ПРОЕКТ информационно-познавательный «СЕМЬЯ» для детей среднего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Одной из важных задач образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya.doc | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Буратино»
ПРОЕКТ
информационно-познавательный
«СЕМЬЯ»
для детей среднего дошкольного возраста
Разработала воспитатель:
Богданова А.П.
Мегион 2023 г.
«Семья – это та самая среда, в которой
человек учится, и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Одной из важных задач образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности.
I. Целеполагание
Вернувшись в детский сад, после зимних каникул дети стали наперебой рассказывать о встрече Нового года в кругу семьи, о совместном отдыхе, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта «Семья». Данная тема позволит детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса, приблизится к миру детей, глубже узнать специфику работы дошкольного учреждения. И самое главное, проект будет способствовать развитию детско-родительских отношений, укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Тип проекта: информационно-познавательный
Участники: дети, педагоги, родители
Целевая группа: дети 4-5 лет
Масштаб проекта: кратковременный
Вид проекта: групповой
Образовательные области: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество
Цель: формировать у детей понятие «семья»
Задачи:
- Обогащать знания детей о своей семье
- Активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о своей семье
- Развивать коммуникативные навыки детей
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях
Сроки реализации проекта
I этап (подготовительный) – 15.01.2023 – 01.02.2023г.
Цель: Диагностические исследования детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники средней группы, педагоги, родители. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
II этап (основной) – 02.02.2023 – 30.04.2023г.
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили непосредственно организованную деятельность по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
III этап (заключительный) – 01.05.23 – 11.05.2023г.
Цель: Диагностика уровня сформированности знаний у детей о своей семье.
Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейного досуга «Наша дружная семья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейного досуга были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Знание детьми информации о своей семье.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
II. Разработка проекта
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятий.
III. Выполнение проект
Формы и методы образовательной деятельности по областям,
интеграция образовательных областей в проекте «Семья»
№ п/п | Образовательная область | Содержание | Цель | Работа с родителями |
1 | Физическая культура Интегрируется с образовательными областями: - Коммуникация - Познание - Здоровье - Социализация - Безопасность | - Физкульминутки «Помогаем маме», «Кто живёт у нас в квартире?», «Девочка Мила», «Пингвины» - Развлечение «Любим вместе отдыхать, бегать прыгать и играть!». - Подвижные игры «Теремок», «Наседка и цыплята», «Гуси и волк», «Кто больше?», «Придумай движение», «Развей скуку» | Содействовать гармоничному физическому развитию детей. Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками. | - Проведение совместной утренней гимнастики -Консультация «Зарядка – это весело» |
2 | Здоровье Интегрируется с образовательными областями: - Познание - Социализация - Безопасность - Физическая культура - Коммуникация | - Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка», «Пальчик-мальчик», «У девочек и мальчиков». «Мы делили апельсин!», «Маленький мизинчик», «Пальчики в лесу», «Этот пальчик хочет спать», «Раз уселась на скамейке, Наша дружная семейка», «Пять да пять - родные братцы», «Дом», «Ладушки, ладушки», «Этот пальчик – дедка» - Просмотр мультфильмов «Маша и медведь», «Мойдодыр», «Айболит» - Дидактическая игра «Полезное и вредное» | Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья. | - «Игра на прокат»: «Из чего мы сделаны», «Валеология или здоровый малыш», «Путешествие в мир эмоций», «Опасно – безопасно», «Поваренок». |
3 | Безопасность Интегрируется с образовательными областями: - Познание - Здоровье - Чтение художественной литературы | - Беседа по основам безопасности «Эта спичка невеличка», «Электричество и электроприборы» | Формирование умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения. | - Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», Безопасность детей в доме |
