ПРОЕКТ информационно-познавательный «СЕМЬЯ» для детей среднего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Одной из важных задач образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. В «Концепции модернизации российского образования»  сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_semya.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Буратино»

ПРОЕКТ

информационно-познавательный

«СЕМЬЯ»

для детей среднего дошкольного возраста

         

Разработала воспитатель:

Богданова А.П.

Мегион 2023 г.

 «Семья – это та самая среда, в которой

человек учится, и сам творит добро»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Одной из важных задач образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. В «Концепции модернизации российского образования»  сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.

Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.

Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте,  ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности.

I. Целеполагание

Вернувшись в детский сад, после зимних каникул дети стали наперебой рассказывать о встрече  Нового года в кругу семьи,  о совместном отдыхе, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта «Семья». Данная тема позволит детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса, приблизится к миру детей, глубже узнать специфику работы дошкольного учреждения. И самое главное, проект будет способствовать развитию детско-родительских отношений, укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.

Тип проекта: информационно-познавательный

Участники: дети, педагоги, родители

Целевая группа: дети 4-5 лет

Масштаб проекта: кратковременный

Вид проекта: групповой

Образовательные области:  физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество

Цель: формировать у детей понятие «семья»

Задачи: 

- Обогащать знания детей о своей семье

- Активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о своей семье

- Развивать коммуникативные навыки детей

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях

Сроки реализации проекта

I этап (подготовительный) – 15.01.2023 – 01.02.2023г.

Цель: Диагностические исследования детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей.  Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены  участники проекта. В ходе реализации группового проекта  участниками были воспитанники средней группы, педагоги,  родители.  Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен  план взаимодействия с родителями.

II этап (основной) – 02.02.2023 – 30.04.2023г.

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, воспитать уважение к членам семьи.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводили непосредственно организованную деятельность  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых  было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

III этап  (заключительный) – 01.05.23 – 11.05.2023г.

Цель: Диагностика уровня сформированности знаний у детей о своей семье.

Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме  семейного досуга «Наша дружная семья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейного досуга были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.

Предполагаемые итоги реализации проекта: 

Знание детьми информации о своей семье.

Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.

Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

II. Разработка проекта

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Составить перспективный план мероприятий.

III. Выполнение проект

Формы и методы образовательной деятельности по областям,

          интеграция образовательных областей в проекте «Семья»

№ п/п

Образовательная область

Содержание

Цель

Работа с родителями

1

Физическая культура

  Интегрируется с    

  образовательными

  областями:

 - Коммуникация

 - Познание

 - Здоровье

 - Социализация

 - Безопасность

- Физкульминутки «Помогаем маме», «Кто живёт у нас в квартире?», «Девочка Мила», «Пингвины»

- Развлечение «Любим вместе отдыхать, бегать прыгать и играть!».

- Подвижные игры «Теремок», «Наседка и цыплята», «Гуси и волк», «Кто больше?», «Придумай движение», «Развей скуку»

Содействовать гармоничному физическому развитию детей. Формировать  у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

 - Проведение совместной утренней гимнастики

-Консультация «Зарядка – это весело»

2

Здоровье

  Интегрируется с  

  образовательными

  областями:

 - Познание

 - Социализация

 - Безопасность

 - Физическая культура

 - Коммуникация

- Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка», «Пальчик-мальчик», «У девочек и мальчиков». «Мы делили апельсин!», «Маленький мизинчик», «Пальчики в лесу», «Этот пальчик хочет спать», «Раз уселась на скамейке, Наша дружная семейка», «Пять да пять - родные братцы», «Дом»,

«Ладушки, ладушки», «Этот пальчик – дедка»

- Просмотр мультфильмов «Маша и медведь», «Мойдодыр», «Айболит»

- Дидактическая игра «Полезное и вредное»

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.

 - «Игра на прокат»: «Из чего мы сделаны», «Валеология или здоровый малыш», «Путешествие в мир эмоций», «Опасно – безопасно», «Поваренок».

3

Безопасность

  Интегрируется с      

  образовательными

  областями:

 - Познание

 - Здоровье

 - Чтение

 художественной                                                                                                                                                                                 литературы

- Беседа по основам безопасности «Эта спичка невеличка», «Электричество и электроприборы»

Формирование умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

 - Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья  или незабываемый выходной», Безопасность детей в доме

4

Социализация

 Интегрируется с

  образовательными

  областями:

 - Познание

 - Чтение  

 художественной          

 литературы

 - Труд

 - Коммуникации

 - Безопасность

- Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»

- Дидактические игры  «Чьи детки?» «Дружная семейка», «Маленькие помощники»

- Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Теремок»

- Игра-развлечение «Чем могу, тем помогу»

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать. Учить детей делать простейшие выводы, понимать, что в  семье  все заботятся друг о друге.

 - Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Магазин», «Парикмахерская»

 - Изготовление масок к творческим играм

Консультация «Формирование у дошкольников положительного образа родного дома»

5

Труд

 Интегрируется с          

образовательными

  областями:

 - Познание

 - Чтение                        

 художественной  

 литературы

 - Социализация

Дежурство в группе, коллективный труд

Формирование  у детей отчетливых представлений о роли труда взрослых  и детей в жизни общества и каждой семьи.

 - Консультация «В труде воспитывается воля»

6

Познание

 Интегрируется с

образовательными

  областями:

 - Чтение

 художественной

 литературы

 - Коммуникация

 - Социализация

 - Безопасность

 - Труд

- Развивающая игра «Моя дружная семья» (блоками Дьениша)

- НОД

- ФЦКМ «Наши папы»

- ФЦКМ «Моя мама»

- Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки», «Ушки-неслушки»

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми представлений о членах семьи и ближайших родственниках, установление связи между ними.

- Рекомендации для                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        родителей «Путешествие в прошлое семьи» 

 - Буклеты «Роль матери в воспитании», «Воспитать настоящего мужчину или роль отца в воспитании

сына»

7

Коммуникация

  Интегрируется с                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     образовательными                                                                                                                                                     областями:

 - Социализация

 - Безопасность

 - Чтение

 художественной

 литературы

 - Познание

 - Труд

 - Физическая  

 культура

 - Здоровье

- Беседы на тему «Наша дружная семья» (с элементами художественного конструирования), «Семья и родной дом», «Мой папа», «Бабушка и дедушка в семье», «Моя родня»

- Инсценировки Настольный театр «Репка», «Бычок – смоляной бочок», «Машенька и медведь»

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

 - Подбор стихов, пословиц и поговорок о семье

 - Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Моя семья», «Мой домашний любимец»

8

Чтение художественной литературы

  Интегрируется с                                                                                                                                                образовательными областями:

 - Познание

 - Социализация

 - Здоровье

Чтение «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», А Барто «Помощница», Э. Мошковская «Стихи про бабушку», Л.Квитко «Бабушкины руки», Я. Аким

«Славный дедушка, родной…» А. Плещеев «Внучка»

Знакомство с пословицами и поговорками о семье

Поддерживать у детей интерес к литературе,  понимание роли взрослых и детей в семье. Воспитывать через чтение любовь к ближним, радость и гордость за то, что у него есть семья, способствовать углублению читательских интересов.

 - Посмотреть вместе с детьми и обсудить мультфильмы о семье:

«Волк и семеро козлят»,  

«Мама для мамонтенка»,

«Осьминожки»,  

«Волк и теленок», «День рождения бабушки»

9

Художественное творчество

   Интегрируется с

 образовательными

   областями:

 - Познание

 - Чтение

 художественной

 литературы

 - Коммуникации

 - Ручной труд

- Рисование «Портрет мамы», «Моя семья» (создание альбома «Моя семья»), «Дом моей мечты»

- Изготовление подарков к праздникам 23 февраля и 8 марта

- Фотовыставка «Семейные увлечения»

- Оформление альбома «Наш самый незабываемый день»

- Выпуск газеты ко дню Семьи

- НОД:

- Аппликация «Подарок для папы»

- Рисование «Портрет мамы»

- Аппликация «Моя семья»

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе собственной творческой деятельности     (самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Учить детей быть внимательными к своим родным.

 - Сделать герб «Моя семья»

 -  Подобрать фото «Наш самый незабываемый день»

 - Фото «Хобби в моей семье»

 - Составление генеалогического древа семьи (совместно с родителями)

Перспективное планирование

        

Месяц

НОД

Совместная деятельность педагогов и детей

январь

Диагностика детей

февраль

1 неделя

- Опрос детей «Что я знаю о своей семье»

- Беседа на тему «Наша дружная семья» (с элементами художественного конструирования)

- Физкульминутка « «Кто живёт у нас в квартире?

- Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

- Сюжетно-ролевая игра «День рожденья»

- Подвижная игра «Теремок»

- Инсценировка «Ушки-неслушки»

- Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2 неделя

- ФЦКМ «Наши папы»

- Физкульминутка «Пингвины»

- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»

- Беседа «Мой папа»

- Дидактическая игра  «Дружная семейка»

- Подвижная игра «Наседка и цыплята»

- Чтение художественной литературы Т. Бокова «Как папа»

3 неделя

- Художественное творчество-аппликация «Подарок для папы»

- Физкульминутка «Мы ногами топ-топ»

- Пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков»

- Настольный театр «Бычок – смоляной бочок»

- Дидактическая игра «Полезное и вредное»

- Просмотр мультфильма «Маша и медведь»

- Чтение художественной литературы Л. Разумова «Мой папа красивый»

4 неделя

- Музыкальное «Праздник пап»

- Физкульминутка «Девочка Мила»

- Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин!»

