Консультация для педагогов " Как сделать образовательную деятельность по формированию экологической воспитанности для дошкольников интересной"
учебно-методический материал (старшая группа)

Кузьминкина Наталья Владимировна

В данном материале данны  рекомендации педагогам,  как интересно и грамотно, в соответствии с ФГОС выстроить свою работу по формированию экологической воспитанности дошкольников при наблюдении за погодой , погодными условиями на метеостанции ДОУ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сделать образовательную деятельность по формированию экологической воспитанности для дошкольников интересной?

        Как сделать занятие по экологическому воспитанию  в ДОУ интересным? Как его построить с учетом всех индивидуальных, психологических и физиологических   особенностей воспитанников? При этом выдать необходимый учебный материал так, чтобы  детям было интересно,  он был понятен, и они сумели в дальнейшем пользоваться полученными знаниями и умениями.

        Вся система  образования строится на системно-деятельностном  подходе, который является методологической основой.  Именно этот подход включает в себя и учет всех индивидуальных, психологических и физиологических   особенностей воспитанников, признание решающей роли содержания образования,  ориентацию на результаты образования.

       Практикующему педагогу  приходится чаще всего сталкиваться  с понятиями деятельностный подход,  технология реализации деятельностного подхода, деятельностный метод обучения, технология деятельностного метода. Прежде всего обратимся к определению понятия «деятельность». Деятельность- это специфическая  форма отношений к окружающему миру; включает в себя цель, средства, результат  и сам процесс. Из этого можно сделать такой вывод, что  структурными элементами деятельности являются: цель - процесс (действия), предполагающий использование тех или иных  средств  и  результат. Значит, для того, чтобы ребенок включился  в деятельность, он должен осознать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемые результат.

           Можно выделить своеобразные структурные элементы занятия. Цель, которая ставится  на занятии: это результат, к которому должны прийти дети. Перед планированием занятия необходимо определиться с вопросом для чего  проводится это занятие. Соответственно из этого вытекает цель, которая определяет деятельность детей. Также  перед собой ставит цель  и педагог:  какой результат в итоге данного занятия хочет он получить. Естественно прописываются задачи. Но, не стоит забывать, что  в соответствии с законом об образовании  процесс образования  - единый целенаправленный процесс обучения и воспитания. В течение занятия  должна прослеживаться  совместная деятельность  педагога и детей и, конечно же,  самостоятельная деятельность детей в процессе занятия. По окончанию занятия  необходимо провести  рефлексию, которая в свою очередь  вытекает из цели, определяющей деятельность детей на занятии. Конечно же, на протяжении всего занятия  должен быть мотивирующий компонент или мотив. Мотив помогает детям включиться в деятельность, получить результат.

        Рассмотрим подробнее образовательную деятельность по экологическому воспитанию для дошкольников при наблюдении за погодой, погодными условиями на метеостанции в ДОУ.  В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению  необходимо использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности детей. Работа предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения.  В соответстсвии с ФГОС взрослый и ребенок – субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству). Обучающий процесс  необходимо организовать так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия  необходимо строить с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.  Необходимо  постоянно   проводить  занятия, направленные на  формирование  экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. И тогда мы сможем  получить личность, которая  будет отличаться экологической воспитанностью по отношению ко всему окружающему, будет относиться бережно и  продуманно к природе и животному миру. Большое значение необходимо отвести исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. Это очень интересно для детей, так как они сами могут добыть какие-то знания,  установить причинно-следственные связи, сделать выводы, опираясь именно на свои наблюдения, результаты опытов. Педагогу возможно создать какую-ту проблемную ситуацию, которая требует разрешения только после проведения какой-нибудь исследовательской деятельности.  Именно ее проводят дети, получают результат. В процессе обучения необходимо обращать внимание на то, чтобы были задействованы все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение.  Для этого детям надо предоставить возможность потрогать, понюхать окружающие объекты. Конечно, если это не представляет никакой опасности для жизни и здоровья детей. Постоянно проводить экскурсии, прогулки на территории ДОУ, на которых будут решаться разные исследовательские задачи.  

         Большое значение играет ведущая форма  деятельности дошкольников – игра (самостоятельные игры экологического и природоведческого характера). Развивать положительные эмоции по отношению к природе  помогают игры – превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии  к животным, растениям, объектам неживой природы.  На занятиях по физической культуре  возможно  проводить обучение детей  разнообразным видам движений и игровым упражнениям  в виде  имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы животных, птиц, насекомых,  деревьев и т.п. Образно-подражательные движения помогают  развивать у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

   Как мы видим, образовательная деятельность по формированию экологической воспитанности у дошкольников может быть интересной и насыщенной. При правильном построении занятий, при применении всевозможных методов, средств и подходов, данная образовательная деятельность может быть очень интересной, запоминающейся, и, что самое главное, в полной мере поможет сформировать экологическую воспитанность у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников ".

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности.  В этот период закладываются основы личности, культуры.   Главная цель нравственно-экологического воспитания – форм...

Консультация для педагогов :« Применение электронно - образовательных ресурсов для формирования логико – математических представлений дошкольников»

Неотъемлемой частью современного дошкольного образования являются интерактивные технологии, которые призваны, прежде всего, улучшить качество образования и воспитания, повысить мотивацию детей к получ...

Доклад на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как образовательная область в формирование экологического воспитания»

доклад о познавательсно - исследовательской деятельности дошкольников как образовательной области в формировании экологического воспитания дошкольников...

Самообразование по теме: «Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

laquo;Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»     Воспитатель:Рябцева О.В....

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания дошкольников.»

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоц...

Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....