4 | Социализация Интегрируется с образовательными областями: - Познание - Чтение художественной литературы - Труд - Коммуникации - Безопасность | - Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» - Дидактические игры «Чьи детки?» «Дружная семейка», «Маленькие помощники» - Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Теремок» - Игра-развлечение «Чем могу, тем помогу» | Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать. Учить детей делать простейшие выводы, понимать, что в семье все заботятся друг о друге. | - Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» - Изготовление масок к творческим играм Консультация «Формирование у дошкольников положительного образа родного дома» |
5 | Труд Интегрируется с образовательными областями: - Познание - Чтение художественной литературы - Социализация | Дежурство в группе, коллективный труд | Формирование у детей отчетливых представлений о роли труда взрослых и детей в жизни общества и каждой семьи. | - Консультация «В труде воспитывается воля» |
6 | Познание Интегрируется с образовательными областями: - Чтение художественной литературы - Коммуникация - Социализация - Безопасность - Труд | - Развивающая игра «Моя дружная семья» (блоками Дьениша) - НОД - ФЦКМ «Наши папы» - ФЦКМ «Моя мама» - Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки», «Ушки-неслушки» | Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми представлений о членах семьи и ближайших родственниках, установление связи между ними. | - Рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи» - Буклеты «Роль матери в воспитании», «Воспитать настоящего мужчину или роль отца в воспитании сына» |
7 | Коммуникация Интегрируется с образовательными областями: - Социализация - Безопасность - Чтение художественной литературы - Познание - Труд - Физическая культура - Здоровье | - Беседы на тему «Наша дружная семья» (с элементами художественного конструирования), «Семья и родной дом», «Мой папа», «Бабушка и дедушка в семье», «Моя родня» - Инсценировки Настольный театр «Репка», «Бычок – смоляной бочок», «Машенька и медведь» | Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. | - Подбор стихов, пословиц и поговорок о семье - Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Моя семья», «Мой домашний любимец» |
8 | Чтение художественной литературы Интегрируется с образовательными областями: - Познание - Социализация - Здоровье | Чтение «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», А Барто «Помощница», Э. Мошковская «Стихи про бабушку», Л.Квитко «Бабушкины руки», Я. Аким «Славный дедушка, родной…» А. Плещеев «Внучка» Знакомство с пословицами и поговорками о семье | Поддерживать у детей интерес к литературе, понимание роли взрослых и детей в семье. Воспитывать через чтение любовь к ближним, радость и гордость за то, что у него есть семья, способствовать углублению читательских интересов. | - Посмотреть вместе с детьми и обсудить мультфильмы о семье: «Волк и семеро козлят», «Мама для мамонтенка», «Осьминожки», «Волк и теленок», «День рождения бабушки» |
9 | Художественное творчество Интегрируется с образовательными областями: - Познание - Чтение художественной литературы - Коммуникации - Ручной труд | - Рисование «Портрет мамы», «Моя семья» (создание альбома «Моя семья»), «Дом моей мечты» - Изготовление подарков к праздникам 23 февраля и 8 марта - Фотовыставка «Семейные увлечения» - Оформление альбома «Наш самый незабываемый день» - Выпуск газеты ко дню Семьи - НОД: - Аппликация «Подарок для папы» - Рисование «Портрет мамы» - Аппликация «Моя семья» | Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Учить детей быть внимательными к своим родным. | - Сделать герб «Моя семья» - Подобрать фото «Наш самый незабываемый день» - Фото «Хобби в моей семье» - Составление генеалогического древа семьи (совместно с родителями) |
Перспективное планирование
Месяц | НОД | Совместная деятельность педагогов и детей | |
январь | Диагностика детей | ||
февраль | 1 неделя | - Опрос детей «Что я знаю о своей семье» - Беседа на тему «Наша дружная семья» (с элементами художественного конструирования) - Физкульминутка « «Кто живёт у нас в квартире? - Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» - Сюжетно-ролевая игра «День рожденья» - Подвижная игра «Теремок» - Инсценировка «Ушки-неслушки» - Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |
2 неделя | - ФЦКМ «Наши папы» | - Физкульминутка «Пингвины» - Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик» - Беседа «Мой папа» - Дидактическая игра «Дружная семейка» - Подвижная игра «Наседка и цыплята» - Чтение художественной литературы Т. Бокова «Как папа» | |
3 неделя | - Художественное творчество-аппликация «Подарок для папы» | - Физкульминутка «Мы ногами топ-топ» - Пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков» - Настольный театр «Бычок – смоляной бочок» - Дидактическая игра «Полезное и вредное» - Просмотр мультфильма «Маша и медведь» - Чтение художественной литературы Л. Разумова «Мой папа красивый» | |