- Дидактическая игра  «Чьи детки?»

- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

- Чтение художественной литературы О. Чусовитина «Самый лучший!»

- Развлечение «Моя семья»

март

1 неделя

- ФЦКМ «Моя мама»

- Физкульминутка «Помогаем маме»

- Пальчиковая гимнастика «Маленький мизинчик»

- Беседа «Семья и родной дом»

- Подвижная игра «Гуси и волк»

- Чтение художественной литературы А Барто «Помощница»

- Инсценировка «Сказка для мамочки»

- Дидактическая игра «Маленькие помощники»

- Оформление альбома «Герб моей семьи»

2 неделя

- Художественное творчество-рисование «Портрет мамы»

- Беседа «Моя мама»

-  - Игра-развлечение «Чем могу, тем помогу»

- Чтение художественной литературы Н. Саконская «Разговор о маме»

- Настольный театр «Машенька и медведь»

- Физминутка «Считалка под мяч. Раз, два, три, четыре»

- Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»

- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

3 неделя

- Чтение художественной литературы «Кукушка»

- Просмотр мультфильма  «Мойдодыр»

- Вечер загадок о семье

- Игра-беседа «Электричество и электроприборы»

- Физминутка «Семья»

- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»

- Составление генеалогического древа семьи (совместно с родителями)

4 неделя

- Художественное творчество-рисование «Дом моей мечты»

- Чтение художественной литературы «Гуси – лебеди»

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

- Пальчиковая гимнастика «Раз уселась на скамейке,Наша дружная семейка»

- Физминутка «Мы построим снежный дом»

- Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Моя семья», «Мой домашний любимец»

апрель

1 неделя

- Беседа «Бабушка и дедушка в семье»

- Игра-драматизация «Красная Шапочка»

- Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Стихи про бабушку», Л.Квитко «Бабушкины руки», Я. Аким «Славный дедушка, родной…» А. Плещеев «Внучка»

- Подвижная игра «Кто больше?»

- Пальчиковая гимнастика «Пять да пять - родные братцы»

- Физминутка «Кто за кем идет»

2 неделя

- Художественное творчество-аппликация «Моя семья»

- Беседа «Моя родня»

- Настольный театр «Репка»

- Просмотр мультфильма «Айболит»

- Чтение художественной литературы Я. Аким «Моя родня»

- Пальчиковая гимнастика «Дом»

- Физминутка «Встань, как только солнце встанет»

- Подвижная игра «Придумай движение»

- Оформление альбома «Наш самый незабываемый день»

3неделя

- Развивающая игра «Моя дружная семья» (с блоками Дьенеша)

- Знакомство с пословицами и поговорками о семье

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»

- Чтение художественной литературы  В. Осеева «Загадка»

- Беседа по основам безопасности «Эта спичка невеличка»

- Пальчиковая гимнастика «Ладушки, ладушки»

- Физминутка «Солнце»

- Подвижная игра «Развей скуку»

- Выпуск газеты ко дню Семьи

4 неделя

- Инсценировка «Три мамы»

- Игра-драматизация по сказке «Теремок»

- Чтение художественной литературы  Е. Благинина «Мама спит, она устала…», В. Бокова «Колыбельная для мамы»

- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедка»

- Физминутка «Сначала буду маленьким»

- Фотовыставка «Семейные увлечения»

май

1неделя

- Итоговая диагностика детей

2неделя

- Презентация проекта «Наша дружная семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия по теме "Семья" для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развтия

Данное занятие направлено на активизацию словаря по теме "Семья"  у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и задержкой психического развития в процессе в...

Детско-родительский проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах....

Проект "Моя дружная семья" для детей старшего дошкольного возраста

Семья – там, где уютно и комфортно, где всегда ждут, утешат и поддержат.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать...

Проект "Моя дружная семья" для детей старшего дошкольного возраста

Семья - там, где уютно и комфортно, где всегда ждут, утешат и поддержат.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности: «моя семья» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности: «моя семья» для детей среднего дошкольного возрастаЦель: Формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношени...

Конспект НОД «Бюджет семьи» для детей среднего дошкольного возраста.

Представлен материал  по формированию финансовой грамотности у дошкольников....

ИННОВАЦИОННАЯ АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ Игра «Мемори» раздел «Семья» для детей среднего дошкольного возраста

Вашему вниманию предоставляется инновационная авторская разработка с применением ИКТ - технологий игра "Мемори" раздел "Семья" для детей среднего дошкольного возраста. Данное ИКТ п...