Консультация для педагогов " Как сделать образовательную деятельность по формированию экологической воспитанности для дошкольников интересной"
учебно-методический материал (старшая группа)
В данном материале данны рекомендации педагогам, как интересно и грамотно, в соответствии с ФГОС выстроить свою работу по формированию экологической воспитанности дошкольников при наблюдении за погодой , погодными условиями на метеостанции ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как сделать образовательную деятельность по формированию экологической воспитанности для дошкольников интересной?
Как сделать занятие по экологическому воспитанию в ДОУ интересным? Как его построить с учетом всех индивидуальных, психологических и физиологических особенностей воспитанников? При этом выдать необходимый учебный материал так, чтобы детям было интересно, он был понятен, и они сумели в дальнейшем пользоваться полученными знаниями и умениями.
Вся система образования строится на системно-деятельностном подходе, который является методологической основой. Именно этот подход включает в себя и учет всех индивидуальных, психологических и физиологических особенностей воспитанников, признание решающей роли содержания образования, ориентацию на результаты образования.
Практикующему педагогу приходится чаще всего сталкиваться с понятиями деятельностный подход, технология реализации деятельностного подхода, деятельностный метод обучения, технология деятельностного метода. Прежде всего обратимся к определению понятия «деятельность». Деятельность- это специфическая форма отношений к окружающему миру; включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Из этого можно сделать такой вывод, что структурными элементами деятельности являются: цель - процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств и результат. Значит, для того, чтобы ребенок включился в деятельность, он должен осознать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемые результат.
Можно выделить своеобразные структурные элементы занятия. Цель, которая ставится на занятии: это результат, к которому должны прийти дети. Перед планированием занятия необходимо определиться с вопросом для чего проводится это занятие. Соответственно из этого вытекает цель, которая определяет деятельность детей. Также перед собой ставит цель и педагог: какой результат в итоге данного занятия хочет он получить. Естественно прописываются задачи. Но, не стоит забывать, что в соответствии с законом об образовании процесс образования - единый целенаправленный процесс обучения и воспитания. В течение занятия должна прослеживаться совместная деятельность педагога и детей и, конечно же, самостоятельная деятельность детей в процессе занятия. По окончанию занятия необходимо провести рефлексию, которая в свою очередь вытекает из цели, определяющей деятельность детей на занятии. Конечно же, на протяжении всего занятия должен быть мотивирующий компонент или мотив. Мотив помогает детям включиться в деятельность, получить результат.
Рассмотрим подробнее образовательную деятельность по экологическому воспитанию для дошкольников при наблюдении за погодой, погодными условиями на метеостанции в ДОУ. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности детей. Работа предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. В соответстсвии с ФГОС взрослый и ребенок – субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству). Обучающий процесс необходимо организовать так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия необходимо строить с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Необходимо постоянно проводить занятия, направленные на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. И тогда мы сможем получить личность, которая будет отличаться экологической воспитанностью по отношению ко всему окружающему, будет относиться бережно и продуманно к природе и животному миру. Большое значение необходимо отвести исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. Это очень интересно для детей, так как они сами могут добыть какие-то знания, установить причинно-следственные связи, сделать выводы, опираясь именно на свои наблюдения, результаты опытов. Педагогу возможно создать какую-ту проблемную ситуацию, которая требует разрешения только после проведения какой-нибудь исследовательской деятельности. Именно ее проводят дети, получают результат. В процессе обучения необходимо обращать внимание на то, чтобы были задействованы все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям надо предоставить возможность потрогать, понюхать окружающие объекты. Конечно, если это не представляет никакой опасности для жизни и здоровья детей. Постоянно проводить экскурсии, прогулки на территории ДОУ, на которых будут решаться разные исследовательские задачи.
Большое значение играет ведущая форма деятельности дошкольников – игра (самостоятельные игры экологического и природоведческого характера). Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры – превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. На занятиях по физической культуре возможно проводить обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы животных, птиц, насекомых, деревьев и т.п. Образно-подражательные движения помогают развивать у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
Как мы видим, образовательная деятельность по формированию экологической воспитанности у дошкольников может быть интересной и насыщенной. При правильном построении занятий, при применении всевозможных методов, средств и подходов, данная образовательная деятельность может быть очень интересной, запоминающейся, и, что самое главное, в полной мере поможет сформировать экологическую воспитанность у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
Консультация для педагогов: "Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников ".
Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личности, культуры. Главная цель нравственно-экологического воспитания – форм...
Консультация для педагогов :« Применение электронно - образовательных ресурсов для формирования логико – математических представлений дошкольников»
Неотъемлемой частью современного дошкольного образования являются интерактивные технологии, которые призваны, прежде всего, улучшить качество образования и воспитания, повысить мотивацию детей к получ...
Доклад на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как образовательная область в формирование экологического воспитания»
доклад о познавательсно - исследовательской деятельности дошкольников как образовательной области в формировании экологического воспитания дошкольников...
Самообразование по теме: «Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
laquo;Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Воспитатель:Рябцева О.В....
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания дошкольников.»
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоц...
Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....