4 неделя | - Музыкальное «Праздник пап» | - Физкульминутка «Девочка Мила» - Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин!» - Дидактическая игра «Чьи детки?» - Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» - Чтение художественной литературы О. Чусовитина «Самый лучший!» - Развлечение «Моя семья» | |
март | 1 неделя | - ФЦКМ «Моя мама» | - Физкульминутка «Помогаем маме» - Пальчиковая гимнастика «Маленький мизинчик» - Беседа «Семья и родной дом» - Подвижная игра «Гуси и волк» - Чтение художественной литературы А Барто «Помощница» - Инсценировка «Сказка для мамочки» - Дидактическая игра «Маленькие помощники» - Оформление альбома «Герб моей семьи» |
2 неделя | - Художественное творчество-рисование «Портрет мамы» | - Беседа «Моя мама» - - Игра-развлечение «Чем могу, тем помогу» - Чтение художественной литературы Н. Саконская «Разговор о маме» - Настольный театр «Машенька и медведь» - Физминутка «Считалка под мяч. Раз, два, три, четыре» - Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» - Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» | |
3 неделя | - Чтение художественной литературы «Кукушка» - Просмотр мультфильма «Мойдодыр» - Вечер загадок о семье - Игра-беседа «Электричество и электроприборы» - Физминутка «Семья» - Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать» - Составление генеалогического древа семьи (совместно с родителями) | ||
4 неделя | - Художественное творчество-рисование «Дом моей мечты» | - Чтение художественной литературы «Гуси – лебеди» - Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - Пальчиковая гимнастика «Раз уселась на скамейке,Наша дружная семейка» - Физминутка «Мы построим снежный дом» - Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Моя семья», «Мой домашний любимец» | |
апрель | 1 неделя | - Беседа «Бабушка и дедушка в семье» - Игра-драматизация «Красная Шапочка» - Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Стихи про бабушку», Л.Квитко «Бабушкины руки», Я. Аким «Славный дедушка, родной…» А. Плещеев «Внучка» - Подвижная игра «Кто больше?» - Пальчиковая гимнастика «Пять да пять - родные братцы» - Физминутка «Кто за кем идет» | |
2 неделя | - Художественное творчество-аппликация «Моя семья» | - Беседа «Моя родня» - Настольный театр «Репка» - Просмотр мультфильма «Айболит» - Чтение художественной литературы Я. Аким «Моя родня» - Пальчиковая гимнастика «Дом» - Физминутка «Встань, как только солнце встанет» - Подвижная игра «Придумай движение» - Оформление альбома «Наш самый незабываемый день» | |
3неделя | - Развивающая игра «Моя дружная семья» (с блоками Дьенеша) - Знакомство с пословицами и поговорками о семье - Сюжетно-ролевая игра «Больница» - Чтение художественной литературы В. Осеева «Загадка» - Беседа по основам безопасности «Эта спичка невеличка» - Пальчиковая гимнастика «Ладушки, ладушки» - Физминутка «Солнце» - Подвижная игра «Развей скуку» - Выпуск газеты ко дню Семьи | ||
4 неделя | - Инсценировка «Три мамы» - Игра-драматизация по сказке «Теремок» - Чтение художественной литературы Е. Благинина «Мама спит, она устала…», В. Бокова «Колыбельная для мамы» - Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедка» - Физминутка «Сначала буду маленьким» - Фотовыставка «Семейные увлечения» | ||
май | 1неделя | - Итоговая диагностика детей | |
2неделя | - Презентация проекта «Наша дружная семья» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия по теме "Семья" для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развтия
Данное занятие направлено на активизацию словаря по теме "Семья" у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и задержкой психического развития в процессе в...
Детско-родительский проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах....
Проект "Моя дружная семья" для детей старшего дошкольного возраста
Семья – там, где уютно и комфортно, где всегда ждут, утешат и поддержат.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать...
Проект "Моя дружная семья" для детей старшего дошкольного возраста
Семья - там, где уютно и комфортно, где всегда ждут, утешат и поддержат.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности: «моя семья» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект непрерывной образовательной деятельности: «моя семья» для детей среднего дошкольного возрастаЦель: Формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношени...
Конспект НОД «Бюджет семьи» для детей среднего дошкольного возраста.
Представлен материал по формированию финансовой грамотности у дошкольников....
ИННОВАЦИОННАЯ АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ Игра «Мемори» раздел «Семья» для детей среднего дошкольного возраста
Вашему вниманию предоставляется инновационная авторская разработка с применением ИКТ - технологий игра "Мемори" раздел "Семья" для детей среднего дошкольного возраста. Данное ИКТ п...