узнать, что это за вещество?

Тогда отгадайте загадку:

-Отдельно, я не так вкусна, но в пище-каждому нужна (соль)(на мольберте выставляем картинку «соль»)

Стук в дверь! Заходит Лунтик

Лунтик: Здравствуйте ребята! . Я очень люблю путешествовать и  хочу вам рассказать свою историю. Как я отправился путешествовать на корабле. Поднялась сильная буря корабль выбросило на невиданный остров. Отправился я землю разведывать, да набрел на гору великую. Смотрю в той горе не песок, не камень, а чистое белое вещество. Вот взял в мешочек этого белого вещества, помогите пожалуйста мне разобраться, что это и для чего оно.

Вос - ль: Ребята, поможем Лунтику?

Дети: да.

Лунтик: вот принес в мешочке. (показывает мешочек с солью).

Вос-ль: ребята, для того, чтобы разобраться, что у Луника за вещество, предлагаю вам отправиться в лабораторию.

-А что такое лаборатория?

Лаборатория  — оборудованное помещение  приспособленное для специальных опытов и исследований. 

В нашей лаборатории есть 3 разных отдела, в которых есть свои обязанности.

- В нашей лаборатории будут  исследователи и лаборанты.

- Ну а какие же мы ученые без тренировки, предлагаю нам размяться.

Физкультминутка.

Руку правую вперёд, а потом её назад

А потом её вперёд и немного потрясём.

Руку левую вперёд, потом её назад

А потом её вперёд и немного потрясём.

Ногу правую вперёд, а потом её назад

А потом её вперёд и немного потрясём.

Ногу левую вперёд, а потом её назад

А потом её вперёд и немного потрясём.

Всем туловищем вперед,

Всем туловищем назад

Покрутись, повертись

И в исследователей превратись.

Вос-ль: Молодцы, вы прошли подготовку и можете отправиться в лабораторию.

Для того чтобы нам приступить к работе, необходимо одеть специальную одежду (дети одевают фартуки и шапочки).

Вос-ль: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

• Близко не подносить предметы к глазам.

• Без надобности ничего не брать в рот.

Вос - ль: ну что, ребята, вы готовы узнать, что за белое вещество у Лунтика?

Дети: да.

Вос- ль: проходим в первый отдел под названием «свойства соли». 

- юные исследователи, обратите внимание, перед вами тарелки.

 Что мы видим?

Дети: это соль.

Лунтик: соль, а что такое соль?

Вос-ль: Соль, бывает несколько видов:  морская которая  содержится в морской воде; каменная - добытая из горных месторождений; поваренная  отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов; йодированная – с большим содержанием йода.

– прошу взять лупы и рассмотреть через нее несколько видов соли.

Ребята, на  что похожа соль?

Дети: соль похожа на маленькие кристаллики. (на мольберте картинка «Кристалы соли»)

Вос-ль: А как вы думаете, соль растворяется в воде? (Да)

Давайте проверим.

В стаканах налита вода – тёплая и холодная, положите одну столовую ложку соли и размешайте.

Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль, в тёплой воде растворяется быстрее и лучше, чем в холодной. ( на мольберте «Стакан с мутной водой»)

Вос-ль: Как вы думаете, какая соль на вкус?

Дети: соленая.

Предлагаем Лунтику попробовать соль на вкус.

Лунтик: фу, фу и правда соленая.(картинка «Солёный вкус»)

Вос-ль: Ребята, понюхайте, имеет ли соль запах?

Дети: нет.(картинка на мольберте «без запаха»)

Вос-ль: Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети:   Вывод: соль белая, соленая, не имеет запаха, хорошо растворяется в воде.

Лунтик: а соль что с неба сыпется или на деревьях растет? Откуда ее берут?

Вос-ль: ребята, давайте расскажем Лунтику, как добывают соль.

Дети: Ее добывают различными способами: добывают в море и на суше, в подземных шахтах 

Раньше соль добывали в ручную и это был очень тяжелый труд, но в наше время при добычи соли используют специальные комбайны – солесосы . 

Лунтик: как много интересного вы мне рассказали! Вот только я так и не понял, что с ней делать то надо?

Вос - ль: А для того, чтобы узнать, для чего её используют, нам нужно перейти во второй отдел «лабораторию пищевой продукции». 

Ребята, как вы думаете, для чего используют соль?

Дети: для приготовления пищи, засолки 

Вос-ль: соль, в качестве добавки к пище, вошла в наш рацион очень-очень давно. Ведь недаром в России дорогих гостей принято встречать «хлебом с солью». Соль необходима всем людям.

- и сейчас мы с вами проверим (нарезаны кусочки овощей с солью и без, дети пробуют).

-на кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду, в которой они варятся добавить немного соли. Процесс очистки станет легче.

Лунтик: значит, соль нужна для приготовления пищи.

Вос-ль: знаешь, Лунтик, соль нужна не только для приготовления пищи, но и необходима  растениям и животным, и конечно же человеку.

Правда, ребята?

Лунтик: да это не соль, а просто чудо природы!

Вос-ль: А чтобы по - больше узнать, мы с вами отправляемся в следующий отдел «химическая лаборатория» 

Действительно, соль используют не только на кухне, но ее ещё широко используют в быту.

Вос-ль:

-Ребята, скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) 

-Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями.

Вос-ль:  а, сейчас мы с вами раскрасим соль с гуашью. Берем разные цвета красок, кому какой нравиться и начинаем аккуратно красить соль.

Получилось соль разноцветного цвета. На следующем занятии мы с вами будем рисовать с цветной солью, а рисунки подарим Лунтику.

Воспитатель: молодцы, ребята, что помогли Лунтику.

Лунтик теперь ты понял, что за белое вещество привез?

Лунтик: да, это соль. Спасибо вам, ребята, за помощь.

Теперь я буду дорожить солью и обязательно расскажу всем в моей стране чему вы меня научили.

До свидания, ребята, пора мне отправляться в путь.

Дети: до свиданья.

Подведение итога: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

                                  Что нового вы узнали?

                                  Что больше всего вам понравилось?

Воспитатель: ну, что ребята, справились мы с заданием, помогли Лунтику, пора нам заканчивать наш рабочий день в лаборатории и возвращаться в детский сад, снимаем специальную одежду.

Воспитатель: Все встали!

Всем туловищем вперёд,

Всем туловищем назад

Покрутись, повернись

И в группе детского сада окажись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная и экспериментальная деятельность

Исследовательская и проектная деятельность воспитанников является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности ...

Инновационная и экспериментальная деятельность

Инновационная и экспериментальная деятельность...

Инновационная и экспериментальная деятельность

Инновационная и экспериментальная деятельность...

Инновационная и экспериментальная деятельность

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...

Инновационная и экспериментальная деятельность

Инновационная и экспериментальная деятельность...

Инновационная и экспериментальная деятельность.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вмест...

3.4 .Участие в инновационной или экспериментальной деятельности.

3.4. Участие в инновационной или экспериментальной деятельности.МАДОУ «Колокольчик» с  2019 - 2024 учебный год является региональной инновационной площадкой.Приказ от 25.10...