Консультация для педагогов «Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности.
консультация

Есимова Альбина Салаватовна

Сказкотерапия — метод, который помогает формировать речевую активность, развивать устную речь ребёнка, обогащать его словарный запас. 

Некоторые задачи сказкотерапии:

  • развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи; 
  • улучшение речевого дыхания, артикуляции, автоматизации и дифференциации звуков; 
  • расширение словарного запаса; 
  • развитие связной речи посредством работы над текстом сказки; 
  • улучшение просодической стороны речи благодаря драматизации сказки; 
  • развитие мимики, жестикуляции и мелкой моторики. 

Работа со сказкой помогает детям обучиться творческому рассказыванию, предоставляет возможности для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_1_2.docx403.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

Консультация для педагогов  на тему:

«Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности.

Подготовил: воспитатель высшей кв. кат. Есимова  А.С.

Оренбург, 2024

В настоящее время мы видим повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет использовать сказку, как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

  • пересказывания сказок;
  • группового рассказывания сказок;
  • рассказывания сказок по кругу,
  • сочинения сказок.

Работу со сказкой можно разделить на 4 этапа. 1 этап «Ритуал вхождения в сказку»

  • Музыкальное        сопровождение,        которое        поможет        детям

настроиться на сказку.

  • Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
  • Игра «Волшебный клубочек»
  • Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.
  1. этап «Чтение сказки»

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым».

Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы. Второй вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

  1. этап «Обсуждение сказки»

Вместе с детьми обсуждаем – кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличаются герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведёт себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем как ведёт себя зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства.

Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не изменится.

  1. этап «Ритуал выхода из сказки»

Мелодия выхода из сказки

«Мы берём с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились». И проходим через «Волшебный обруч»- возвращаемся из сказки.

Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через

использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом речевого развития и творчества детей.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации        и        использования        различных        видов        театрализованной деятельности.

Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию.

Это может быть – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях.

Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включатся в игру, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, а лишь позже у них возникает желание самим участвовать.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой детям легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции детей.

Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша).

Сказкотерапия проводиться по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Участие в играх детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а так же умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике, ритме.

Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают, поэтому если педагог заметил эмоциональное перевозбуждение, физическое переутомление, стоит переключить внимание воспитанников на другой вид деятельности, например провести игровую дыхательную, пальчиковую гимнастики или физкультминутку.

Итоговую часть сказкоторапии обычно посвящают обсуждению. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется их мнением по поводу проведённых игр, уточняет, какие игры больше понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Эта информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу.

Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

В педагогической работе особую роль следует отвести просвещению родителей. Нужно рассказывать им о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как средства нравственного воспитания подрастающего поколения.

Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчеркнуть его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях.

Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок – это хорошая семейная традиция, которая создает тёплую задушевную атмосферу в доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари....

Консультация для педагогов «Сказкотерапия» в образовательной деятельности .

Консультация для педагогов            «Сказкотерапия» в образовательной деятельности ....

Консультация для педагогов " Как сделать образовательную деятельность по формированию экологической воспитанности для дошкольников интересной"

В данном материале данны  рекомендации педагогам,  как интересно и грамотно, в соответствии с ФГОС выстроить свою работу по формированию экологической воспитанности дошкольников при наблюден...

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия в образовательной деятельности при формировании речевой активности»

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуков...

«Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности»

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи....

Консультация для педагогов "Сказкотерапия в образовательной деятельности"

Консультация для педагогов "Сказкотерапия в образовательной деятельности"...