Проект «Мини- музей» «Предметы быта»
проект (старшая группа)

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektpredmety_byta.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Автор: Богданова А.П.

Проект «Мини- музей» «Предметы быта»

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников. Соц. партнеры: «Центральная детская библиотека», МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр»

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, горшок, шкатулка, керосиновая лампа, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в педагогический проект.

 

Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.                                               

                                                                                            (В. А. Сухомлинский)

 

Цель:

Обогащение представлений детей об истории предметов быта и традиций русского народа.

      Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать представления детей о том, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом.
  2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.

Развивающие:

  1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;
  2. Способствовать развитию у детей воображения, фантазии.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны.
  2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость и воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства русского народа.

Первый этап – подготовительный.

1.Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

3.Подборка фотографий, литературы.

Второй этап: Разработка проекта.

1. Довести до сознания родителей и детей важность данной проблемы.

2. Подбор старинных народных предметов

3. Составление плана работы по реализации данного проекта.

 Реализация проекта в разных видах деятельности:

Образовательные

области

Формы м методы реализации проекта

Познавательное развитие

Беседы с детьми на темы:

«Что такое русский быт»: познакомить детей с бытом русского народа, с национальной одеждой и традициями.

«Путешествие в прошлое»: дать детям элементарные представления об истории цивилизации, об образе жизни наших предков.

«Как появилась посуда»: рассказать о посуде, о ее преобразовании человеком, познакомить с историей возникновения глиняной и деревянной посуды.

«Домашняя работа в прошлом и использование

бытовых приборов в быту»: закрепить знания детей о бытовой технике и ее назначении.

Дидактические игры:

«Угадай по описанию», «Что появилось раньше?»: развивать зрительное и слуховое восприятие, умение доказывать правильность своего ответа. «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»: познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета, развивать любознательность.

Просмотр мультимедийной презентации «Вещи из прошлого»: развивать познавательный интерес, любознательность.

ООД: «В мире старинных вещей»: формировать у детей представление о старинных предметах быта, знакомить с традициями русского народа.

Экскурсия в детскую библиотеку. Виртуальная экскурсия «Назад в прошлое».

Познавательный урок, о предметах быта: формировать у дошкольников познавательный интерес через знакомство с предметами прошлого, историей их происхождения.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Приготовим обед», «Мамины помощники»: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Ситуативные беседы: «Расскажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Что мы бы делали без газа и электричества»: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные навыки, связную речь, обогащать словарный запас.

Речевое развитие

Беседы:

«Как я помогаю дома», «Какие бытовые помощники используются дома», «Как бы мы жили без современных электрических приборов»: развивать умение у детей поддерживать беседу, поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

Загадки о предметах быта: развивать логическое мышление, умение доказывать правильность своего ответа.

Просмотр фрагментов любимых сказок: поддержать настроение у детей, настроить их на добрый, положительный лад.

Проведение игры: «Логические цепочки», развивать речь, слуховое восприятие.

Чтение и обсуждение народных сказок:

«Как муж дома хозяйничал», «Колосок», «Морозко», «Волшебная дудочка»: развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Печка», «Изба»,

Лепка: «Самовар», «Глиняный горшочек».

Аппликация:

«Свеча», «Посуда»: развивать интерес детей к изобразительной деятельности, формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.

Хороводные игры: «Подушечка», «Золотые ворота», «Карусель»: формировать умение придумывать движения в хороводах, проявлять самостоятельность в творчестве.

Работа с родителями

Мастер-класс: «Посуда своими руками»: познакомить родителей с приемами изготовления посуды по принципу Папье-Маше, помочь приобрести практические навыки в работе с детьми по ручному труду.

Консультация: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»: воспитывать у родителей желание привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

Привлечь родителей к изготовлению экспонатов для мини-музея.

Третий этап: Заключительный.

Проведение экскурсии детьми для своих родителей и  детей старшего возраста в мини-музей «Предметы быта».

 

Литература:

 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

4. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-музей русского быта

выоаыволдаывдлаыварывдлаывдлоаолывалдоыв...

Проект "Мини-музей старинной русской одежды и предметов быта".

ЦЕЛЬ:  Воспитание у детей старшего дошкольного возраста  любви к своей  Родине и уважения к труду народных мастеров  через ознакомление с русской народной одеждой и предметами быта...

Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста. Мини-музей «Предметы русского быта».

Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися....

Мини-музей "Предметы народного быта"

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и ма...

Проект "Мини - музей русского быта"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Мини-музей " Предметы народного быта"

Создание мини-музея родителями группы для того, чтобы дети могли познакомиться с предметами старины( бабушек, дедушек)...